Узбекистан: Правозащитник Агзам Тургунов приговорен к десяти годам лишения свободы
Напомним, Агзам Тургунов был задержан 11 июля 2008 года в Каракалпакстане, куда прибыл для участия в некоем не связанном с политикой судебном процессе, где он выступал в качестве общественного защитника со стороны истца. Ранее сторона ответчика выразила желание решить дело мирным соглашением и для заключения сделки привезла некую сумму денег. Как сообщал сайт HRW, сторона ответчика обратилась в правоохранительные органы Узбекистана с жалобой на то, что истец вымогает с них деньги, этим далее объяснили то, что якобы Тургунов вместе с истцом были задержаны в момент передачи денег. Затем, по словам источника, им были предъявлены обвинения в вымогательстве. Тургунова сначала доставили в прокуратуру, затем перевезли в МВД, а 13 июля судья выдал санкцию на арест правозащитника. В ташкентском доме Тургунова был произведен обыск.
Справка. Агзам Тургунов родился в 1952 году. Ташкентский активист, возглавлял незарегистрированную НПО «Мазлум». Занимался правами осужденных за политику и религию, проблемами пыток и образования. Вел регулярный мониторинг судебных процессов, выступал общественным защитником.
Заниматься правами человека начал в 1994 году. Примером для Тургунова служат советский диссидент Андрей Сахаров и польская «Солидарность»: «Я заинтересовался правами человека еще до того, как узнал, что это такое».
В 1998 году был осужден на шесть лет по политически мотивированному делу о «злоупотреблении должностными полномочиями» и «халатности» в связи с его работой в махалле (квартале) по созданию частной альтернативы услугам, обычно предоставляемым государством. Освобожден по амнистии в мае 2000 года. В сентябре того же года основал «Мазлум». С тех пор сам Тургунов и его родственники постоянно подвергаются запугиваниям и притеснениям. Так, в 2005 году его обвинили в оскорблении женщины на базаре, однако в итоге дело было закрыто.
Как отмечает HRW, Тургунов стремился улучшить ситуацию с правами человека в Узбекистане: «Если все будут молчать, будет только хуже». Незадолго до ареста власти запретили ему выезд из страны.