Вы комментируете статью: Уйгуры в Китае: Как живется в автономии
Slava (Shenzhen), 24.01.2007
"Нелюбовь к китайцам, китайскому языку и ко всему китайскому вполне объяснима, но это не может оправдать безграмотность и неосведомленность элементарными знаниями в области географии, биологии, физики и так далее." совершенная правда! Просто удивляешься невежству даже тех кто получили образование.
bek (Urumqi), 29.01.2007
Если честно взглянуть правде в глаза, то сам уйгурский народ, проживающий в СуАРе, действительно безграмотный. У большинства из них нет никаких стремлений в плане изучения чего-либо. Они только сетуют на то, что китайцы их притесняют, не дают работы и т.п., но какой нормальный человек возьмет на дойстойную работу безграмотного (который не может отличить Ташкент от Алматы), даже можно сказать глупого уйгурского парня, у него в голове только мысль "как бы побольше и где урвать?".
Не хочу что бы сложилось впечатление о том, что среди уйгуров нет достойных, они есть и живут даже очень.
Да в последнее время замечаю, что среди уйгурской молодежи, которой 18-22 года начали встречаться и вполне грамотные, технически подкованые, целеустремленные индивидумы, причем их с большим удовольствием принимают на работу в приличные фирмы с хорошим окладом как китайцы, так и иностранцы.
Узбекскому народу остается только мечтать о таком экономическом подъеме как в китае и уйгуры должны быть рады тому, как китайцы помогли им так развить, в экономическом плане, этот регион, что дает возвожность достойно жить тем же уйгурам.
Altin, 29.01.2007
Теперь понятно куда пропал на днях А. Саипов. Наверное знакомился с новым кореспондентом. Или сам выступил в качестве ее. Класс Данчик теперь Фергана ру будет выходить и на китайском.
khuan, 29.01.2007
никогда узбеки не считали уйгуров близкими себе. Тем более турки и татары. турки близки азерам, а татары- казахам. уйгуры похожи на монголоидов, а таримский бассейн был населен древними тохарами - не уйгурами. Зачем примазываться к другим нациям - неужели нет своей гордости?
Slava (Shenzhen), 29.01.2007
хочу дополнить свой комментарий:
уйгуры не поедут в другие провинции не потому что там кушать нечего, а потому что там делать нечего. Тем более что подавляющее большинство не достаточно хорошо владеют китайским языком. А в крупных городах всегда найдутся дунганские рестораны с \"халал\" едой.
по межнациональным бракам - тут необходимо некоторое пояснение по системе регистрации браков. Например в Узбекистане подается заявление, через месяц регистрация (или раньше если есть необходимость и деньги). Запретить никто не может (если только предыдущий брак не расторгнут). В нашем случае, я русский, жена уйгурка, при подаче заявления женщина принимавшая заявление спросила мою жену знают ли ее родители что она собирается выйти замуж за русского, родители конечно были в курсе, дали разрешение. В Китае вопрос стоит совсем по другому, необходимо подать заявление в специальную комиссию по контролю за рождаемостью и семейным делам. При этом необходимо принести справку с работы что не был ранее женат или замужем. После рассмотрения дают или не дают разрешение. Разрешение могут не дать не по причине нерасторгнутого брака, а по другим только им известным причинам. Вообще проживать совместно без брака незаконно. По текущему законодательству это строго карается. Этот статью никто не отменил, хотя применяют крайне редко. Как статья за мужеложство в Узбекистане. Семьи где муж уйгур, жена китайянка не редки и не официально поошряются властями (разрешение на брак дадут без задержки). Причина в том, что дети в таком браке вырастут с китайским языком и культурой. Короче будут китайцами. Наоборот, мать уйгурка постарается воспитать детей уйгурами. А это не нужно, поэтому разрешение получить очень сложно. Знакомые муж дунганин (китаец-мусульманин), жена уйгурка получали разрешение на брак целый год.
Пояснение по политике "одного ребенка" - городским жителям разрешено иметь одного ребенка, сельским (70%-75% населения Китая) второго в случае если первым родилась девочка (естественно сильно распространена практика избирательных абортов, умервшлении и оставлении новорожденных девочек, в провинции Гуандун 130 мальчиков на 100 девочек, при естественной пропорции 105-100). Национальным меньшинствам (уйгурам, русским и т.д., всего в Китае официально 56 национальностей)разрешено иметь двух детей при выдержки интервала между ними три года. В промежутке необходимо принести справку из больницы об установке "спирали".
По Рабие Кадыри - к китайской газете была статья. В ней высказывалось возмущение ее номинацией на нобелевскую премию, обвинением ее в террористической деятельности. В действительности она деловая женищина, известная своей благотворительности и защитой прав человека.
Slava (Shenzhen), 29.01.2007
в дополнение к моему предыдущему комментарию: по уйгурском письменности - используемая в настоящее время письменность в корне отличается от старой (на основе арабской). Старая была сродни староузбекской. Староузбекская и староуйгурская аналогичная персидской и арабской, то есть краткие гласные звуки не записываются. В русском языке это выглядело бы так: В кмнте стот кувшн с млком (в комнате стоит кувшин с молоком). В современной уйгурской письменности записываются все звуки, как длинные так и короткие. Мне, не владеющему уйгурским языком, но знающему алфавит, можно свободно читать уйгурские тексты.
bejik, 29.01.2007
Slave (Shenzhen) spasibo za ochen interestnuyu informaziyu :) tak vy tam zhivete?
Slava (Shenzhen), 30.01.2007
опять дополнение: по поводу "великой цивилизации" - знакомый уйгур с гордостью показывал мне книгу западного автора в которой доказывалось что уйгуры одно из колен израелевых или что-то еще в этом роде. Такого же типа литературу я видел у знакомого россиянина, но про русских. Всем хочеться гордится достойными предками. Узбеки "официально" гордятся Амиром Темуром (в учебнике персидского языка, по которому я учился, в качестве примера - "Амир Темур был самым жестоким правителем и злодеем", что-то вроде того). Я родился в Средней Азии в четвертом поколении, об уйгурах почти ничего не слышал, об их быте, нравах. При том, что деды-прадеды часто бывали в Кашгаре. Одноклассники были уйгуры, но в истории ноль информации. Позже от людей слышал что они очень трудолюбивые, в основном работают плотниками, каменьщиками или поварами. Дочкам не принято давать образования, потому что они должны быть домохозяйками. Это о тех уйгурах что живут в Средней Азии за пределами Синьцзяня.
Гульзи, 31.01.2007
Спасибо всем за комментрарии! Славе отдельное ?? за поправки и дополнения. Историю уйгур недавно прочла, источники разные, факты практически одинаковы... авторы считают, что уйгуры создали самую развитую на то время цивилизацию. Кстати, есть книга Хопкинса "Foreign devils on the silk road", о том как расхищались исторические ценности Восточного Туркестана, почитайте, если уже не прочли.
Абдурахман, 05.02.2007
Спасибо Гульзи, очень интересная статья, надеюсь в будущем ожидаем от вас еще другие статьи в этом направлении. Мы не против китайцев, но против политики которая ведется против уйгурского народа.
Рус(Алматы), 26.02.2007
я не буду говотирить что это великий народ, имеет очень богатую историю,.. это обычный народ и отличается от других только тем что Нет родины и только по этому поводу народ выражает свое недовольство, лично я знаю очень много(.), но люблю молчать.
BOnChik, 05.03.2007
khuan, 29.01.2007 a ti sam kto azeraid, kazahaid ili negroid chto po mne ti voobshe berega poputal ili verhushek nahvatal'sya, chto ti tolkaesh tut?
BOnChik, 05.03.2007
Гульзи, 31.01.2007 Thanks, I’ve got that book few days ego and found it really interesting and useful, Thanks again,Fahriddin
BOnChik, 05.03.2007
V redakciyu: A bez Redakcii i redaktirovaniya slabo??
Редакция, 05.03.2007
Если пустить всё "без редакции" будет сплошной спам и мат.
Мы печемся о репутации нашего ресурса.
И ценим объективные деловые отклики на публикации -все они без купюр и исправлений ошибок своевременно вывешиваются вслед за статьями.
Timur, 12.03.2007
Чтобы там не говорили Уйгуры есть и будут в числе самых древних этносов в мире, сохранят свою культуру и язык. Потому как сильно развит инстинкт самосохранения. И если бы он не был реально велик то давно бы уже под давлением ханьцев ассимилировал и сгинул бы как сгинула не одна сотня этносов на земле. Что касается схожести староузбекского и староуйгурского с таким же успехом можно говорить и о староказахском, то в центральной азии до 1924 года границы были условны и нации особо не делились между собой. После государственного размежевания в средней азии разные этносы вернее языки пошли по разным путям развития.
Wolf, 23.03.2007
Верующие исповедуют ислам, вытеснивший в 14-17 вв. шаманство, манихейство, христианство и буддизм. Антропологически относятся к европеоидной расе с незначительной монголоидной примесью. Из тюркских народов в расовом, культурном и лингвистическом плане уйгурам гораздо ближе узбеки, чем географические ближние казахи и киргизы с сильно выраженной монголоидностью. >From WIKIPEDIA
Исконные занятия уйгуров - земледелие и различные домашние ремёсла. Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока.
Properly called the On Uyghur , Toquz-Oghuz Orkhon Khanate, the Uyghur Empire stretched from the Caspian Sea to Manchuria and lasted from 745 to 840. It was administered from the imperial capital Ordu Baliq, the first city built in Mongolia. During the imperial phase 'Uyghur' came to mean any citizen of the Uyghur Empire, and not just a member of the Uyghur tribe. After the Battle of Talas, although they could have conquered the Tang Empire, they chose instead to use an exploitative trade policy to drain off the wealth of China without actually destroying it. vi eto horosho prochitaite(esli ponimaete) zdes' chetka napisano chto uygurskaya imperia vlodela nad vostochnim turkestanom (745-840 uygurskaya imperia)
redakture: ya dumayu chto zrya vi opublikovali eti "tri oshibki" kak avtor ih nazivaet. mene kajetsa chto komenter znayet ochen malo pro uygurskuyu istoriyu i ee statistiki. pojaluysta sravnite danuyu informatsiyu s drugimi nezavisimami sorsami, rekomenduyu en.wikipedi.org na ANGLISKOM yazike. spasibo!
Timur Moscow, 09.04.2007
Собираюсь в мае к приятелю на свадьбу в Урумчи. Начитался страстей о происходящем в этой части Китая. Решил спросить, есть ли опасность для туриста из России с уйгурскими корнями?
Юрматжан, 09.11.2007
Здравствуйте.... Уйгуры один из древнейших народов...И оно будет жить не смотря ни на что... И будет цвести и развиваться.. Да это плохо что у нас нет своего государство... Но скажите!! Что нам плохо живется??? Но я еще не ездил в Китай конечно... Но я думаю СУАР развивается очень хорошо.... Сейчас во дворе 21век.... И я скажу что Уйгурам власть и государство не нужна потому что.... Они все равно его ранно или поздно развалят... Уйгурский народ таковой что им всё мало и они хотят большего в смысле того что власти.... Власть как говорится дается не каждому.... Я живу в Казахстане и скажу вам то что в Казахстане уйгурам живется хорошо... У нас нет национальной розни нет ущемления в правах...
Tilivay, 17.01.2008
vot vam paru veshei kotoriye skazali inostraniye arheologi, istoriki i ucheniye kotoriye opisivayut Uygurov, Uygurskuyu Kulturu i ih yazik. Ferdinand de Saussure(Swiss linguist) : "Those who preserved the language and written culture of Central Asia were the Uyghurs." Chinese ambassador Wang Yen De to the Karakhoja Uyghur Kingdom in 981-984: "I was impressed with the extensive civilization I have found in the Uyghur Kingdom. The beauty of the temples, monasteries, wall paintings, statues, towers, gardens, housings and the palaces built throughout the kingdom cannot be described. The Uyghurs skilfully make things of silver and gold, vases and pitchers. Some say that God has infused this talent into these people only." Albert von Le coq(German archaeologist): "The Uyghur language and script contributed to the enrichment of civilizations of the other peoples in Central Asia. Compared to the Europeans of that time, the Uyghurs were far more advanced. Documents discovered in Uyghur Region prove that an Uigur farmer could write down a contract, using legal terminology. How many European farmers could have done that at that period ? This shows the extent of Uyghur civilization of that time." Mahmud Kashgari(Divanu Lugat-it-Turk): "Uyghurs are the best among Turks. Their language is called Hakaniye Turkchesi (King's Turkish)." Wolfram Eberhard: "In Middle Ages, the Chinese poetry, literature, theater, music and painting were greatly influenced by the Uyghurs."
a po povodu uzbekov i uygurov, nastoyashiye uzbeki "perekachivali" v turkistan s zolotoy ordi vo vremena sheybanhana i poselilis\' v okrujnosti buhari i samarkanda, oni bili kochivim narodom kotorih yazik bil kipchakskim dialktom turkskih yazikov, i bil ochen blizak k sovremenim kazakhskomu, kyrgyzskomu i tatarskomu, v oboih kulture i vidom jizni. nineshniye uzbeki eto ludi kotoriye nazivalis' sartomi do 1921 goda, kogda sovetskiye vlasti reshili nazvat' vso turksoye osedlevshoye naseleniye centralnoy azii uzbekami, prichini tomu bila ihnaya blizast' v kulture i yazike s uygoromi vostochnogo tukistana, i strah o vostoniye ihnigo nacionalizma i ob'edineniye oboih storon turkistana, kotorogo osnovnoyo nasileniye regiona yavlalis' eti ludi pod nazvaniyem "sarti" (uyguri i nineshniye uzbeki)
takshto nekto zdes' nekomu ne primazivaetsa, eto prosto fakti...i voobshe u uygurskogo naroda est' odna iz bogateyshih istoriy iz lubogo drogogo turksogo naroda, i uygurskiy narod dal rod mnojistvim sovremenim turkskim narodom...
kak opisal odin ruskiy ucheniy(zabil im\a) chto uzbeksiy yazik deletsa na tri chsti
1:drevna uygurskiy
2:chagatay uygurskiy
3: sovremeniy uzbekskiy
Mazay, 30.10.2008
Лично для (khuan). Никто не примазывается к Узбекам, причем тут гордость? По моему у каждого народа есть гордость так же как и у каждого человека. Если говорить обо всех людях в общем, то мне кажется нет сверх умной или развитой нации. При нужде все тайны разгадываются, так как все к чему в данный момент пришло человечество - это результат наших потребностей и мы находим самые удобные нам способы решения определенных задач. Каждому охото похволить свою нацию и выставить её выше других, но факт о том что все мы произошли от одного потомка Европейцы, Азиаты и т.д говорит о том что все мы единное целое. Да, у уйгуров нет своего флага, ну и что? Это означает что мы самая отсталая нация? Или у нас мозгов меньше чем у других национальностей? Откройте глаза шире, перед тем как сказать что про чужого, подумай что сказать про себя.
Гани Батур, 08.07.2009
Я лично уйгур и горжусь этим и любому глотку порву, кто оскорбит уйгурский народ и уверен, что любой сделает на моем месте также, когда его нацию будут оскорблять или унижать. Поэтому советую всякому "тупуголовому быдлу" которое пытается на этой сайте показать себя и свою нацию выше других наций внимательно читать книжки и заниматься самообразованием, а не доказывать, что его нация круче других.
Yereke, 20.07.2009
Хочу пожелать одной из крупнейших наций на Земле без флага сохранить свою культуру, язык и обычаи. Не надо искать в своих соседях, близких по языку и крови, повода для выяснения отношений. Искренне желаю вам сохранения национальной идентичности и добрососедских отношений
Гуля Аюпова, 30.07.2009
я не соглашусь с bek (Urumqi), 29.01.2007, тем более что он не в курсе о проблемах уйгурского народа. Да, я не отрицаю что они живут и рожают детей, но у большинства из них не даже свидетельства о рождении, о коком образование говорить?Нет плохой нации!!! есть плохие и жестокие люди.
Ли бин, 15.08.2010
Интересно, каким образом блокируется сайты и материалы об уйгурах властями, если я, сидя у компьтера в Китае не только прочел статью, но и оставил этот комментарий?
bek, Beijing, 24.09.2010
Nu ne znau, ya v Pekine uje mesyac u4us'n i pryam takogo pritisnenia uigurov ne videl. 10 sentyabrya v den aita(okon4anie svyawennogo posta) vsem musulmanam byl besplatnyi obed, frukty i dr. podarki. Zdes' povsemestno musul'manskie restorany, a ryadom s nawim univerom est Universitet Bei wai dlya natsmen'winstv gde ochen mnogo uigurskix i voobwe sin'zyan'skix studentov. Vozmojno ya ne vse videl, no ne mogu skazat' 4to vse katostrofi4eski ploxo.
Амир шах, 23.03.2011
уйгуры великий народ, она не исчезнит никогда она будет процветать, вы еще увидете наш синий флаг будет выше другихю....
marat, 21.08.2011
Прочитав коменты,пришел к токому выводу.Те кто пишут против уйгуров,никогда не поймут нас пока не окажутся на нашем месте.У них нет другого выхода,кроме как хвалить ханцов и хаить уйгуров.Им бы откровенно признаться,что они боятся этих ханцов и по этому не поддерживают уйгуров.В свою очередь,мы уйгуры были и будем виноваты перед ханцами,потому что мы бессильны против них.Даже Крылов не ошибся в своих баснях.Однако в 21-веке любая нация должна иметь право на самоопределение в том числе и уйгуры.Здесь уместно было бы задать вопрос,чем отличается КПК от КПСС?Помню случаи ,когда женщина продавщица член КПСС повесилась из за не достачи двух рулей.Все были честными и боялись потерять парт-билет.Мы не знали,что такое национализм.А что видем в КПК?Споной обман и угнетение нацменшинств.Почему уйгуры не имеют право на самоопределение?Кто издал такой закон?Должен сказать,что мы тоже как и сами ханцы, имеем право жить на своей земле с высоко поднятым голубым флагом!Мы так же имеем право жить как живут казахи,киргизы,узбеки и те же русские.История повторяется и я не теряю надежду на то,что КПК когда не будь рухнет и с приходом демократов,мы обретем долгожданную независимость как братья казахи ,турки,узбеки и другие мусульманские страны!
уйгур, 02.10.2012
уйгуры!!!!все других стран:давайте переедим в СУАР!!!