Р.Холбрук: США не планируют снова размещать военную базу в Узбекистане
Правительство Соединенных Штатов Америки не планирует снова открывать военную базу в Узбекистане. Об этом заявил в воскресенье в Астане специальный представитель президента США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук (Richard Holbrooke). В последние дни он совершает блиц-турне по странам Центральной Азии. До визита в Казахстан он уже побывал в Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, а после встреч в Астане отправляется на Кавказ, в частности, в Грузию.
«Узбекистан предоставляет нам очень ценную помощь в транзите грузов в Афганистан, но базу (размещать) – нет», - цитирует агентство Новости-Казахстан слова Холбрука, сказанные им после встречи с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел-государственным секретарем Казахстана Канатом Саудабаевым.
База Ханабад-К2. Фото © Carson.Wiens
«У нас есть важный транзитный центр в Киргизии на базе Манас, где делают остановку грузы, ввозимые и вывозимые из Афганистана и мы очень признательны (Бишкеку) за эту помощь», - сказал Холбрук.
Напомним, что соглашение между США и Узбекистаном об использовании бывшей советской авиабазы «Карши-Ханабад» («К2» в американском обозначении) для проведения антитеррористической операции было подписано в октябре 2001 года. На этой первой американской базе на территории СНГ располагалось около тысячи солдат, а также базировались транспортные самолеты типа С-17 и С-130, а также, по некоторым данным, авиационная ударная группировка, состоящая из самолетов F-15 и F-16.
Закат на базе Ханабад-К2. Фото © Expat012
Однако летом 2005 года военные США покинули территорию базы вблизи узбекского поселка Ханабад. Решение о выводе базы, принятое узбекским правительством, было мотивировано тем, что соглашение о предоставлении базы «практически исчерпало себя», ведь, по заявлениям официальных лиц США, «активная фаза военных действий в Афганистане завершилась еще в 2002 году».
Слухи о том, что военные США вернутся в Узбекистан, распространяются с начала 2009 года, когда отношения между двумя странами снова начали заметно «теплеть».