Помочь самим себе. Еще раз о проблемах интеграции детей мигрантов в российское общество
На минувшей неделе Интеграционный центр для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети» совместно с организацией Oхfam провели семинар «Обучение и интеграция детей беженцев и мигрантов в России». Цель проекта — формирование в России сообщества специалистов, связанных с обучением и интеграцией иностранных детей. Организаторы уверены, что интеграция детей мигрантов в российское общество важна для будущего поколения граждан России, которыми станут эти дети. Еще важнее — установить диалог с государством, чтобы обсудить возможности системного подхода в решении вопроса.
Ситуация с детьми мигрантов в школах
Эксперты уверены, что наиболее комфортно ребенок сможет адаптироваться в российское общество через детские сады и школы. Там его будут окружать сверстники, он сможет интегрироваться не только в жизнь школы, но и общества в целом.
Заведующая Центром качественных исследований Института социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Екатерина Деминцева в текущем году проводила исследование в школах Москвы и Московской области, где обучаются дети мигрантов. Такие школы разбросаны по всему городу и области. Их основной контингент — это дети из социально неблагополучных и неполных семей и, с недавнего времени, дети мигрантов. В основном, это, скажем так, непрестижные школы, в которые «местные» не хотят отдавать своих детей, они не заполняются, и администрация берет к себе детей мигрантов.
По словам исследователя, часто под «мигрантскими» школами жители районов и их учителя понимают те учебные заведения, в которых учатся дети из семей трудовых мигрантов из стран Центральной Азии и Закавказья. Но число таких детей в классе небольшое — в среднем 6-8 человек. В старшей школе еще меньше — многие уходят после 9 класса. По словам Деминцевой, основная проблема, с которой сталкиваются дети мигрантов в школах, — это незнание русского языка. Дети, которые знают русский язык, адаптируются, как и все новички, за 2-3 месяца, после которых быстро «вливаются» в коллектив.
Проблема с русским языком для детей-иностранцев в школах пока не решается: для них не существует специальных занятий, учителям не выделяют часы на дополнительные уроки с такими учениками. Обычно детям, не знающим язык, требуется год для его освоения, затем они уже без проблем включаются в жизнь класса и находят друзей. Вторая проблема — это разница в школьных программах в странах СНГ и России. Особенно остро эта проблема стоит в средней школе. Хотя не так много детей привозят в этом возрасте.
Организации, помогающие мигрантам
На мероприятии были представлены российские организации, работающие с детьми беженцев и мигрантов. Помимо Интеграционного центра «Такие же дети», где в настоящее время действует 6 программ для детей разного возраста и уровня владения русским языком, а также курсы русского языка для сирийцев в Ногинске, это частный лицей «Ковчег-XXI» в Красногорске с проектом «Перелетные дети», семейный клуб для детей мигрантов «Хочу знать русский» из Екатеринбурга, московский образовательный клуб «Билим», общественная организация, оказывающая волонтерскую помощь детям трудовых мигрантов, «Дети Петербурга», Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга.
Эксперты уверены, именно незнание русского языка является одной из главных проблем мигрантов из стран Центральной Азии в России. Незнание языка ведет к нарушению их прав: мигранты не могут отстаивать свои права при встрече с полицией, правильно оформить трудовые отношения с работодателем, коммуницировать в обществе, а их дети не могут общаться со сверстниками и учиться в российских школах.
Работающие с мигрантами организации важны не только потому, что они дают возможность изучить язык. Волонтеры и квалифицированные учителя преподают детям различные школьные предметы, готовят к поступлению в школу или к переходу в определенный класс, организуют курсы русского языка для взрослых, проводят юридические консультации для родителей, чьи дети собираются пойти в российские школы, и даже помогают с выбором образовательного заведения.
Еще одна немаловажная часть их работы — это интеграция мигрантов и их детей в российское пространство через культурные программы: проведение совместно российских и национальных праздников, походы в музеи и театры, экскурсии по городам, летние лагеря, которые помогают детям мигрантов погрузиться в русскую культуру, узнать город, в котором они живут, завести новых друзей и начать воспринимать Россию, как комфортную для проживания страну. Таким образом, курсы решают сразу три проблемы: социальной и языковой адаптации и содействия родителям детей в виде юридических, а иногда и психологических, консультаций.
Каждую из этих организаций отличает персональный подход к каждому приходящему к ним человеку. Универсальных пособий по обучению русскому языку, как неродному, для мигрантов пока нет. Дети и взрослые отличаются разным уровнем образования и владения языком, поэтому в большинстве случаев учителя и волонтеры разрабатывают индивидуальные программы для своих учеников. Немаловажно, что на многих курсах учителя — квалифицированные педагоги из стран Центральной Азии. Это также облегчает процесс преподавания и адаптации ребенка. На курсах учителя работают даже с теми детьми, которые хронически не ходят в школу. Курсы особенно важны для таких детей, потому что, даже если дети все равно не пойдут в школу, у них есть возможность хотя бы общаться с другими детьми, а не сидеть дома.
Участники семинара
Что мешает овладеть «великим и могучим»
Однако в работе с мигрантами и их детьми существуют некоторые сложности. Это множество барьеров, мешающих родителям приводить детей в школу, — географические, юридические, экономические и психологические.
Первая проблема состоит в том, что мигранты часто меняют место проживания. Вторая, что они имеют проблемы с документами. Кроме того, между посещением курсов и возможностью заработать мигрант выберет второе, зачастую не предполагая, что именно знание русского языка поможет получить хорошо оплачиваемую работу.
Что касается обучения детей, то у родителей нет возможности либо оплачивать языковые курсы, либо возить ребенка на занятия, даже если они бесплатные. Отсутствие привычки планирования жизни приводит к тому, что мигрант может прожить в России 10 лет, но так и не овладеть на хорошем уровне русским языком. Многие уверены, что приезжают в Россию на год — заработать на участок или дом, поэтому надо сосредоточиться на работе, а не получении дополнительного образования, — но в итоге остаются на много лет, а то и навсегда.
Еще одна проблема — психологическая. Родители боятся куда-то отдавать своих детей. Руководители образовательных программ для мигрантов рассказывали «Фергане», что мигранты боялись приходить на курсы. Раздача листовок и расклейка объявлений не помогали, важно было найти «своего» человека (той же национальности), который бы рассказывал о том, что курсы безопасные.
Нужна поддержка
Проблема еще и в том, что не все курсы могут самостоятельно выживать, даже если они оплачиваемые. Зачастую оплата курсов (3000-5000 рублей в месяц) номинальная и ее едва хватает на покупку пособий, канцелярских принадлежностей и аренду помещения. По словам участников семинара, бизнес не хочет поддерживать курсы, потому что это не монетизируется; диаспоры отказываются, потому что им легче управлять неграмотными мигрантами, или их дети станут «слишком русскими» и отойдут от своей этнической идентичности. А министерство образования и науки России делает вид, что проблемы адаптации детей мигрантов не существует.
- Языковая и социальная адаптация нужна детям. Когда мы говорим об этой проблеме, в ответ мы слышим только «нет». Государство не хочет признать, что она уже существует, и с ней надо что-то делать. Надо, чтобы Минобрнауки признало проблему и выделило детей мигрантов в особую категорию, тогда работа пойдет эффективнее. Как один из вариантов решения вопроса я предлагаю создавать классы по изучению языка при школах и библиотеках, - говорит бывший директор школы, а теперь глава клуба «Хочу знать русский» Глеб Дагаев.
Отметим, что сам Глеб Дагаев уже открыл два подобных класса в школах с большим количеством мигрантов в родном Екатеринбурге. Такие курсы важны не только для мигрантов, но и для россиян, полагает координатор программы «Школы на коленке» Интеграционного центра «Такие же дети» Галина Алексеева. Она рассказала, что на курсах задействовано много волонтеров, которые занимаются с детьми и для каждого разрабатывают индивидуальные программы. Естественно, что они распространяют информацию о своей работе среди друзей и знакомых, приглашают их принять участие в помощи детям. Таким образом, общество больше узнает о жизни и проблемах этих людей, и постепенно стирается ярлык «мигрант».
Эксперты обсуждают проблемы адаптации детей мигрантов
Преодолеть ксенофобию
Автор проекта «Перелетные дети» Рустам Курбатов считает несправедливым, что российское общество разделено на тех, кто ходит в школу, и тех, кто лишен возможности ее посещать; тех, кто имеет права на субботу и воскресенье, и тех, кто вынужден работать по 16 часов в сутки без выходных.
- То, что все мы делаем для мигрантов, в идеале должно делать государство. Его политика должна быть такой, чтобы в каждой школе, где есть мигранты, были факультативы русского языка. Ребенок учится в определенном классе, но так как у него проблемы с русским, он дополнительно посещает курсы по русскому языку. Если же уровень владения русским языком не позволяет влиться в класс, то для таких детей должны быть созданы отдельные группы, где их будут подтягивать до уровня класса, в который они намереваются пойти, - отмечает Курбатов.
Подобный класс детей создан на базе возглавляемого им лицея «Ковчег-XXI», где все лето занимаются дети мигрантов, которых не берут в школу из-за незнания языка или сажают на 2-3 класса ниже, чтобы подтянуть по языку и школьной программе и потом выпустить в городские школы. Здесь дети получают не только знания, но и документальную поддержку в виде личного дела с указанием, какой класс они окончили на базе лицея.
- Мигранты — практически рабы, и это большая проблема нашего столетия. Мы не только мигрантам, но и себе помогаем. Нас не должна накрыть ксенофобия, поэтому интеграция мигрантов в российское общество нужна, прежде всего, нам самим, - уверен Рустам Курбатов.
Директор Интеграционного центра «Такие же дети» Анна Тер-Саакова сообщила «Фергане», что этот семинар является подготовительным этапом к международной конференции по миграции, которая пройдет в Высшей школе экономики в октябре, и куда будут приглашены представители Минобрнауки России:
- Нам было важно собраться, познакомиться друг с другом и выработать единую позицию по вопросам работы с детьми мигрантов и их интеграции. Наша задача — выработать рекомендации для министерства образования, а более глобальная цель — помочь российским школам в обучении детей мигрантов и включить в систему образования ребят, которые пока не могут ходить в школу по причине плохого знания языка или отсутствия регистрации, чтобы, таким образом, они как можно скорее интегрировались в общество, - сказала Анна Тер-Саакова.
Екатерина Иващенко