Таджикистан: Пресс-релиз о сложившейся в сложной ситуации в области гидроэнергетики
5 февраля Посольство Республики Таджикистан в Кыргызстане распространило пресс-релиз о ситуации в энергетической области, сложившейся в республике к началу 2009 года. Полный текст данного пресс-релиза - ниже
о сложившейся в Республике Таджикистан сложной ситуации в области гидроэнергетики
Несмотря на последовательные многолетние усилия Республики Таджикистан по развитию двустороннего сотрудничества с Республикой Узбекистан и направлению его в доверительное, дружеское и добрососедское русло, в двусторонних отношениях не наблюдается желаемых изменений. Экономические, политические и культурно-гуманитарные связи находятся на уровне, который никак не способствует осуществлению конструктивной политики руководства Таджикистана, направленной на решение жизненно важных двусторонних экономических проблем, включая рациональное совместное использование водно-энергетических ресурсов.
В результате односторонних действий Узбекистана, приостановившего транзитную передачу предназначенной Таджикистану туркменской электроэнергии с 1 января 2009 года под предлогом неисправности своей подстанции «Каракул», Правительство Республики Таджикистан было вынуждено в очередной раз ввести жесткий лимит на энергопотребление, который охватил всю территорию страны, включая столицу.
Вызывает недоумение тот факт, что на неоднократную просьбу таджикских специалистов посещать данную подстанцию с целью ознакомления возникшей неисправностью на месте и ее устранения, узбекская сторона в категорической форме отказалась.
В настоящее время подача электричества в столице республики - в городе Душанбе ограничена до 12-15 часов в сутки, а в других регионах республики до 3-4 часов. Практически обесточенные Согдийская и Хатлонская области получают ежесуточно по 3,5 млн. кВт.ч., районы республиканского подчинения - 2 млн. кВТ.ч. Из-за нехватки электроэнергии приостановилась работа большинства промышленных предприятий, обесточены здания школ и больниц, других социально-культурных учреждений. Одно из крупнейших предприятий страны - Таджикский алюминиевый завод с 1 января получает в сутки на 6,5 млн. кВТ.ч меньше необходимого. Подаваемая электроэнергия обеспечивает его потребность всего лишь на 30%.
Таким образом, Узбекистан, несмотря на свое обещание не прекращать транзит туркменской электроэнергии через свою территорию при условии, если будет подписан контракт на поставку своего природного газа в РТ на 2009 год по цене $240, на заключение которого 31 декабря 2008 года вынуждена была пойти таджикская сторона, через день приостановил транзит, не выполнив свои обязательства. Сегодня закупленная в Туркменистане электроэнергия в объеме 10-12 млн. кВт/ч. в сутки, не поступает в Таджикистан. Узбекистаном до сих пор так и не подписано Дополнение к Соглашению между ГАК «Узбекэнерго», ГЭК «Туркменэнерго» и ОАХК «Барки Точию> и согласованный ранее межправительственный Протокол о рациональном использовании водных ресурсов в 2009 году. Согласно достигнутым в 2007 году между Таджикистаном и Туркменистаном договоренностям, до 2012 года Туркменистан обязался поставлять в РТ с ноября по май электроэнергию в объеме 1,2 млрд. КВТ.ч по цене 3 цента за каждый КВТ.ч.
В создавшейся ситуации Правительство Республики Таджикистан было вынуждено перевести Кайраккумскую ГЭС на энергетический режим работы и принять тяжелое решение о преждевременном использовании ресурсов Нурекского водохранилища, которое неминуемо приведет к сложностям в накоплении воды в названных резервуарах.
Республика Таджикистан всегда заявляла и заявляет о том, что является неизменным сторонником добрососедских принципов и взаимовыгодного сотрудничества, под которым подразумевается также разумный подход к решению водно-энергетических проблем и рациональному использованию водных ресурсов в регионе, строго придерживает принципов Стокгольмской Конференции Организации Объединенных Наций (1972).
Республика Узбекистан безосновательно опасается, что строительства ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане могут повлиять на режим распределения воды, что абсолютно беспочвенно. К примеру, по оценкам международных экспертов, в том числе и независимых, от строительства Рогунской ГЭС все страны региона Центральной Азии могут извлечь большую выгоду. Регуляция водохранилища Рогун позитивно способствует к обеспечению водой 90 процентов ирригационных земель бассейна Амударьи на площади более 4,6 млн. гектара и дополнительно 480 тыс. га, из которых 140 тыс. принадлежат Туркменистану и 240 Узбекистану, могут быть освоены и обеспечены поливной водой.
Из-за серьезной засухи и маловодья в регионе впервые за последнее десятилетие недобор воды в Нурекском водохранилище составил в начале зимнего сезона 8,5 метра. Не собрано 830 млн. кубических метров, что равноценно потере около 1 млрд. киловатт-часов электроэнергии. По данным Министерства энергетики РТ, на данный момент до критического уровня, после которого по техническим параметрам запрещено эксплуатировать плотину, осталось 7 метров. Уровень воды находится на отметке 864 метра, а критическая отметка находится на уровне 857 метров. По оценкам энергетиков, если расход воды не будет cокpaщeн, то к середине февраля Нурекская ГЭС будет работать только на притоке воды из реки Вахш.
О неминуемых негативных последствиях такого развития ситуации в водно-энергетической области Премьер-министр Республики Таджикистан А.Акилов подробно про информировал узбекскую сторону в своем обращении от 10 декабря 2008 года на имя Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиеева Ш. К сожалению, узбекская сторона в очередной раз проигнорировала призыв Республики Таджикистан к сотрудничеству в области рационального использования водных и энергетических ресурсов, благодаря которому ежегодно обеспечивался необходимый объем воды в Кайраккумском водохранилище для ирригационного сезона, осуществлялись взаимные поставки электроэнергии, оказывались услуги по транзиту и регулированию мощностей ГЭС.
Необходимо отметить, что в рамках встречи глав государств Центральной Азии в Бишкеке (октябрь, 2008 года) была достигнута договоренность о том, что потребности стран, находящихся в верховьях рек в электричестве и газе в осенне-зимний период 2008 - 2009 годов будут полностью обеспечены государствами, расположенными в низовьях рек. Тогда Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов также поддержал инициативу о компенсации расходов по содержанию водохранилищ стран верховья. Более того, в ответ на послание Президента Республики Таджикистан от 17.09.2008 г. имелось конкретное обещание И. Каримова о том, что Узбекистан в полной мере будет выполнять достигнутые договоренности по обеспечению электроэнергией и газом. Сегодня в отличие от Узбекистана, Казахстан и Туркменистан строго следуют достигнутым договоренностям и выполняют свои обязательства в отношении Кыргызстана и Таджикистана.
В январе 2009 года таджикская сторона в очередной раз предложила узбекской стороне рассмотреть накопившиеся насущные вопросы двусторонних отношений на совместном заседании. Муродали Алимардонов, Вице премьер-министр Республики Таджикистан и Сопредседатель таджикско-узбекской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству направил своему узбекскому коллеге Азимову Р.С. письмо с просьбой о встрече в любое удобное для него время. Однако, узбекская сторона, ссылаясь на «загруженность графика работы» Первого заместителя премьер-министра Республики Узбекистан Азимова Р.С., организацию встречи двух вице-премьеров для обсуждения насущных вопросов посчитала невозможной. За 6 лет первое и последнее заседание Совместной таджикско-узбекской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству состоялось 23 августа 2002 года в городе Душанбе.
В сложившихся условиях, С целью обеспечения населения, предприятий и социальных учреждений страны необходимым минимальным объемом электричества в зимний период, Правительство Республики Таджикистан вынуждено в полной мере задействовать водные запасы водохранилищ Нурек и Кайраккум. Очевидно, что интенсивная выработка электроэнергии водохранилищами негативно скажется на водно-энергетическом балансе всех стран Центральной Азии, в том числе и Узбекистана, и может привести к громадным сложностям в водообеспечении в вегетационный период 2009 года.
Является фактом серьезной озабоченности и то, что Республика Узбекистан в отношении Республики Таджикистан явным образом осуществляет политику «принуждения и давления». Посредством распространения мер преследующих корыстную цель, созданием искусственных преград обостряет двусторонние отношения. Сегодня в двусторонних отношениях проблемным остаются вопросы разминирования участков на таджикско-узбекской границе, которые противоречат Оттавской Конвенции от 18 сентября 1997 года, запрещающей применение, накопление запасов, производство и передачи противопехотных мин.
Определены 54 заминированных участков госграницы, которые были заложены узбекской стороной в одностороннем порядке, без уведомления таджикской стороны и учета не завершившихся делимитационно-демаркационных вопросов. Более того, данные минные поля не ограждены и не маркированы и представляют большую опасность для мирных жителей приграничных районов Республики Таджикистан. Статистика пострадавших от мин с 1991 года по настоящее время показывает, что погибло 80 человек, получили ранения и увечья 93 человека, 50 процентов из которых дети.
В текущем году узбекской стороной также в нарушение двустороннего Межправительственного соглашения о пунктах пропуска через государственную границу от 12 февраля 2008 года, в сентябре и ноябре 2008 года был приостановлен пропуск граждан, транспортных средств, товаров, грузов и иного имущества, направляющегося в/из Республику Таджикистан через государственные пункты пропуска, в результате чего создавалась напряженная ситуация.
Несмотря на то, что в рамках СИ подписаны Соглашения о принципах формирования транспортного пространства и взаимодействия государств-участников СИ в области транспортной политики (09.10.1997 г., Бишкек) и о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников СИ (04.06.1999 г., Минск), узбекская сторона затягивает подписание двусторонних Соглашений о международном автомобильном пассажирском и грузовом сообщении между РТ и РУ и о воздушном сообщении Душанбе - Ташкент. Сегодня между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан имеется только Протокольное Соглашение о транзите разрядных грузов, которое не снимает остроту накопившихся в данной сфере проблем, удвоивших после принятия Узбекистаном постановления N262 от 21.02.2002 г., согласно которому значительно были расширены перечень товаров, подпадающих под категорию «специальные грузы», а также инстанций, с которыми необходимо согласовать их транзитный провоз.
Вызывает сожаление и то, что Узбекистан сегодня помимо своих блокирующих действий, направленных к осуществлению жесткого курса с использованием политических, экономических, энергетических, транспортно-коммуникационных и иных рычагов, оказывает давление и на третьи страны, проявляющие стремление к активизации экономического сотрудничества с Таджикистаном.