Гнилой ход: В Кыргызстане активно обсуждают национальность кандидата в президенты
Если бы президентские выборы в Кыргызстане, которые запланированы на 15 октября, состоялись сегодня, безусловным победителем на них стал бы политик Омурбек Бабанов. Харизматичный, волевой и молодой, он выгодно отличается от всех своих конкурентов. И в первую очередь от кандидата от партии власти Сооронбая Жээнбекова. Если выборы будут честными, в чем есть большие сомнения не только у меня, но и у большинства независимых наблюдателей, Бабанов станет президентом. И это кого-то пугает. Поэтому в ход пошел самый гнусный метод очернения конкурента – национальный.
Обычно вопрос этнического превосходства в первую очередь волнует народности, которые страдают комплексом неполноценности. Представителям таких наций всё время кажется, что именно они самые великие, древние и стояли у истоков развития человечества, а руководство страны поддерживает этот миф и даже раздувает его. Национальный вопрос в Кыргызстане всегда в тренде. Особенно умело этой фишкой пользуется пока еще действующий президент страны Алмазбек Атамбаев.
Алмазбек Шаршенович в своих речах часто выделяет исключительную роль именно кыргызов, почему-то забывая, что в Кыргызстане, по официальным данным, живут представители более 80 народностей. По сути, он продвигает идею, что Кыргызстан – страна кыргызов, а представители других этносов должны быть благодарны, что им великодушно разрешают жить на их земле.
Чтобы не быть голословным, приведу выдержку из речи президента на праздновании Дня независимости страны: «Кыргызский народ забрался на вершину горы, построил великий каганат, занял место от Сибири до Азии, возглавил десятки народов, видел золотой век. Кыргызский народ, упав на дно ада, не то что б быть каганатом, теряли и свою государственность. От Чингисхана и сталинских репрессий, восстание 1916 года, дни, когда чуть не потеряли кыргызский язык и свое имя «кыргыз». Кыргызы видели и такие катастрофические дни.
Сколько наших предков отдали душу за то, чтобы сохранить имя «кыргыз» в темные дни, годы, века, не за пару веков, а за тысячелетия.
Так что хочу предупредить: есть ли река, в которой не течет кровь кыргыза? Есть ли край, где не лежит кость кыргыза? Эта кровь и эти души не должны быть потрачены зря. Тогда нас не простит ни наши предки, ни Бог». (цитата по сайту Kloop.Kg).
Рост «национального самосознания» ура-патриотов и разного рода ультрас пришелся именно на период правления Атамбаева. Правившие до него предшественники – Акаев и Бакиев – были в эпоху Атамбаева объявлены «не кыргызами»: Акаева называют и казахом, и калмыком, а Бакиев успел побыть узбеком и дунганином.
Этот прием теперь используется против явного лидера выборной кампании – Омурбека Бабанова. В социальных сетях и через разного рода мессенджеры пачками распространяются видеоролики, в которых транслируется основная идея: Бабанов – не чистокровный кыргыз.
Что позволено Юпитеру…
Впервые выпад против Бабанова о «нетитульности» его матери сделал депутат Камчибек Ташиев. В феврале 2012 года в интервью провластной газете «Де-Факто» он заявил, что с приходом Бабанова на пост главы правительства «мы стали идти за курдами». «Мы ходили за татарами, евреями, русскими и другими. С приходом Бабанова мы стали ходить за курдами. Человек, думающий о нации, должен быть чистокровным кыргызом. Так говорят и в России, и в Казахстане. А почему мы должны стесняться говорить об этом?», – заявил тогда Камчибек Кыдыршаевич.
Тогда заявление политика возмутило общественность, и Ташиеву даже пришлось оправдываться в стенах парламента. «Я не буду и не имею права ничего плохого говорить про мать главы правительства, также, как и про свою. Я уважаю мать Омурбека Бабанова, как и всех остальных в мире», – сказал впоследствии лидер партии «Ата-Журт».
Со временем националистические высказывания из уст политиков стали звучать чаще, а общество стало реагировать на них не особенно активно. А некоторые идеи стали даже получать поддержку.
В середине августа в Бишкеке прошел съезд политической партии «Ата-Журт», где предполагалось, что кандидатами будут выдвинуты два одиозных политика – уже известный Камчибек Ташиев, и экс-спикер парламента Ахматбек Кельдибеков.
Выступивший на собрании скандально Азимбек Бекназаров сделал упор на «кыргызскости» обоих выдвиженцев. «Оба кандидата в президенты – чистокровные кыргызы. Кыргызстан нужен кыргызам, он – государство кыргызов. Наша политика и наш президент должны работать для кыргызов. Мы должны разрушить «общий дом», построенный Акаевым. Пришло время различать рожденных, воспитанных и идущих в политику в «общем доме» и тех, кто готов служить своей родине и своему народу. Я, как родственник Ахматбека Келдибекова, заявляю, что он чистокровный кыргыз», – заявил Бекназаров, прозванный «бульдозером революции» за участие в госпереворотах 2005 и 2010 годов.
Правда позже Бекназаров тоже пошел на попятную и даже дал пресс-конференцию, на которой стал оправдываться: мол, меня не так поняли. «Я никого не призывал к национальной вражде. В моих словах не было действий. Я же не говорил плохого о других национальностях. Я так понимаю, что мои слова задели нечистокровных кандидатов в президенты. Да я в сто раз больше интернационалист, чем те, кто решил дать юридическую оценку моим словам», – лепетал Азимбек Анаркулович.
Ты виноват уж в том…
В конце июля нынешнего года Омурбек Бабанов дал пресс-конференцию, на которой рассказал о своих планах по выдвижению себя на пост президента. Как водится, был поднят и вопрос и его этнической чистоты.
«Мой отец – кыргыз, мать – из тюркских народностей, – заявил Омурбек Токтогулович. – Во время войны деда со стороны матери, как и многих на Кавказе, репрессировали и выслали в Кыргызстан. Моей маме тогда было четыре года. Она всю жизнь говорила на кыргызском. И писать о национальности моей матери – это нехорошо. Мать Айтматова была татаркой. И что, он теперь не кыргыз?! Тот, кто работает во благо своего народа, – вот настоящий кыргыз», – отметил Бабанов.
Лидер республиканцев попросил журналистов и общественность не трогать его покойную мать. «Я горжусь своими родителями, мне их очень не хватает сейчас», – резюмировал политик.
Некоторые в социальных сетях не просто упрекают Бабанова в том, что он не киргиз, а обвиняют в подготовке переворота с целью присоединения Кыргызстана к другому государству.
Тем не менее, именно национальный вопрос сейчас поднимается как его главный недостаток. В кучу смешали всё: мать – не кыргызка, следовательно, сын не будет думать о кыргызах. Придумали про любовницу-чеченку. Вывод: Бабанов породнился с криминальным авторитетом Батукаевым, которого, между прочим, сами власти освободили и под белы ручки проводили в аэропорт. Следующее обвинение строится на том, что супруга Омурбека Бабанова – казашка, а значит став президентом, политик будет работать в интересах казахов.
Тут вспоминается высказывание, приписываемое бывшему президенту США Франклину Рузвельту, якобы сказанное им про никарагуанского диктатора Самосу: «Это – сукин сын, но это наш сукин сын». Так и тут, пусть будет президентом неуч, хапуга и рвач, который будет заниматься непотизмом и трайбализмом. Но это должен быть «накта», то есть настоящий кыргыз.
Манас – не «чистокровный кыргыз»
Президент Атамбаев любит апеллировать к истории и рассказывать про эпического героя Манаса. Дескать, все кыргызы должны равняться на мифического богатыря, в честь которого по указанию главы государства на центральной площади даже установили большую конную статую.
Патриотически настроенное население, оболваненное россказнями Алмазбека Шаршеновича о величии кыргызов, некогда владевших землями от Байкала до Каспия, верит в свою национальную исключительность.
Красивые сказки о кыргызских батырах затмевают разум и напрочь отбивают желание думать и анализировать. Мне интересно, как бы отреагировали эти ура-патриоты, узнай они, что тот же самый Манас, которому они чуть ли не поклоняются, чистокровным кыргызом вовсе не был.
В эпосе говорится, что отец былинного героя Джакып женился на вдове своего брата Шакан, которая была княжной булгарских кровей. В память о своем прежнем муже Чийыре она взяла имя Чийырды.
Позже уже взрослый Манас женился на девушке по имени Санирабига, между прочим, тоже не кыргызке.
Позже ее нарекли кыргызским именем Каныкей. У них родился сын – Семетей и тоже ведь не чистокровный кыргыз...
Так получается, что кыргызы, восхищающиеся своей национальной исключительностью поклоняются отнюдь не кыргызам?
Тогда зачем поднимают гнилой вопрос национальности кандидата в президенты Омурбека Бабанова? Только для того, чтобы к власти пришел свой «сукин сын».
Улугбек Бабакулов