Узбекистан: В Центральном парке Самарканда тоже массово вырубают чинары (фото)
В Самарканде в ходе последней реконструкции Центрального парка культуры и отдыха на месте вырубленных чинар (платанов) были высажены различные виды елей. В начале нового года под топор были пущены оставшиеся многолетние деревья.
Вырубка чинар в центральном городском парке Самарканда. Фото © «Фергана.Ру», январь 2010 г.
В советское время и до начала реконструкции Центральный парк (бывший парк культуры и отдыха имени Горького) был любимым местом горожан: здесь находилось немало кафе, множество различных аттракционов, под сенью раскидистых крон многолетних деревьев можно было спрятаться от жары и отдохнуть на многочисленных скамьях. Однако после реконструкции, в ходе которой в парке были снесены кафе и аттракционы, вырублено немало деревьев, он потерял былую привлекательность, и горожане перестали посещать его столь же массово, как в прежние времена.
В Самарканде уже несколько лет идет процесс ликвидации одних из самых распространенных в городе декоративных деревьев. В последние годы ранней весной, в разгар озеленительных мероприятий, здесь высаживаются исключительно хвойные породы деревьев. Причем акция сопровождается массовой вырубкой чинар и других зеленых насаждений.
По мнению горожан, истребление чинар существенно снизит планку комфортности проживания в этом городе, особенно в летний период. Ели, как правило, не дают никакой тени, поэтому город и его обитатели летом обречены оказаться под испепеляющими лучами южного солнца. Спасения от зноя теперь не будет даже в центральном парке, еще недавно укрытом раскидистыми ветвями многолетних чинар.
Таким – зеленым и тенистым – был Центральный парк Самарканда раньше. Фото © «Фергана.Ру», 2007 г.
Впрочем, солнце будет допекать горожан и гостей Самарканда не только в традиционной зоне отдыха: многолетние деревья вырубаются всюду, где ведется реконструкция или перепланировка. Местные острословы грустно шутят, что через несколько лет Самарканд будет напоминать утопающий в хвойных лесах таежный город. Впрочем, судя по елям, высаженным здесь несколько лет назад, хвойных лесов самаркандцам не дождаться: под палящим азиатским солнцем эти деревца попросту чахнут.
На Востоке к вырубке деревьев издревле подходили ответственно. Здесь всегда считали, что чинара впитывает в себя ауру и информацию о происходящих вокруг событиях.
Для спила этого дерева существовал специальный обряд. Сначала семь аксакалов должны были принять решение о невозможности избежать уничтожения чинары. И именно эти семеро одновременно брали пилу в свои руки и начинали пилить дерево, чтобы разделить ответственность за его уничтожение между собой.
А один из самых почитаемых восточных поэтов Саади Шерози писал: «Аллах накажет грешника жестоко / Который срубит дерево до срока».
Рядовые жители Самарканда серьезно озабочены такой экологической переориентацией властей. В свете последних событий горожан, прежде всего, волнует судьба Университетского бульвара, который считается одной из местных достопримечательностей. Здесь высажены не только сотни чинар, но и целый ряд экзотических, очень редких деревьев. Многие самаркандцы опасаются, что бульвар постигнет судьба ташкентского Сквера, который в конце 2009 года из тенистого места был превращен в большой газон.
Максим Исаев