Дело Жовтиса: Очевидцы рассказывают подробности судебного процесса
Газета «Республика» опубликовала статью «Ак Орда» «закрыла» Жовтиса, которая дает внятное представление о вопиющих нарушениях, которые были допущены на суде над правозащитником.
Напомним, что суд над Е.Жовтисом длился два дня, судья К.Толкунов приговорил правозащитника к четырем годам колонии-поселения – именно столько потребовал прокурор.
Из восьми ходатайств, поданных защитой Е.Жовтиса, было удовлетворено одно: о назначении Доса Кушима общественным защитником. Отклонены были ходатайства о признании недействительной автотехнической экспертизы, во время которой были допущены серьезные нарушения. Защита просила признать результаты недопустимыми в качестве доказательств, а производство дела в связи с этим недействительным. Отказано в просьбе вызвать в суд судебного эксперта по ДТП Олега Кузнецова и двух экспертов по ДТП из Красноярска. Отказано в приобщении к материалам дела заявления матери погибшего, которая присутствовала на суде: женщина просила прекратить уголовное дело, говорила, что не имеет претензий к Жовтису – он взял на себя организацию похорон, выплатил семье погибшего компенсацию (15 тысяч долларов), искренне просил прощения.
Интересны подробности допроса свидетелей. Три главных свидетеля ДТП - пассажиры автомобиля Жовтиса — подтвердили, что все они, как и водитель, не видели шедшего по трассе человека. Все они считают, что наезда избежать было невозможно, а Евгений Жовтис в этой ситуации не виновен.
Самым интересным стал допрос первого эксперта - сотрудника Центра судебной экспертизы дорожно-транспортных происшествий Василия Кравченко, проводившего ту самую автотехническую экспертизу, на основании которой правозащитнику было предъявлено обвинение.
Кравченко признал, что получил от дознавателя постановление о назначении автотехнической экспертизы, где были указаны необходимые для расчетов цифры. О том, что вместо 100 метров до пешехода в реальности было 30-40, эксперт узнал прямо в зале суда от Евгения Жовтиса. На вопрос, изменится ли результат экспертизы, если вместо 100 метров подставить реальные 30-40, В.Кравченко ответил, что «здесь даже ответа не требуется, поскольку он очевиден — да».
Новостью для эксперта стало и то, что Жовтис не получил уведомления о назначении автотехнической экспертизы, а значит, не смог поставить перед экспертом свои вопросы, что однозначно нарушает его права.
В конце допроса В.Кравченко общественный защитник Дос Кушим обратил внимание суда на то, что методические пособия, на которые ссылался эксперт при подготовке экспертизы, устарели: они были изданы в 1960-70-х годах и касались автомашин ВАЗ. Вряд ли можно пользоваться этими данными, готовя экспертизу по ДТП с участием автомобиля Toyota, на котором ехал Жовтис. В ответ эксперт сообщил, что в Казахстане найти правильную литературу невозможно, а российскими пособиями пользоваться запрещено.
На подготовку к прениям сторон судья дал сорок минут, что оказалось ничтожно мало. «За это время надо протокол всего суда прочитать, — возмутился лидер незарегистрированной партии «Алга!» Владимир Козлов. — Адвокаты же не могут помнить все, что говорилось в течение этих двух дней, все показания!» В итоге выступление защиты свелось к перечислению нарушений, допущенных на процессе. Адвокат Виталий Воронов сказал, что за все его годы работы в прокуратуре и в правоохранительных органах он такого беззакония и такого попрания прав никогда не видел. Его поддержала общественный защитник Вера Ткаченко.
Е.Жовтис заметил, что будучи юристом высшей квалификации, он двадцать лет защищал людей, но и он не помнит, чтобы суд проходил с такими грубейшими демонстративными нарушениями. Евгений Жовтис отказался от последнего слова, сказав, что он не имеет желания признавать такой суд.
Несмотря на то, что сторона защиты отказалась участвовать в прениях, судья все равно ушел в совещательную комнату, а через полчаса вышел и зачитал протокол. В знак протеста публика слушала приговор не стоя, а сидя. Когда судья стал выходить из зала, вслед ему понеслись возгласы «Позор!»
«Четыре года получил Евгений Жовтис отнюдь не за ДТП, а по совокупности деяний и в виду наличия отягощающего обстоятельства в форме многолетней правозащитной деятельности, - пишет Республика. - Несмотря на протесты общественности, на предупреждения международных правозащитных организаций, Астана выбрала самый жесткий вариант из имеющихся и тем самым подтвердила, что курс Назарбаева и его нынешнего окружения нацелен на ужесточение полицейского режима и полицейского произвола. В этой ситуации самое плохое, что могут сделать зарубежные дипслужбы и международные правозащитные организации, — это начать торговаться с Астаной по поводу будущего Евгения Жовтиса. Похоже, именно этого и ждут в «Ак орде», взяв известного своей неподкупностью и честностью правозащитника в заложники».