Берке, бадгиры и другие лайфхаки Средневековья. Как персы управляют водой и воздухом
Иранцы по-прежнему активно используют в быту древние изобретения в области сбережения воды и вентиляции помещений. И это не результат санкций, под которыми исламская республика живет с 1979 года. Это веками отработанные технологии, взамен которым современность, конечно, предлагает альтернативу, но не настолько конкурентную, чтобы окончательно вытеснить изобретения минувших поколений. Кроме того, эти старинные технологии стали объектами привлечения внимания туристов.
Островерхие каменные купола среди иссушенного пустынного пейзажа на берегу изумрудного Персидского залива. Местами между этими куполами разбиты армейские палатки кочевников-кашкайцев (тюркские кочевые племена в Иране. – Прим. «Ферганы»). Солнце жарит нещадно. Но пока еще не настолько, чтобы заставить кашкайцев свернуть свои жилища и хозяйства и уйти к северу, где начинаются причудливые горы – там будет прохладнее. Кашкайцы откочуют летом, когда температура воздуха будет под 40 градусов и выше.
А пока они ходят к сооружениям в виде островерхих куполов, чтобы набрать в них воды. Купола называются берке — это местная конструкция для хранения дождевой воды. Они разбросаны вдоль Персидского залива в иранском остане (области) Хормозган по одному и целыми скоплениями, если поблизости есть населенный пункт.
Еду дальше от стоянки кашкайцев — на восток. Километрах в 30 находится замечательный городок Бендер-Конг. Здесь тоже есть берке. Они расположены на окраине городка целой «рощей» — ходишь среди большого количества высоких куполов, поднимающихся из-под земли. Среди них самый необычный по своей архитектуре — пятихранилищный. Он кроме купола состоит еще из четырех каменных сводчатых рукавов, ответвляющихся на семь метров в разные стороны. Не меньше впечатляет и старый берке с обвалившейся верхней частью свода – напоминает огромный пробитый чем-то тяжелым шлем. Берке — визитная карточка Бендер-Конга — городка, известного не только среди иностранных туристов, но и среди иранских путешественников.
Пятихранилищный берке в Бендер-Конге
Когда вода на вес золота
Летом жара за 40 градусов может держаться на побережье Персидского залива неделями. И все это время на небе ни облачка. Грунтовые воды залегают достаточно глубоко. Да и не докопаться до них — почва каменистая. Дожди бывают весьма редко, особенно весной и летом. Поэтому конструкции, позволяющие собирать и хранить пресную воду, когда-то были здесь не менее важны, чем банки в иных европейских городах.
Где именно был изобретен берке — тема спорная. Берке под названием сардоба известны в Средней Азии. В Бухарском ханстве, например, вдоль торговых путей строили не только караван-сараи, но и обязательно при них и по дороге между ними возводились сардобы. В Туркмении сохранилась Талимарджанская сардоба, датируемая XV веком. По легенде, дно ее застилали дорогим туркменским ковром, чтобы показать свое уважительное отношение к воде.
Близ узбекского города Навои, на старинном караванном пути между Бухарой и Самаркандом среди руин средневекового поселения, известного под названием Рабат-и-Малик, до сих пор можно увидеть сардобу, построенную в конце XI (по другим источникам XII) века. Эта сардоба, кстати, вдохновила архитектора Андрея Косинского, одного из активных участников возрождения Ташкента после землетрясения 1966 года, на строительство домов с верандами, выступающими углом с фасада, о чем он рассказывал в интервью «Фергане».
В Иране настолько старых, как в Рабат-и-Малик, берке нет. Однако есть упоминания географов X века, что на пути между городами Исфахан и Наин в пустыне Эрдестан располагались резервуары для хранения воды. Самый старый из известных берке находится в городе Йезд. Он примыкает к комплексу мечети Джами и датируется XV веком. Если турист попытается найти его, то ему стоит использовать термин абамбар (Ab anbar на англ.). За пределами остана Хормозган берке обычно называют именно так. Аб на фарси значит «вода», а амбар — «хранилище».
Типичный городской абамбар в Бендер-Конге
Большинство сохранившихся до наших дней берке в Иране построены в XVIII-XIX веках. Они схожи по своей функции и идентичны по архитектуре и схожи со среднеазиатским аналогом — сардобой. Нижняя часть состоит из круглого бассейна различной глубины — обычно 2-5 метров. Диаметр бассейна — от нескольких до 15-20 метров, в зависимости от того, чьи потребности он должен удовлетворять. Самый простой и, соответственно, дешевый вариант бассейна называется «риктаи» (rikta-i, в переводе с фарси значит «налитый»).
Для строительства «риктаи» использовали известковый раствор, который заливали в траншеи, выкопанные вдоль периметра бассейна. Когда известковый раствор высыхал и оседал, то есть получались стены бассейна, их покрывали штукатуркой. Штукатурка играла ключевую роль – именно она создавала герметичность. Самый распространенный вид штукатурки назывался saruj. Он состоял из глины, извести, золы, а также специального компонента lu’i, содержащего семена тростника; она сохраняла штукатурку от образования трещин.
В Средней Азии бассейн сардоба, который называли хауз, выкладывали из обожженных кирпичей. Между слоями кирпичей или поверх них стелили кожи домашних животных. Верхняя часть представляет собой купол. В Иране, в отличие от Средней Азии, он обязательно заострен) с одним или несколькими отверстиями по бокам. Купол предотвращает испарение воды, защищает ее от пылевых бурь и создает тень. Через отверстия вода попадает внутрь. Форма у них разная. Обычно – в виде порталов, нижняя часть которых скошена внутрь, чтобы вода легче попадала в бассейн.
Объемы берке в Иране варьируются от 300 до 3000 кубических метров. Имеются исключительные примеры вместимостью до 100 тысяч кубических метров. Такие берке состоят из нескольких куполов, поддерживаемых колоннами. А их бассейны имеют не круглую, а прямоугольную форму.
В настоящее время в городах и селах остана Хормозган существует система централизованного водоснабжения – это одно из основных достижений Исламской революции 1979 года для местных жителей. Однако вода из берке по-прежнему используется для хозяйственных целей — полива растений, в частности. Особую ценность эти хранилища воды представляют для кочевников-кашкайцев, которые кочуют в Хормозгане и соседних областях. Для них берке и сегодня имеют такое же значение, как и для людей, живших и бывавших в здешних пустынях 100, 200 и более лет назад.
Местами, как в Бендер-Конге, берке стали частью музейных комплексов. В городе Йезд одной из рекомендуемых путеводителями достопримечательностей является берке, оборудованный ветроуловителями — бадгирами.
Как сделать воздушный душ
Бадгир – это архитектурный элемент, служащий для вентиляции зданий и регулирования температуры в них. Функционирует он за счет «ловли ветра» (на фарси бад означает «ветер», а гир — «брать, хватать»). Уже упомянутый город Йезд считается «столицей бадгиров». Самые различные типы зданий здесь оборудованы ветроуловителями: частные дома, общественные здания, мечети, гостиницы, те же берке. Туристы приезжают в этот город, главным образом, чтобы погулять по его старой части, где возвышаются сотни бадгиров.
Абамбар с бадгирами в остане Йезд
Сегодня бадгир считается одним из символов персидской архитектуры. По крайней мере, само слово — абсолютно персидского происхождения. Ветроуловители были известны в Древнем Египте за 1300 лет до нашей эры. Тем не менее, в настоящее время нет оснований считать, что это был настолько же распространенный архитектурный элемент, как позднее в Персии. Были бадгиры переняты у египтян или персы самостоятельно их изобрели – достоверно неизвестно. Однако, если предположить, что они дошли до Персии через земли арабов, то доводы в пользу такой точки зрения найдутся. Например, бадгиры считаются традиционным элементом строительства в Бахрейне и Объединенных Арабских Эмиратах и имеют как раз те же формы, что и классические персидские.
Главная функция бадгира – вентиляция воздуха в помещении, его охлаждение. Их формы оптимально подстроены для засушливого жаркого климата. Обычно – это четырехугольное сооружение, в четырех стенах которого расположены обширные отверстия. Отверстия отделены друг от друга сплошными перегородками из глины или дерева (есть некоторые отличия в строении в зависимости от региона и местной розы ветров).
Процесс возведения классического бадгира в Иране на своей странице в «Живом журнале» описал чрезвычайный и полномочный посол этой страны в России Мехди Санаи: «Для строительства бадгира местные строители выбирали место на крыше, которое выходило в небольшое помещение, специально предназначенное для бадгира, выкладывали прямоугольную основу «тануре» из необожженного или обожженного кирпича так, чтобы она достигала определенной высоты. Затем над этим основанием ставились четыре перегородки с двумя деревянными балками, устанавливающимися в форме буквы «Х», так чтобы концы обеих балок располагались в двух углах прямоугольника. После этого возводили восточную, западную и южную стену бадгира высотой от 2 до 5,2 метра. В северной части, направленной в сторону исфаханского ветра, выкладывали внешнюю часть тануре из половинок необожженного или обожженного кирпича толщиной в 6 см, поднимая ее до определённой высоты. Высота этих перегородок была на 40 см выше, чем высота других стен».
Вид изнутри (снизу вверх) одной из секций бадгира
Воздух, попадает в помещение, откуда следует во внутреннее хранилище воды и затем уже охлаждает различные помещения в доме. В южных портах Ирана, например, в Бендер-Конге, воздух проходит по сухим каналам и вентилирует помещение. Я побывал в нескольких домах с бадгирами в Бендер-Конге и близлежащем портовом городе Бендер-Ленге. Когда находишься прямо под ветроуловителем, ощущение — будто окатывает воздушный душ: сильная струя прохладного воздуха без перерыва обрушивается сверху. После длительного пребывания под знойным солнцем подобный воздушный душ быстро и мягко снимает изнуренность от жары.
В зданиях, предназначенных для состоятельных персов, строили более высокие ветроуловители, которые декорировали глазурованной плиткой. В них может быть значительно больше четырех каналов для попадания воздуха.
В Иране известны ардеканские, керманские и йездские бадгиры. Ардеканские возводятся, преимущественно, в области Ардекан и ближайших окрестностях. Имеют простое и экономически доступное устройство по сравнению с другими видами. Керманские тоже не слишком затейливы по своей конструкции, возводятся в невысоких и средних размеров зданиях. При их строительстве используются обычно саманные кирпичи. В отличие от ардеканских, керманские позволяют охлаждать воздух гораздо быстрее. Над берке строят бадгиры как раз керманского типа.
Старинный дом с бадгиром
Йездские — самые причудливые и изящные. Строительство бадгиров этого вида — достаточно сложный архитектурный процесс. Они значительно выше ветроуловителей других видов. Есть свои климатические объяснения тому, почему в Йезде возникли более сложные конструкции. Город этот (кстати, один из древнейших не только на территории Ирана, но и в мире) находится между двумя горными цепями, поэтому пустынные ветры там дуют слабее и меньше. Чтобы добиться нужного эффекта от дуновения ветров, бадгиры строят более высокими и с большим количеством сторон, чем обычно. Благодаря такой изощренности в «ловле ветров» Йезд стал одним из самых популярных городов Ирана среди местных и иностранных туристов.
Александр Рыбин. Фото автора