Казахстан vs Узбекистан: Ревность и лидерство
Так сложилось, что в Казахстане всегда с изрядной долей ревности относились к Узбекистану. Построили в Ташкенте метро - ага, Алма-Ате тоже такой вид транспорта необходим. Ах, нет миллиона населения? Близлежащие посёлки присоединим - будет! Теперь, когда спустя два с лишним десятка лет метро в крупнейшем городе Казахстана появилось, идёт сравнение: в Ташкенте метро красивое, но у нас-то лучше!
И так во всём. В автомобилестроении - наши Chevrolet лучше. В гражданской авиации - у них Boeing-787, а у нас Airbus-320 NEO скоро будут. В железнодорожном транспорте - вот построим высокоскоростной путь от Алма-Аты до Астаны, их «Афросиаб» детским лепетом покажется.
К политике это «у нас всё равно лучше будет» также относится.
Казахстан потерял доверие
На днях в «Новой газете», а затем и на странице «Загранбюро оппозиции Казахстана» в Фейсбуке появилось интервью бывшего казахстанского премьера Акежана Кажегельдина, с конца 90-х годов живущего на Западе из-за возникших разногласий с президентом Нурсултаном Назарбаевым. Резонанс огромнейший - десятки тысяч просмотров, тысячи «лайков», «суперов» и «ух ты!», что является редкостью для казахстанского сегмента Фейсбука.
Секрет несомненного успеха прост: Акежан Магжанович не стал привычно критиковать своего давнего оппонента из «Акорды» (так называется резиденция президента Казахстана. – Прим. «Ферганы»). Но неожиданно обратил свой взор на соседний Узбекистан, увязав ближайшее будущее этой страны с предстоящими президентскими выборами в США. По мнению бывшего казахстанского премьера, Штаты сильно разочарованы политикой Астаны, а потому в случае победы на выборах Хиллари Клинтон следует ожидать активизации политического присутствия США в странах Центральной Азии и, соответственно, более тесного сотрудничества Вашингтона с Ташкентом: «Казахстан дал слишком много обещаний, отсюда и были высокие ожидания, которые не оправдались. В отличие от Узбекистана, который, по большому счёту, никогда ничего никому не обещал. Покойный Ислам Абдуганиевич по чужим красным коврам ходил редко и, наоборот, добился того, что многие ездили к нему. И сейчас создается впечатление, что новое руководство будет двигаться по этому пути. Уже прозвучали высказывания, что внешняя политика Узбекистана будет внеблоковой».
Больное место среднестатистического казахстанца
Кажегельдин попал не в бровь, а в глаз, задев струнки ревности к событиям в Узбекистане у среднестатистических казахстанских обывателей, которые пока ещё жутко гордятся тем, что граждане этой страны едут в поисках работы не только в Россию, но и в Казахстан. К тому же в словах Кажегельдина о том, что «более интересной страны в регионе, чем Узбекистан, для США сейчас нет», те же обыватели в лице пользователей Фейсбука обнаружили прогноз будущего развития Казахстана, экономика которого уже третий год не может выкарабкаться из кризиса. Соответственно, в какой-то степени естественным выглядят, например, такие комментарии к интервью Акежана Кажегельдина: «Узбекистан, по крайней мере, не имеет таких долгов, как мы. Если кредиторы стребуют долги, то мы поедем к узбекам дворы подметать». Или: «Пройдет совсем немного времени и не мы, а соседний Узбекистан будет диктовать правила на рынке Центральной и Средней Азии. У них для этого есть всё и самый главный критерий - практическое отсутствие каких-либо внешних долгов вкупе с завидной работоспособностью местного населения. Не в пример нашей ленивой ментальности! Эх, как же больно видеть, к какому упадку мы все идём, а сколько было слов и обещаний, что мы идем верным путем».
Узбекистан стал предсказуемым
Трудно сказать, когда граждане Казахстана массово отправятся «подметать дворы» Ташкента, Самарканда или Навои. Но то, что при новом руководстве Узбекистан способен стать локомотивом экономики всего центральноазиатского региона, считают и известные казахстанские эксперты, внимательно отслеживающие события у соседей.
Один из них - бывший высокопоставленный сотрудник МИДа Республики Казахстан Казбек Бейсебаев. «Узбекистану, в отличие от своих соседей по Центральной Азии, удалось диверсифицировать свою экономику. В первую очередь, им удалось снизить хлопковую зависимость. Сейчас Узбекистан экспортирует автомобили, продукцию химической и легкой промышленности, сельхозпродукцию и другую продукцию с добавленной стоимостью. Узбекистан в этом году ввел в эксплуатацию второй современный газохимический комплекс, введены новые железные и автомобильные дороги», - заметил Казбек Бейсебаев.
При этом он обратил внимание на серьёзные проблемы в этой стране в виде чрезмерного государственного контроля в бизнесе, двойного курса доллара и трудовой миграции граждан Узбекистана. Бывший дипломат отметил, что Узбекистану ещё предстоит создать законодательную базу для развития экономики, которая в Казахстане существует уже достаточно давно. И как только она появится, Узбекистан, не зависящий, в отличие от Казахстана, от мировых цен на нефть, вполне способен стать ведущей страной региона. Впрочем, считает Казбек Бейсебаев, республика уже демонстрирует своё лидерство в Центральной Азии: «Если в Узбекистане нынешний исполняющий обязанности президента Шавкат Мирзиёев считался одним из преемников Ислама Каримова, то в Казахстане говорить на тему преемника даже опасно. Поэтому Узбекистан уже отодвинул Казахстан на второй план и становится политически и экономически влиятельной страной Центральной Азии. Скажем так, Узбекистан - это страна, где перспективы прогнозируемые, чего нельзя сказать в отношении Казахстана».
Несколько иной точки зрения придерживается аналитик по вопросам экономики и финансов Тулеген Аскаров. Признав огромнейший потенциал рынка Узбекистана, он отметил слабость его финансовой системы, без развития которой невозможен рост экономики: «Я разговаривал как-то с нашими банкирами. И все они отметили, что потенциально по оборотам в рознице Узбекистан намного превосходит Казахстан. Проблема только в том, что Ислам Каримов не пускал в свою страну ни наши, ни российские банки».
Не верит Тулеген Аскаров и в то, что новое руководство Узбекистана изменит своё отношение к банкам из других стран, а значит - экономический и политический потенциал этой республики так и останется потенциалом.
Всё станет ясно через неделю
Но вернёмся к интервью Акежана Кажегельдина. Из него следует, что наметившееся лидерство Узбекистана в Центральной Азии может быть отсрочено на несколько лет - если на президентских выборах в США победу одержит Дональд Трамп, которому «нужно полгода объяснять, где находится Афганистан». Так что ждать «развязки» осталось всего неделю.
Не исключено, что победа Трампа будет больше выгодна Астане, поскольку с некоторыми влиятельными казахстанскими бизнесменами эпатажный республиканец дружит уже достаточно давно. С какими? Это тема для другого материала. В любом случае, для среднестатистического жителя Казахстана победа, скажем, команды из Астаны в футбольном матче с командой из Ташкента будет по-прежнему восприниматься как очень важное событие в жизни страны.
Анатолий Иванов-Вайскопф
Международное информационное агентство «Фергана»