Узбекистан: Сразу в трех областях проходят закрытые суды над сотнями обвиняемых в религиозном экстремизме
Правозащитное общество Узбекистана «Эзгулик» («Благодеяние», http://www.ezgulik.org) сообщает, что в Сырдарьинской области Узбекистана начались судебные процессы над группой из 67 человек, обвиняемых в принадлежности к радикальным религиозным течениям «Джихадисты» («Жиходчилар») и «Братья» («Биродарлар»). По данным правозащитников, во время заседаний здание суда окружено десятками солдат и вооружённой охраной.
В то же время в Пахтакорском районном суде Джизакской области рассматривается дело других 24 «религиозников», а в городе Чирчик Ташкентской области арестованы более 80 практикующих мусульман. Охота за членами течения «Нурсисты» («Нурчилар») тоже ещё не закончена.
По данным правозащитников, в различных районных судах Ташкента рассматриваются дела, связанные с убийствами ответственного работника Министерства внутренних дел Узбекистана Хасана Асадова и заместителя директора медресе Кукельдаш Аброра Абророва, которые были убиты неизвестными в августе прошлого года, а также с покушением на имама-хатыба Ташкента Анвара-кори Турсунова, который по счастливой случайности остался в живых. Отмечается также, что журналист и спортивный обозреватель Хайрулла Хамидов привлечён к судебному разбирательству за причастность к течению «Салафия» или «Тараккийлар».
Общество «Эзгулик» обращает внимание на то, что в совокупности сегодня проходят суды над сотнями людей, обвиняемыми в посягательстве на Конституционный строй Узбекистана и распространении материалов, представляющих угрозу общественной безопасности. По мнению органов дознания и следствия, имеются факты доказательства их вины.
«Если в подобных утверждениях есть толика правды, то, несомненно, существует угроза нашей национальной безопасности и нашему спокойствию. Однако почему хранят молчание средства массовой информации, официальные агентства, радио и телевидение Узбекистана, которые обязаны информировать общественность о сложившейся подобной ситуации?» - задается вопросом «Эзгулик».
Правозащитники указывают на то, что нынешние подпольные следствия и закрытые судебные процессы отчетливо напоминают такие события, как волну арестов, судов и приговоров после взрывов автомашин с взрывчаткой в феврале 1999 года в Ташкенте и после взрывов террористов-смертников в 2004 году, или широкомасштабные аресты и закрытые процессы после андижанских событий.
Исходя из сложившейся ситуации, общество «Эзгулик» призвало правительство Узбекистана, комитет по печати и информации парламента страны, Генеральную прокуратуру Узбекистана, а также Национальную телерадиокомпанию республики в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и Концепцией национальной безопасности ознакомить общественность с действительной ситуацией в стране: организовать для этого цикл передач; объявить предварительные предположения о действиях, совершённых обвиняемыми и подсудимыми; предоставлять официальные комментарии, сообщения и информацию о происходящем.
Однако, похоже, власти не готовы предоставлять общественности детали борьбы с религиозным экстремизмом, к слову сказать, зачастую смахивающей на кампанию по противодействию инакомыслящим или политическим активистам.