Узбекистан: Следователи предложили Умиде Ахмедовой добровольно признать свою вину
Вывешенная на одном из блогов Узнета картинка с надписью WANTED поверх фотографии Умиды Ахмедовой, оказалась пророческой: известный фотограф-документалист и кинооператор, обвиняемый в клевете и оскорблении узбекского народа, официально был объявлен в розыск.
Как сообщила «Фергане.Ру» сама Умида Ахмедова, 26 декабря 2009 года старший оперуполномоченный Мирабадского РОВД г. Ташкента Абдунор Утомишев, занимающийся розыском скрывающихся преступников, принес ей новую повестку. 30-го декабря вместе со своим адвокатом она побывала в Мирабадском РОВД. Со следователем им встретиться не удалось, поскольку тот куда-то уехал, и они побеседовали с доставившим повестку А.Утомишевым, а также с начальником следственного отдела. Тут-то и выяснилось, что Умида Ахмедова считается официально объявленной в розыск.
«Оказалось, в розыск меня объявил следователь, - рассказывает она. - Не знаю, где и сколько времени он меня искал. Может, приходил с повесткой, может, звонил. Я не подписывала никаких документов о том, что я невыездная, что я подозреваемая или обвиняемая, поскольку считала, что прохожу по делу как свидетель, и спокойно занималась своими делами. Розыском у нас занимается ГУВД. Если бы я сегодня не пришла, они бы по всей республике расклеили мои фотографии, и я бы об этом даже не знала».
В РОВД Умиде Ахмедовой сообщили, что ее дело выделено в отдельное производство, и что она проходит по делу не как свидетель, а как обвиняемая (в розыск подают не на свидетелей, а только на тех, кому уже предъявлено обвинение). Прочие фигуранты «дела гендерной программы посольства Швейцарии» уже осуждены и в их отношении применена амнистия. Отметим тут, кстати, что глава пресс-службы Генеральной прокуратуры Узбекистана Светлана Артыкова еще несколько дней назад отрицала наличие уголовного дела в отношении Умиды Ахмедовой, хотя оно уже давно было открыто.
В свою очередь адвокат Умиды Ахмедовой обнаружил множество процессуальных нарушений, допущенных следствием. Так, следователь Нодир Ахмаджанов умышленно вызывал и допрашивал Умиду как свидетеля (об этом написано в повестке), хотя в действительности в тот момент она была уже обвиняемой. То есть, ее изначально ввели в заблуждение, поскольку обвиняемый имеет право отказаться от дачи показаний.
Во время беседы с начальником следственного отдела Умиде Ахмедовой было предложено добровольно признать свою вину, после чего в ее отношении будет применена амнистия (ранее подобное предложение уже озвучивал следователь Нодир Ахмаджанов). Однако Умида Ахмедова отказалась признавать свою вину, поскольку не считает себя виновной в том, что ей инкриминируется.
Что касается розыска, то с 30 декабря он был временно приостановлен «в связи с обнаружением и явкой обвиняемой».
Напомним, уголовное дело в отношении Умиды Ахмедовой было возбуждено по статьям 139 («Клевета») и 140 («Оскорбление»), максимальное наказание по которым предусматривает исправительные работы от двух до трех лет или арест до шести месяцев.
Следователь Мирабадского РОВД города Ташкента Нодир Ахмаджанов сообщил Умиде Ахмедовой, что Узбекское агентство по печати и информации усмотрело в деятельности авторов, сотрудничавших с «Гендерной программой Швейцарского посольства» в создании ряда книг и фильмов, факты клеветы и оскорбления узбекского народа. Непосредственно Ахмедовой вменяют в вину выпуск фотоальбома «Женщины и мужчины: от рассвета до заката», изданного в 2007 году при поддержке «Гендерной Программы Посольства Швейцарии». Альбом состоит из 110 фотографий, отражающих различные бытовые аспекты жизни людей в Узбекистане (несколько снимков размещено в Галерее «Ферганы.Ру»).
Группа коллег и друзей Умиды Ахмедовой - фотографов, художников, искусствоведов, критиков и журналистов из Узбекистана, России, стран Европы, Америки и Канады - распространила открытое письмо в адрес Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, а также международных организаций по защите прав человека и международной общественности вообще.
«Подписываясь под данным обращением, мы требуем от узбекских властей соблюдать законы республики и уважать право художника на свободное творчество. Умида Ахмедова не фотографировала секретные объекты, не порочила государственные символы и, конечно, не «клеветала» на узбекский народ. Обсуждение художественных произведений должно протекать на страницах газет и журналов, а не в зале суда», - говорится в обращении.
Соб. инф.