«Под звуки нестареющего вальса». В Узбекистане учителя массово уходят из школ
В последние дни в одной из закрытых узбекских групп в соцсети Facebook идет бурное обсуждение опубликованного жительницей Ташкента поста о безуспешном обращении в виртуальную приемную временно исполняющего обязанности президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с просьбой решить вопрос недостатка педагогов-предметников в школе №64 столицы республики. Как пишет автор поста – мама школьника, учебный год начался без некоторых «предметников», в частности учителей алгебры, геометрии, физики. Другие учителя увольняются посреди учебного года, проработав 2-3 месяца. Жалобу «спустили» в управление народного образования Ташкента, однако ситуация в школе так и остается критической.
За несколько дней пост этой мамы из Ташкента набрал более тысячи комментариев, обнаружив не только проблему острой нехватки учителей в школах Узбекистана, но и целый ворох других проблем в сфере образования, которые волнуют узбекистанцев. В их обсуждении принимают активное участие как родители школьников, так и учителя.
Учителя – то есть, то нет
Узбекистанцы обеспокоены качеством получаемого детьми образования в ситуации отсутствия в их школах преподавателей по основным предметам.
«У нас физкультурник ведет начальный класс параллельно. А второй – географию», - пишет Н.Н.
«Школа №151. Учителей предметников не то что не хватает, а можно сказать, что их нет. У 6-классников вообще не первая и не вторая смена, а подсменка. Подсменку никто не хочет брать. Дети болтаются на улице», - жалуется С.А.
«У нас то же самое. В прошлом году не было преподавателей по главным предметам – алгебра, геометрия, русский язык и литература, география. В этом году вроде нашли. Школа №145», - отмечает Н.К.
«В школе, где преподаю, к сожалению, тоже нехватка преподавателей – и объявления давали, и чуть ли не по квартирам ходили. Не хотят идти в школу, а диплом пылится себе под лавкой. И даже ходили в институт, предлагали студентам работу хоть на несколько часов для опыта. Нет, не хотят!» - вторит предыдущим комментаторам Л.И.
Проблема нехватки педагогических кадров, по свидетельствам участников сообщества, существует и в средне-профессиональных учебных заведениях. «В нашем колледже в европейских (русскоязычных. – Прим. «Ферганы») группах нет преподавателей по экономике, английскому языку, русскому, информатике, военному делу», - сообщает Н.И.
Многие комментаторы пишут о том, что больше всего не хватает русскоязычных преподавателей. И это – на фоне наблюдающегося в последнее время наплыва детей из узбекских семей в классы с русским языком обучения. В вузах же происходят странные «реформы», которые не решают проблему нехватки учителей, а напротив – способствуют ее росту.
«О педуниверситете. Сократили студенческий контингент вдвое, значит, и кадров в два раза меньше будет... Студентов-бюджетиков в 3 раза меньше, чем контрактников. А контрактники не обязаны отрабатывать диплом. Сократили квоты на европоток. Раньше набирали в группу 20 студентов, теперь – 10. Ну, и поступают те, кто в состоянии оплачивать. Желающие учиться и работать остаются за бортом», - констатирует В.У.
«Европейские группы в магистратуре в этом году закрыли во всех вузах. Почему? По той же причине – учить некому больше. У бакалавров в европейских группах тоже по несколько предметов преподают на узбекском языке, так как нет [русскоязычных] педагогов», - сетует И.Р.
Зарплата низкая, поборы высокие
Пользователи соцсети отмечают, что большинство выпускников педагогических вузов Узбекистана не идут работать по специальности. Причин здесь немало, одна из них – низкие зарплаты учителей. Ставка учителя составляет 600-700 тысяч сумов (около $100 по рыночному «черному» курсу). Но молодым специалистам дают только 0,5-0,75 ставки. Существуют надбавки за категорию, которую получают через 5 лет работы, надбавки за классное руководство, дополнительные часы, ведение продленного дня. Со всем этими надбавками даже учитель со стажем больше 1-1,2 миллиона сумов не получает. При этом почти во всех учебных заведениях зарплата начисляется на пластиковые карточки, которыми можно расплачиваться только в магазинах и терминалах. Но снять наличные деньги с них почти невозможно.
Кроме того, учителям в обязательном порядке навязывают подписку на газеты, покупку канцелярских товаров, собирают с них деньги на всевозможные школьные нужды, удерживая в итоге порядка 10 процентов от размера зарплаты.
«Ну вот, закончила я вуз, пошла в школу, на мой предмет в моем районе – только 0,5 ставки, в другой район смысла ездить нет, зарплата небольшая, домой прихожу с головной болью, постоянные нервы… и вечные поборы – хлопок, подписка, при том что зарплату еще ни одну не получала и 70 процентов – на пластик (пластиковую карту. – Прим. «Ферганы»), куча писанины, дежурства, уборки, субботники, выходных нет, рабочий день до 16, но какой в этом толк, если дома продолжается эта работа с проверками тетрадей. И вот в 23 года задумываешься: а надо ли оно – за эти 300-400 тысяч так убивать свое здоровье, никакой личной жизни, жить этой школой?» - пишет Т.К.
«Вы попытайтесь хотя бы один день проработать! Сейчас все бегут из школы! Это ужас, сколько бумаг надо распечатать, сдай на то, на это – и все это с зарплаты учителей. Если собирают в какой-то фонд, не думайте, что учителя ничего не сдают. Нам нагло говорят в лицо: получил зарплату – сдай на то, на это. Почему учитель зарплату должен оставлять, тратить на кучу бумаг?.. За мизерную зарплату требуют кучу всего. Еще педнагрузка – по махаллям ходим, за учениками бегаем», - жалуется Г.Ф.
«Требуют фото отчёты, уроки презентации, а государство меня фотоаппаратом, компьютером, телевизором, электронной доской обеспечило? Директор заставляет покупать с помощью родителей. Как? Мы же уже третье гарантийное письмо написали, что с родителей деньги не собираем, а то увольнение… Технику, получается, учитель должен на свою зарплату покупать. Мало того, принесла свой ноутбук на урок – завхоз его тут же зачислил на баланс школы», - возмущается А.Н.
Другая участница интернет-сообщества добавляет: «Я не учитель, но преподаватель вуза. И за каждую статью республиканского формата отдаем до 50 тысяч [сумов], а за статьи международного формата – до $200. В год необходимо опубликовать 5-6 статей. Я не говорю об учебно-методических комплексах, объем которых превышает 200-400 страниц, и которые мы сами должны распечатывать».
«Специфические» обязанности
Многие комментаторы пишут о дополнительных обязанностях и поручениях, которыми нагружают учителей в Узбекистане – это и выезды на сбор хлопка, и субботники, включающие уборку школьной территории и близлежащих жилых дворов. В летний период учителям вменяют еще и уборку помещений после ремонта.
«Мы сами делали все во время каникул, и даже коллегу в положении директор отправляла мыть окна», - отмечает К.С.
«А нам приказано выехать на обрезку виноградника! А то, что уроки не ведутся, не их дело. Выкручивайтесь типа, как хотите, хоть в три смены работайте», - дополняет Ю.Х.
Помимо этого учителя загружены написанием огромного количества отчетов, планов, разработкой методических и раздаточных материалов, ведением кружков и дополнительных занятий, всевозможными дежурствами по выходным и в каникулы. И все это – даже не за «спасибо». Более того, в любой ситуации виноватым всегда сделают учителя:
«Ребенка вовремя не забрали – сидеть с ним должен учитель. Круглосуточная ответственность 24 часа в сутки, 365 дней в году. За вши и глисты штрафуют учителя, а не родителей. Желтуха и эпидемии – все штрафы с учителя».
«Ребенок подрался во дворе дома – выговор учителю, и учитель часами проводит свой «досуг» в кабинете участкового или в РОВД. Не с родителей спрашивают, а почему-то – с учителя!».
Проверки и еще раз проверки
При этом работу учителей регулярно инспектируют всевозможные проверяющие – из Минфина, Минобразования, которых «ищут блох», чтобы было, за что оштрафовать педагога.
«Складывается впечатление, что нас специально выживают из школы. Одни отчёты и протоколы протоколов по выпискам из протоколов. У нас с сентября через день разные проверяющие, и всем на лапу дай. Дети в школе явно лишние. Нет времени на тетради – надо протоколы индивидуальных бесед с родителями, учениками, внеклассных мероприятий строчить, а ещё поурочные планы, отчёты по часам и т.д. и т.п. Ещё пару-тройку лет, и грянет катастрофа. И вместо поддержки учителей их давят проверками безграмотные проверяющие, которые должны оказывать методическую помощь, а не искать ничтожные промахи, чтобы «бабки» срубить», - полагает А.Н.
«Бегут со школы еще и потому, что замучили проверками, ненужными отчетами. Проверяющие приходят с проверкой, и им неважно, как ты ведешь урок, им нужны бумажки! Требуют отчеты, которые можно взять с потолка, требуют фотоотчеты об уроках на современном уровне, и их не волнует, оборудованы ли кабинеты, обеспечены ли учителя всем необходимым! Учитель в школе – это уборщица, дворник, собиратель денежных средств», - с горечью отмечает Т.П.
Кто пойдет в учителя?
Профессия учителя в Узбекистане стремительно теряет свой престиж, констатируют пользователи сети. «Ученики с детства видят незавидное положение учителя – откуда взяться горячему желанию стать педагогом?» - справедливо замечает один из них.
Очевидно, что система образования в Узбекистане нездорова и неэффективна. Более того, как отмечают учителя, ситуация уже на грани катастрофы. Но этого до сих пор не хотят замечать чиновники, которые принимают бездарные решения, обязывают преподавателей выполнять не свойственные им функции и просто нагло лезут в их карман, заставляя покрывать нужды системы за свой счет.
«Нужно, чтобы учитель не находился в униженном положении – тогда его никто не сможет ни оскорбить, ни обидеть. А унижение учителей – это тактика сегодняшней системы образования. Задерживают и урезают зарплату, бесконечно требуют то квитанции об оплате, то медосмотр у психиатра, то оплату ремонта школы. Форму уже требуют. А кто не носит – вплоть до увольнения. Кто додумался до этого бреда, тот пусть и отвечает за провал в образовании».
«Вот когда будут дворники подметать, сторожа – сторожить, дехкане – хлопок собирать, статистики – по домам ходить за данными, а родители – детей своих воспитывать, тогда и учителя найдутся. А так, извините, и швец, и жнец, и на дуде игрец – это ж никакого здоровья, морального и физического не хватит, даже за более-менее адекватную зарплату, а не за те слезы, что учителя сейчас получают».
Пожалуй, добавить к этим словам нечего. От того, будут ли они услышаны, зависит завтрашний день системы образования Узбекистана, а значит – и страны в целом.