Узбекистан: В Самаркандской области планируют в будущем отказаться от импорта древесины из России
В Самаркандской области Узбекистана стремительными темпами увеличивают площади под высадку быстрорастущих деревьев местных пород для последующего использования их древесины в промышленных целях.
Эта программа преследует цель максимально сократить импорт древесины из Российской Федерации. Только в этом году быстрорастущие породы деревьев были высажены более чем на 60 гектарах. Это почти вдвое больше по сравнению с 90-ми годами прошлого века.
Сегодня один кубометр российского промышленного леса стоит в Самаркандской области 300-330 тысяч сумов (примерно 200 долларов), в то время как местные породы обходятся в три раза дешевле. При этом чистая прибыль от продажи местной древесины, полученной с одного гектара составляет порядка 20 миллионов сумов.
С увеличением площадей, отведенных под промышленное лесопроизводство, увеличился и ассортимент пород деревьев, которые отнесены к промышленным видам. Наряду с традиционными тополями в эту категорию теперь вошли грецкий орех, карагач, чинара, акация и разновидности ивы.
Наиболее быстрорастущими и неприхотливыми являются тополя и разновидности ивы, которые высаживаются вдоль арыков и дорог. Через 15 лет эти деревья уже можно использовать в качестве строительных материалов. Для созревания ореха, акации, чинары необходимо 35-40 лет. Для сравнения: сосновые породы деревьев, произрастающие в России, готовы к промышленному использованию лишь через 50-60 лет после высадки. Выигрывая во времени, местные лесопроизводители признают, что проигрывают в качестве материала. Российские породы деревьев значительно прочнее и долговечнее.
С увеличением площадей, отводимых под быстрорастущие породы деревьев, в Узбекистане намерены решить еще одну острую экономическую проблему, а именно производство собственной бумаги. Специалисты утверждают, что с 6-7 кубометров местных пород можно получить одну тонну целлюлозы, из которой реально произвести 900 килограммов бумаги. Таким образом, с одного гектара промышленного леса в Самаркандской области можно будет получать почти 38 тонн бумаги.
Максим Исаев