Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: «Нам, имамам, тоже нелегко!»

Узбекистан: «Нам, имамам, тоже нелегко!»

Горожане, прибывшие в популярную ташкентскую мечеть «Минор» для совершения пятничной молитвы 15 сентября нынешнего года, были удивлены тому, что число милиционеров вокруг мечети увеличилось вдвое. В рамках усиления мер безопасности были даже введены ограничения доступа прихожан на территорию мечети.

Милиционеры объясняли людям, что дополнительные меры были предприняты в целях обеспечения безопасности проповедника этой мечети, главного имама-хатиба узбекской столицы Анвара Турсунова, на которого за несколько дней до этого в соцсетях посыпались оскорбления и угрозы. Такая реакция общественности, в свою очередь, возникла после того, как в эфир национального телеканала вышла телепередача «Otin oyining so’nggi ovi» («Последняя охота религиозной наставницы»).

Скандальное интервью скандальной телепередаче

Возмущение узбекского сегмента социальных сетей вызвало выступление Анвара Турсунова в телепередаче «Otin oyining so’nggi ovi», вышедшей в эфир 11 сентября этого года на телеканале «O’zbekiston». Передача была посвящена 57-летней гражданке Фотиме Абдулладжановой, которая якобы занималась нелегальным религиозным обучением нескольких женщин в столице Узбекистана.

В этой телепередаче главный имам Ташкента заявил, что групповое обучение женщин религиозным знаниям, согласно догмам ханафитского мазхаба, является макрухом (нежелательным или запретным действием).

«Во-первых, прежде, чем организовывать такие курсы, религиозные наставницы должны посоветоваться с имамами и получить разрешение у официального духовенства. Во-вторых, даже если они попросят разрешения, духовенство не даст им разрешения на обучение. Потому что по нашему ханафитскому мазхабу групповое обучение женщин Исламу является макрухом», - сказал Анвар Турсунов в нашумевшей передаче.

В своём интервью главный имам узбекской столицы не ограничился описанием правил ханафизма, но и обвинил религиозных наставниц в безграмотности. Кроме того, Анвар Турсунов назвал наставниц, организовавших групповое религиозное обучение женщин, людьми, покорными своему нафсу, то есть, корыстным и прагматическим желаниям.

«Эти полуграмотные наставницы собирают такие группы только с целью наживы. Мы точно знаем, что все они обучают женщин за деньги. Эти «отин ойи» (религиозные наставницы) являются рабами своих неугомонных желаний», - заявил имам ташкентской мечети «Минор» в эфире телеканала.

Эти высказывания А.Турсунова и вызвали возмущение некоторых независимых религиозных деятелей, которые опровергли заявления А.Турсунова аятами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда. Ну, а общественность, следящая за ситуацией в социальных сетях, сразу перешла на оскорбления и угрозы в адрес имама узбекской столицы.

Ответы «зажигале» узбекского сегмента соцсетей

Первым мнение А.Турсунова опроверг узбекский шейх, доктор богословия Сайфуллах Носир, проживающий в Медине (Саудовская Аравия). Он привел хадисы (изречения пророка Мухаммеда) №7310 из книги «Сахихул Бухари» и №2634 из книги «Сахихи Муслим», согласно которым пророк Ислама никогда не запрещал групповое обучение женщин религии и получение религиозного образования женщинами в домашних условиях.

«Одна женщина пришла к пророку Аллаха, мир ему и благоденствие, и сказала: «О, пророк! Вы обучаете религии только мужчин. Уделите время и для нас, женщин, и обучите нас тому, чему учит Вас Аллах». Тогда пророк, мир ему и благоденствие, назначил время и место, куда призвал женщин собраться. И потом пророк Аллаха пришел к женщинам и ознакомил их с основами Ислама», - отмечается в вышеприведённых хадисах.

Аналогичные примеры, опровергающие мнение о недопустимости в Исламе группового религиозного обучения женщин, были приведены также простыми пользователями социальных сетей.

Некоторые пользователи, заступившиеся за религиозную наставницу Фотиму Абдулладжанову, привели в качестве аргумента то, что она обучала усвоих учениц по книге «Тафсири Хилол» (перевод смыслов и комментарии к Корану) покойного узбекского шейха Мухаммада Содика Мухаммада Юсуфа, неоднократно изданной узбекскими властями в разные годы независимости страны.

«Как можно называть деятельность Фотимы Абдулладжановой нелегальной, если она обучала по совершенно легальной книге, которая издана с официального разрешения Управления мусульман Узбекистана?!» – возмущались пользователи Фейсбука.

После этого в соцсетях посыпались оскорбления и угрозы в адрес главного имама г. Ташкента. В этой ситуации антигерою даже пришлось оправдываться перед людьми, пришедшими 15 сентября на пятничную соборную молитву в ташкентскую мечеть «Минор».

«Я – не я. И лошадь не моя!»

«К сожалению, часть моего интервью была взята без моего ведома и вырезана из общего контекста. Я даже не видел эту женщину и не был в курсе, что она незаконным путем обучала женщин религиозным знаниям», - сказал Анвар Турсунов во время пятничной проповеди, комментируя своё выступление в телепередаче «Otin oyining so’nggi ovi».

Главный имам Ташкента сообщил, что это интервью он давал примерно полгода назад и не имел никакого представления о Фотиме Абдулладжановой и ее ученицах. «Примерно пять месяцев назад в нашу мечеть приехала журналистка и обратилась ко мне с вопросом о возможности совершения молитвы женщинами в мечети и их собрания для получения религиозного образования. И я разъяснил ей правила нашего ханафитского мазхаба (течения). Вот и всё! В этом интервью не было речи о конкретных женщинах!» – сказал А. Турсунов людям, пришедшим в мечеть «Минор» в прошлую пятницу.

По его словам, весь этот сыр-бор разгорелся из-за бывших соотечественников-завистников, переехавших на ПМЖ в Западные страны. Кроме того, Анвар Турсунов в своей проповеди пожаловался, как нелегко быть имамом мечети в Узбекистане.

«Нам, имамам тоже нелегко. Мой покойный наставник Абдуллазиз кори (знаток Корана), говорил нам: «Когда вы станете имамами, хорошие люди будут уважать вас, но плохие люди не будут давать вам покоя». Вот поэтому в последнее время в мою сторону идет нескончаемый поток наговоров и сплетен», – жаловался главный имам узбекской столицы.

Однако большинство пользователей узбекского сегмента соцсетей не поверили оправданиям Анвара Турсунова. В ответ на его последние слова они напомнили отрывки из его телеинтервью, в котором ташкентский имам назвал религиозных наставниц рабами своих неугомонных желаний.

Некоторые пользователи соцсетей задают резонный вопрос: «Раз тележурналисты обрезали интервью Турсунова, вырвали его из общего контекста и подали в эфир ином значении, почему бы имаму не подать в суд на государственный телеканал?» Некоторые узбекистанцы задаются также вопросом: «А зачем Анвару Турсунову нужно было выступать против Фотимы Абдулладжановой и других женщин?»

Цитата:

«Интернет - это мусорка, свалка где ничто не контролируется. Где каждый говорит то, что ему придет в голову. Интернет стал площадкой распространения сплетен и слухов. Сначала подняли вопрос моих часов и мусолили её, теперь появилось это. Молодые, бессовестные, невоспитанные ребята не ленясь обсуждают эту тему. Они разве не боятся разозлить Бога?!»
Анвар кори Турсунов, сентябрь 2017 года
Рупор узбекских спецслужб или «адвокат» семьи своего учителя?

По данным источников «Ферганы», вероятны два мотива, заставившие Анвара Турсунова выступить против Фотимы Абдулладжановой. Согласно первой версии, главный имам Ташкента пошёл на этот шаг по заданию спецслужбы, которая до сих пор ведет активную борьбу против исламских активистов в республике.

По второй версии, очерняя Фотиму Абдулладжанову, Анвар Турсунов, в первую очередь, хотел сделать черный пиар сватье своего религиозного наставника – покойного шейха Мухаммада Содика Мухаммада Юсуфа.

Дело в том, что Абдулбосит Абдулладжанов, сын Фотимы Абдулладжановой, женат на Одине Мухаммад Юсуф, дочери покойного шейха Мухаммада Содика Мухаммада Юсуфа.

Как сообщил один из узбекских иммигрантов, проживающих на Западе, в молодой семье часто происходили разногласия из-за строптивого нрава снохи. Так, придя в новый дом, дочь шейха попросила нанять прислугу, что очень не понравилось не только ее мужу, но и свекрови.

По словам того же иммигранта, нередко разногласия переходили на более высокий – межсемейный – уровень. Семья шейха считала себя более образованной и религиозной, чем семья Абдулладжановых.

«Анвар Турсунов прекрасно знал о драме, происходившей между семьёй его наставника и семьёй Фотимы Абдулладжановой. Слова Турсунова о том, что он якобы ничего не знает и не слышал о Фотиме Абдулладжановой, – наглая ложь. По моему личному мнению, Анвар кори своим интервью просто хотел насолить Фотиме Абдуладжановой, которая никогда не считала себя и свою семью ниже семьи шейха», - сказал бывший гражданин Узбекистана.

По словам нашего собеседника, Анвар Турсунов в общественно-религиозной деятельности идёт по стопам своего покойного наставника. «Помните телеинтервью шейха Мухаммада Содика Мухаммада Юсуфа против так называемых акромистов после андижанских событий 2005 года? Его выступление тоже вызвало бурное возмущение в среде верующих мусульман Узбекистана. И тогда шейх тоже «отмазался» оправданиями о том, что это интервью он давал, якобы, в феврале 2005 года, т.е. за три месяца до андижанских событий. И вот теперь Анвар кори, следуя своему наставнику, повторяет, что он давал интервью телепередаче о религиозных наставницах еще пять месяцев назад», - отмечает иммигрант из Узбекистана.

Какие из этих версий и разговоров соответствуют действительности, сказать трудно. Смело можно утверждать лишь о том, что личность главного имама узбекской столицы остаётся одной из самой популярной и обсуждаемой в Узбекистане.

Анвар Турсунов – один из самых обсуждаемых имамов в Узбекистане

Нужно отметить, что в последние годы персона главного имама узбекской столицы стала одной из наиболее обсуждаемых в Узбекистане. Так, в июле нынешнего года темой для бурных обсуждений стали дорогие часы «Ulysse Nardin» на руке ташкентского имама, которые были запечатлены фоторепортёрами Международного пресс-клуба в Ташкенте.

Кто-то говорил, что эти часы стоят 20 тысяч долларов. Другие выдвинули версию, что турсуновские часы стоят не более 10 тысяч долларов. И тогда в ситуацию вмешался сам имам и объявил, что его часы стоят всего лишь 250 долларов. «И они были подарены мне одним из моих учеников», – сказал А.Турсунов на очередной пятничной молитве, состоявшейся в мечети «Минор» после начала шумихи вокруг его часов.

Еще ранее, в июле 2009 года, трое неизвестных лиц совершили покушение на главного имама Ташкента. Однако Анвар Турсунов, как бывший самбист, смог предотвратить ножевую атаку своих противников и избежать гибели.

Есть версия, что среди преступников находился муж одной женщины, которую ташкентский имам якобы обвенчал с более состоятельным мужчиной. «Турсунов прочитал им никах (исламское венчание), заранее зная, что у этой женщины есть муж. Вот супруг и решил отомстить Анвару Турсунову», – говорят сторонники этой версии причин инцидента.

Более спокойные «прогнозисты» считают, что преступники хотели убить Турсунова за то, что главный имам Ташкента, как неофициальный консультант узбекских спецслужб, помогал репрессивной политике каримовской власти против религиозных активистов.

Известны случаи, когда Анвар Турсунов по заданию узбекских властей ездил по тюрьмам республики и уговаривал религиозных заключенных просить прощения у президента Ислама Каримова. «Из-за такой деятельности Анвар Турсунов был оплёван заключенными в печально известном концлагере «Жаслык»», – сказал бывший узник этой тюрьмы в интервью «Фергане». По его словам, ташкентский имам навлек и продолжает навлекать гнев верующих только хотя бы из-за своего сотрудничества с узбекскими спецслужбами.

«Анвар Турсунов – один из рупоров узбекских спецслужб. Он обслуживает государственные интересы, насаждает так называемый официальный Ислам, удобный и выгодный для репрессивной антиисламской машины Каримова», - говорит бывший политзаключенный.

По его мнению, Анвар Турсунов очернил и оскорбил религиозную наставницу Фотиму Абдулладжанову также по заданию спецслужбистов. «Теперь он пытается оправдать себя и взвалить всю вину на тележурналистов», – сказал бывший узник «Жаслыка».

На чьей стороне законодательство и политика нового президента Узбекистана?

Может быть, главный имам-хатиб узбекской столицы Анвар Турсунов и не совсем прав по части недопустимости группового религиозного образования женщин с точки зрения канонов Ислама. Однако ташкентский имам прав по букве светских законов Узбекистана.

В частности, согласно статье 9 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», «лица, преподающие религиозные предметы в религиозных учебных заведениях, должны иметь религиозное образование и лицензию центрального органа управления». Эта же статья гласит: «Запрещается религиозное обучение в частном порядке».

И в случае с обвинениями в адрес Абдулладжановой и Турсунова очевидны разногласия между религиозным разрешением и светским запретом на частное женское обучение Исламу. Другое дело, какому закону больше подчиняется сам имам: религиозному или светскому.

Светское законодательство Узбекистана, принятое во времена репрессивной политики Ислама Каримова, открыто игнорирует конфессиональные интересы верующих мусульман, особенно по части получения начального и среднешкольного религиозного образования.

Такое противостояние между верующими мусульманами и узбекским государством намерен ликвидировать президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, который несколько раз заявил, что нужно совершенствовать систему религиозного образования в республике. Так, в августе этого года он предложил Духовному управлению мусульман страны организовать конкурс юных знатоков Корана. Результаты таких инициатив Шавката Мирзиёева можно будет увидеть лишь в последующие годы.

А пока узбекские имамы вынуждены дрейфовать между светскими запретами и религиозными разрешениями, и наоборот. А тем временем в обществе их награждают такими ярлыками, как «имам государственных интересов», «дежурный пропагандист власти», «имам аль-подполковник». А мечети некоторые называют «госагитпунктами религиозного назначения».

В общем, нелегко быть имамом в Узбекистане!

Марсель Идрисов (псевдоним журналиста из Ташкента)

Международное информационное агентство «Фергана»