23 november 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан не выпускает фрукты и овощи, купленные российскими предпринимателями

25.08.2009 16:16 msk, Фергана.Ру

Узбекистан

В редакцию «Ферганы.Ру» пришло открытое письмо Сообщества российских организаций и предпринимателей, работающих в сфере торговли плодоовощной продукцией, адресованное правительству Республики Узбекистан. Российские предприниматели заявляют о ненормальной ситуации, сложившейся вокруг экспорта узбекских фруктов и овощей в Россию. На пограничной железнодорожной станции «Чукурсай», расположенной в Ташкентской области на границе с Казахстаном, с 1 августа находятся около сотни вагонов, груженых свежей плодоовощной скоропортящейся продукцией. Вагоны не пропускают через границу, а, как сказано в письме, «на все звонки и запросы есть только ответ узбекской железной дороги, адресованный поставщикам: «В связи с запретом на вывоз сельхозпродукции предлагаем во избежание потерь разгрузить данную продукцию».

Российские поставщики обращают внимание на то, что запрета на вывоз сельхозпродукции никто не видел, и кем он подписан – неизвестно. «Если этот запрет введен железной дорогой, то почему простаивают автофуры с той же продукцией? Их также не выпускают пограничники Узбекистана, опять же ссылаясь на какой-то «запрет». Причем ни одно ведомство не дает письменного ответа: кто, в связи с чем и на основании чего ввел этот «запрет», и как долго будет продолжаться его действие? Временный это запрет или он будет носить постоянный характер?» - спрашивается в письме российских предпринимателей, адресованном правительству Узбекистана.

Поставщики сельхозпродукции, однако, не выгружают вагоны и автофуры, надеясь, что запрет может быть снят так же неожиданно, как и был введен, но это ожидание приносит, как свидетельствуют российские предприниматели, колоссальные убытки: портится продукция, получатели продукции угрожают поставщикам штрафными санкциями, российские торговые предприятия «Узрострейдинг», «Внешагроторг», «Ростэк-терминал», «Фруктторг», «Восточный сад» и многие другие, ожидающие фрукты и овощи, тоже несут убытки, ведь они уже оплатили (кто полностью, а кто – частично) и эту продукцию, и дорожные расходы…

Российские предприниматели задаются вопросом: если «запрет» на вывод сельхозпродукции все-таки существует и является нормативным актом, то «согласно общепринятым правовым принципам, он не должен распространяться на правоотношения, возникшие до его принятия и вступления в силу. В этом случае появляется шанс на судебную защиту, то есть можно частично или полностью обжаловать этот акт в суде и даже попытаться возместить ущерб. Если же указа в письменном виде не существует, то «почему государственные органы, в том числе и президент Узбекистана как гарант законности и правопорядка, не вмешиваются в данную ситуацию?» Может, «в Узбекистане, помимо легитимной власти, существует и другая, более сильная, власть», чьи решения обязательны для исполнения всеми представителями государства?

Однако пока эти вопросы не прояснены, и поставщикам, и получателями остается только ждать чуда и подсчитывать ежедневные убытки.

В письме обращают внимание на сложности, которые вообще возникают у узбекских бизнесменов, которые занимаются экспортом плодоовощной продукции. До 2007 года экспорт плодоовощной продукции только поощрялся государством, а производителям разрешался экспорт сельхозпродукции без предоплаты и каких-либо гарантий. Но в разгар сезона, в середине лета 2007 года неожиданно вышло постановление кабинета министров Узбекистана за №145 от 17.07.2007, фактически запрещающее вывоз свежей плодоовощной продукции сельхозпроизводителями и оставляющее право экспортировать продукцию только ассоциации «Узулгуржисавдоинвест» и компании «Матлуботсавдо», в том числе их территориальным подразделениям. Вводимые ограничения аргументировались заботой о населении, которое получит насыщение внутреннего рынка дешевой сельхозпродукцией. Однако цены на сельхозпродукцию с тех пор только растут, поскольку растут затраты на ГСМ, удобрения, химикаты, электроэнергию, газ, - а внутренний рынок, как замечают в письме, «всегда был насыщен этой продукцией».

Однако несмотря на все препоны, бизнесмены Узбекистана, строго следуя множеству часто взаимоисключающих предписаний, все же ухитряются заключать экспортные контракты на поставку сельхозпродукции. Для этого им нужно согласовать контракты на всех ступенях чиновничьих лестниц, начиная с правительства Узбекистана, которое устанавливает цены на сельхозпродукцию, и заканчивая таможенным постом. Среди бумаг, которые нужно оформить, - и разрешение «Матлуботсавдо», и регистрация в банке, и постановка на учет контракта в таможенных органах, и множество проведенных экспертиз.

Российские предприниматели задаются вопросом, не проще ли им закупать ту же продукцию в соседних государствах: в Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане? Можно еще вспомнить, что кроме Узбекистана и центральноазиатского региона, фрукты растут в Молдавии, Азербайджане, Европе и Восточной Азии…

Сообщество российских организаций и предпринимателей, работающих в сфере торговли плодоовощной продукцией, в конце своего письма ставит заключительный и вполне закономерный вопрос: «А можно ли вообще иметь дело с государством, которое игнорирует свои законы и общепринятые международные принципы?» - и просит правительство Узбекистана «разобраться в ситуации и исправить её во благо узбекского народа и развития внешнеэкономических связей».






РЕКЛАМА