Российская компания «Топ-Книга» уходит из Узбекистана из-за трудностей с конвертацией
Срочная распродажа со скидкой в пятьдесят процентов, грустно пустеющие полки - так прекращает своё существование в Узбекистане сеть «Книгомир» российской компании «Топ-Книга».
Принадлежащая крупнейшей российской книготорговой компании из Новосибирска, сеть «Книгомир» появилась в Узбекистане всего полтора года назад. Открывая 7 мая 2008 года свои магазины в узбекской столице, компания осознавала возможные коммерческие риски, но полагалась на потребность в русской литературе в многонациональном Узбекистане и на стабильность взаимоотношений между Россией и Узбекистаном. За короткий срок компания открыла в Ташкенте три книжных магазина, специализирующихся на продаже изданий на русском языке.
Это объявление уже практически не имеет смысла. У компании были планы по расширению сети в другие города. Но даже три магазина в Ташкенте вскоре будут закрыты.
Однако причиной закрытия российских книжных магазинов стало вовсе не отсутствие спроса со стороны читателей: российская книга в Ташкенте всегда пользовалась хорошим спросом. «Похоронили» компанию «своеобразные» условия узбекского рынка. Валютная политика властей Узбекистана так и не позволила компании свободно распоряжаться собственной прибылью и конвертировать её для закупок новых книг.
Учредители российской компании пытались найти решение, но безуспешно. Пресловутая конвертация – тема для постоянных переговоров между зарубежными торговыми представительствами и узбекским правительством. «Временные трудности», несмотря на формально узаконенный режим свободной конвертации иностранной валюты в Узбекистане, продолжаются уже второй десяток лет.
По словам узбекских бизнесменов, процесс конвертации может занять до 9 месяцев. Говорят, процесс можно ускорить по правительственным каналам, но за «оперативность» придётся заплатить чиновникам «откат» в размере до 20% конвертируемых средств.
С уходом «Топ-Книги» на узбекском рынке остаются работать несколько национальных книготорговых компаний, которые ещё борются за своего потребителя, пытаясь преодолеть барьеры, установленные собственным правительством.
Следует отметить, что иностранные и российские компании постоянно испытывают сложности с ведением бизнеса в Узбекистане, что ставит под серьезное сомнение легенды о динамичном и эффективном сотрудничестве двух государств, тиражируемые высокопоставленными чиновниками обеих сторон.
Так, к примеру, в ноябре текущего года стало известно, что конвертация валюты для фирм, представляющих в Узбекистане российские автомобильные заводы, полностью прекращена, вследствие чего российские автопроизводители даже обратились за помощью к премьер-министру России В.Путину.