Узбекистан: Ташкентская прокуратура заинтересовалась деятельностью независимых журналистов
7 января 2010 года сразу нескольких известных журналистов, а именно Василия Маркова, Сида Янышева, Абдумалика Бобоева, Марину Козлову и бывшего корреспондента Радио «Свобода» Хуснитдина Кутбитдинова вызвал к себе на беседу помощник городского прокурора Ташкента Бахром Нурматов. Василий Марков и Абдумалик Бобоев отказались приходить в прокуратуру без получения официальной повестки. Остальные приглашение приняли.
Каждый из этих журналистов в разное время сотрудничал (или продолжает сотрудничать) с иностранными изданиями, в том числе, с агентством «Фергана.Ру».
В прокуратуре продемонстрировали хорошую осведомленность в личной жизни журналистов. Оказалось, что на каждого из приглашенных есть своего рода досье. Помощник ташкентского городского прокурора заявил, что эти документы были переданы ему из Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана и Министерства иностранных дел страны. По словам Сида Янышева, ему зачитали всю его биографию, в том числе, неизвестные широкой публике детали.
Однако собранных спецслужбами сведений прокурорским работникам показалось мало. Прокуратуру интересовали все подробности профессиональной деятельности журналистов. Сотрудники прокуратуры внимательно расспрашивали их о том, в каких международных конференциях они принимали участие, на какие семинары ездили. Они интересовались происхождением денежных переводов из-за рубежа за многие прошедшие годы. Спрашивали журналистов и о «связях» с посольствами иностранных государств, в частности, с американским дипломатическим представительством в Ташкенте.
Из уст прокурорских работников прозвучали туманные фразы о том, что некоторые статьи перечисленных журналистов носят «тенденциозный» характер, однобоко отражают действительность. Сид Янышев ответил, что считает такие обвинения несправедливыми: он-де всегда приводил в своих публикациях различные точки зрения.
В итоге, по словам Сида Янышева, ему предложили написать объяснительную на имя прокурора Ташкента Б.Валиева – где работал, с какими изданиями сотрудничал.
Встреча носила неофициальный характер, никаких обвинений журналистам предъявлено не было.