Лучше бы лекарства купил. Почему в детской больнице Ташкента главврач увольняет медсестер
Детская хирургическая больница №2 Ташкента. Фото с сайта 2-shbjksh.uz
В детской хирургической больнице №2 (бывшая №14) Мирзо-Улугбекского района Ташкента главврач Даниёр Сабиров вручил уведомления об увольнении семи медсестрам пенсионного возраста. Это, казалось бы, рядовое событие вызвало бурю в небольшой больнице, которая и без того имеет не самую безупречную репутацию.
В больнице примерно 180 медсестер, среди них семь пенсионерок: Сусанна Алиева, Мухабббат Абдухаллилов, Орзуль Шукурова, Мухаббат Абдурахманова, Гульчехра Батырова, Мукаддам Илхомова и Икбол Тураева. Это опытные работники, у всех высшая категория, а главное - заведующие отделений, где работают медсестры, и заведующая лабораторией категорически против этого увольнения.
«Мукаддам Илхомова и Икбол Тураева - мои лаборантки, они лучшие - и это при том, что хороших лаборантов сегодня просто не найти! - говорит заведующая клинической лабораторией Лариса Кузнецова. – 3 января Даниёр Мирахматович (главрврач - Прим. «Ферганы») собственноручно подписал с ними договор до конца года. В этом договоре говорится, что он может быт расторгнут, если «сотрудник в грубой форме нарушает трудовой распорядок» или «допускает факты мошенничества». И вдруг в марте главврач вручает им уведомления об увольнении! Он даже не посчитал нужным спросить у меня, что я как завлаборатории думаю об этом, согласна ли на это увольнение, не спросил, насколько мои лаборантки профессиональны…»
Свое решение главврач объяснил намерением «устроить молодежь». И действительно, из медицинского колледжа уже отобраны для больницы четыре юных лаборантки…
«Я член профкома по конфликтным ситуациям, и я лично поговорила и с увольняемыми медсестрами, и с заведующими отделениями, где они работают. Все хотят работать, все могут работать. У них большой опыт, они по 30-35 лет в нашей больнице, - говорит Лариса Кузнецова. - Но это не я, а главврач должен был беседовать с заведующими отделениями, прежде чем вручать уведомление об увольнении. В его интересах, чтобы в больнице работали профессионалы».
Но главврач не спрашивал заведующих отделениями. Он решил спросить профком и обратился письменно к председателю профкома больнице Мовхират Фазиловой, чтобы заручиться ее поддержкой. Профком оказался вполне карманным, с увольнениями согласился, в протоколе заседания говорится: «по истечении 5-дневного срока, в случае отказа сотрудников подписывать уведомление, комиссия предоставляет право решения вопроса руководству больницы». Профком сослался на Трудовой кодекс, где в статье 100 говорится: «Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя с лицами, достигшими пенсионного возраста».
Решение не подписала только Лариса Кузнецова, заявив, что «протокол составлен незаконно и неправильно». «Председателя профкома не волнует, что вынуждают уходить с работы опытных и востребованных лаборанток, - говорит Кузнецова. - Молодежь у нас особо не задерживается: через год-два выходят замуж, уходят в декретные отпуска и рожают подряд несколько детей, отсутствуют на рабочем месте несколько лет подряд…»
Это уже вторая война Кузнецовой за своих лаборанток: в прошлом году главврач уже пытался их уволить, но после вмешательства в ситуацию юристов Центра содействия занятости Мирзо-Улугбекского района Даниёр Сабиров вдруг резко изменил свое мнение: клялся, что и не собирался их увольнять, просил «работать во благо больницы» и «быть наставниками молодежи».
Сплошные нарушения
Даниёр Сабиров возглавляет больницу два года. Мы уже писали, как в больнице вымогали деньги с медиков в фонд «Махалля», чтобы угодить районному начальству (после жалобы в виртуальную приемную президента главврачу объявили выговор); писали, как медперсонал заставляли мести улицы; о серьезных нарушениях в отделении централизованной стерилизации и о плачевном состоянии больничной прачечной. В этом году, как сообщают источники в больнице, медики снова «добровольно» перечислили зарплату за один день в фонд «Махалля».
Несмотря на постановление правительства об искоренении принудительного труда, в больнице по-прежнему заставляют медсестер и санитарок в рабочее время полоть траву, подстригать изгородь, косить газоны. Правда, главврач объясняет, что президент имел в виду запрет на работу на улицах, а работа на прибольничной территории - это же у себя, это можно и нужно.
Младший медицинский персонал больницы стрижет кусты ножницами, хотя в штате больницы два садовника на полставки каждый. Фото «Ферганы».
После страшного пожара в Кемерово в Узбекистане тоже начались проверки городских объектов, и неожиданно для медиков выяснилось, что в больнице №2 есть специалист по технике безопасности Саид Саидалимов, которого мало кто видел на работе. Оказалось, что на полставки в больнице оформлен и невропатолог Гулом Шодиев, у которого имеется собственная частная клиника («Гуломжоннейросервис»).
«Каждый раз, когда на стол главврача ложилась очередная докладная об отсутствии на работе этих специалистов, Сабиров публично грозился их немедленно уволить, и на этом тема закрывалась, - говорит в сердцах Лариса Кузнецова. – За халатное отношение к своим обязанностям Саидалимова даже оштрафовали на три «минималки», но ему, видимо, это не важно. Пыталась я его как-то пристыдить за постоянные пропуски, а он, не моргнув глазом, заявляет, что «ходит на работу… незаметно, когда никто не видит». Невропатолог Шодиев вообще сейчас оформил отпуск за свой счет… Почему такое избирательное отношение к специалистам? Грамотных лаборанток, которые все время на работе, профессиональных и почти незаменимых, увольняют, а эти «спецы» сидят на своих местах? Дайте людям работать, если они согласны за такие копейки приходить и добросовестно выполнять свои обязанности!»
Главврачу есть чем заняться, кроме увольнений. Уже месяц в больнице остро не хватает медикаментов. Нет элементарного: бинтов, моющих средств, нет даже физраствора, без которого лаборатории не могут делать анализы. Медики обращаются к руководству больницы, но в ответ слышат одно: по всей республике дефицит физраствора, потерпите. Фармкомитет Минздрава Узбекистана разослал письмо (за подписью замминистра Эльмиры Баситхановой), где предлагает больницам приобретать небольшие объемы препарата за счет больничного бюджета, пока не будет решен вопрос централизованного обеспечения лекарствами. Но в детской больнице этого не делают, и все препараты покупают родители больных детей за свой счет, хотя официально лечение бесплатное.
26 мая наступает срок увольнения семи медсестер. Детская хирургическая больница №2 лишится еще семерых опытных работников.
Соб.инф.
Международное информационное агентство «Фергана»