Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан - Турция: Рукопожатия над могилой

Узбекистан - Турция: Рукопожатия над могилой

Реджеп Тайип Эрдоган и Шавкат Мирзиёев, нравятся они кому-то или нет, показывают себя прагматичными политиками, способными забыть старые обиды и начать выстраивать отношения заново. Удастся ли им сегодня, после долгих лет взаимных упреков, быстро изменить турецко-узбекский климат в лучшую сторону?

Краткая история

Отношения между Анкарой и Ташкентом ухудшились после того, как в Турции в середине двухтысячных годов поселился главный враг покойного Ислама Каримова – лидер оппозиционной партии «Эрк» Мухаммад Салих. Ташкент не раз намекал Анкаре о желательности изгнать Салиха из страны, однако Турция оставалась глуха к этим просьбам. Кроме того, в 2006 году Анкара выступила за проведение международного расследования андижанских событий и даже осудила использование в Узбекистане детского труда при сборе хлопка.

Ташкент ответил на такую позицию Анкары запретом в 2012 году на показ турецких сериалов по национальному телевидению, давлением на турецкий бизнес, депортацией или арестами турецких предпринимателей. В апреле 2012 года один из депортированных бизнесменов – бывший глава крупного торгового центра «Туркуаз» в Ташкенте Вахид Гунеш – сообщил СМИ, что обратился в суд с иском против властей Узбекистана по факту применения к нему пыток, а также по восстановлению конфискованной собственности. Он рассказал, что перед депортацией 9,5 месяцев находился в следственном изоляторе СНБ Юнусабадского района Ташкента, где к нему применяли пытки.

Впрочем, два с половиной года назад появлялась некоторая надежда на потепление отношений Узбекистана и Турции, когда Каримов и Эрдоган встретились на открытии Олимпиады в Сочи. О встрече сообщили даже узбекские информагентства. Но подвижек никаких не произошло.

Новые лица

У Эрдогана и Мирзиёева в чём-то похожая судьба: оба по десять с лишним лет были премьер-министрами, а потом стали президентами (сомнений в том, что в Узбекистане события не пойдут не по намеченному плану, нет). Осложнение отношений между двумя странами происходило буквально на их глазах. Но могли ли господа премьер-министры что-то сделать раньше, как-то изменить ситуацию? Наверное, нет.

Потому что главной помехой турецко-узбекской дружбе был, конечно же, сам лидер Узбекистана Ислам Каримов – его характер, его амбиции, свойственные любому человеку, а уж особенно – авторитарному правителю. Надо отдать Каримову должное: как политик он никогда ни под кого не прогибался, отвечал ударом на удар, упрямством на упрямство. Скажем по-другому – не всегда был гибок с партнерами. Это заметно не только в турецком вопросе, но и в отношениях с некоторыми другими странами – Таджикистаном, Кыргызстаном... Этот факт сегодня прямо или косвенно признается новым узбекским руководством, стремящимся быстро решить или хотя бы загладить накопившиеся за 25 лет проблемы в делах с соседями – приграничные, водные, торгово-экономические.

Смерть, которая помогла

Начать путь с «белого листа» сегодня выгодно и Турции, и Узбекистану. Со всеми другими странами постсоветской Центральной Азии у турок отношения выстроились более или менее хорошие. Лишь Узбекистан оставался единственным из «тюркской семьи», кто капризничал и не шел на компромиссы. Поэтому, сумей Реджеп Эрдоган убедить Шавката Мирзиёева в добрых намерениях, турецкий президент заработает себе хорошие очки на родине. В том числе среди поклонников пантюркистской идеи, которой симпатизирует большинство общественности страны.

С другой стороны, сегодня визит любого иностранного гостя в Узбекистан чрезвычайно выгоден и Шавкату Мирзиёеву. Это – лучшее «лыко в строку» его предвыборной кампании. Чем больше лидеров других стран поклонятся могиле первого узбекского «юртбаши», тем больше очков наберет его удачливый преемник как внутри страны, так и за ее пределами.

Кто старое помянет?

Признаки узбекско-турецкой оттепели начались сразу после ухода Ислама Каримова из жизни. 18-го октября прошли межмидовские переговоры в Ташкенте – встречались главы внешнеполитических ведомств Абдулазиз Комилов и Мевлют Чавушоглу. Вероятно, тогда и была назначена дата текущего визита Эрдогана в Самарканд.

Смогут ли Эрдоган и Мирзиёев преодолеть взаимное недоверие каримовской эпохи? Да, смогут, если Ташкенту удастся загладить свою вину за изгнание и раскулачивание десятков турецких бизнесменов в 2010-2012 годах. По некоторым их делам в Турции еще идут суды – предприниматели пытаются вернуть отобранное у них, рейдерски захваченное имущество, активы, деньги. И не просто загладить вину, а предоставить гарантии недопущения подобного в будущем.

Да, смогут, если Турция и Узбекистан договорятся о судьбе оппозиционера Мухаммада Салиха, который живет в Стамбуле и по-прежнему представляет для официального Ташкента определенную политическую угрозу. Впрочем, в Турции сегодня осели сотни и тысячи узбекских оппозиционеров, религиозных активистов, бизнесменов, бежавших от расправы узбекских спецслужб в более безопасную страну с близкой культурой. Как поступать с ними?

И ещё раз да, если Ташкент и Анкара просто сделают вид, что этих проблем не существует, если проглотят свои взаимные обиды ради выгодного сотрудничества в будущем. На самом деле, все снова зависит от амбиций лидеров, их капризов, сговорчивости или упрямства.

Даниил Кислов

Международное информационное агентство «Фергана»