Чтобы помнили. Русский Душанбе
В 1920-е годы маленький кишлак в Восточной Бухаре, в котором по понедельникам раскидывался самый большой в этом регионе базар, четырежды становился столицей – сначала эмирата, затем халифата, потом автономии и, наконец, республики в составе СССР. За столетие кишлак с населением в тысячу человек вырос в почти миллионный город. Город-понедельник, город-сад, город-сказка – именно так называли уютный, теплый и зеленый Душанбе в советские времена.
Сегодня столица Таджикистана стремительно меняет свой внешний вид. Ежегодно городские власти сносят в центре Душанбе малоэтажные здания советского периода, и на их месте, стирая память о прошлом, возводят жилые многоэтажки и торгово-развлекательные центры. Чиновники считают, что таким образом они создают облик современного города. Душанбинцы же говорят, что милый сердцам многих людей старый Душанбе с его теплыми зданиями в стиле ампир нещадно уничтожается. Так, последним потрясением для коренных душанбинцев стал снос в самом центре столицы здания Русского драматического театра имени Маяковского – его не спасли ни петиции жителей, ни заявления политиков. Уходят люди, уходят здания, меняются имена улиц, площадей, учреждений…
В Душанбе сейчас осталось всего несколько тысяч русских. А еще совсем недавно лицо каждого третьего душанбинца было славянским, и столица была наполнена русской речью. Молодые поколения столичных жителей должны знать этот период истории, поскольку город, в котором они живут – этот город-сад, город-сказку, – строили русские люди, отмечает историк и душанбинец Гафур Шерматов. Но будут ли знать и будут ли помнить?
Вместе с Гафуром Шерматовым, который рассказал мне о любопытных страницах истории Душанбе, я с удовольствием погрузилась в далекое и близкое прошлое родного города.
- Недавно, в 2014 году, Душанбе отпраздновал свое 90-летие, то есть его истории, как города, нет еще и века. Как и почему именно Душанбе из небольшого кишлака превратился в столицу таджикской республики?
- Давайте представим, что собой представлял Душанбе сто лет назад. Это был далеко не самый большой таджикский кишлак Восточной Бухары – его население составляло около 1000 человек. Вокруг него располагались кишлаки Сари Осие, Шохмансур – они были больше, чем Душанбе, но именно в Душанбе находился самый большой в регионе базар, и вся Восточная Бухара торговала здесь. Душанбе был центром торговли и пересечения народов. Здесь был огромный скотный рынок, шла торговля тканями, кожевенными, жестяными изделиями, оружием. Веселые и разговорчивые худжандцы, стройные горцы Гарма, Шугнана, Язгулема, Калаи-Хумба, суровые локайцы и коренастые широкоплечие наездники из Бальджувана приезжали на душанбинский базар. Восточную Бухару в основном населяли таджики и узбеки. Узбеков Восточной Бухары в те годы называли локайцами, а район, где они проживали – территории нынешних Курган-тюбе, Явана, Кокташа, Султонабада – назывался Локай.
Душанбинский базар, 1924 год
Душанбе также был единственным местом в Восточной Бухаре, где проживали бухарские евреи. Около 30 зажиточных бухарско-еврейских семей фактически выполняли функции банкиров – они кредитовали людей и вели активную торговлю. Скажу больше: в 1921 году, во время осады Душанбе войсками Энвер-паши – одного из лидеров басмаческого движения, когда были боеприпасы, но не было еды, была амуниция, но не было корма для лошадей, Красную армию спасли именно евреи. Они финансировали те закупки, которые делались у жителей дальних кишлаков Варзоба, верхнего и нижнего Харангона, обеспечивая тем самым отражение атак войск Энвер-паши и другого басмаческого предводителя Ибрагим-бека.
Это малоизвестный факт – в советские времена о нем не упоминали, но, прежде чем стать столицей Таджикской АССР, Душанбе в 1921 году был объявлен столицей Бухарского эмирата самим эмиром Алимханом. Правда, с оговоркой «временная» – на время оккупации большевиками Западной Бухары. Затем, в 1922 году, Энвер-паша провозгласил Душанбе центром халифата, а себя объявил Верховным главнокомандующим войсками Ислама, зятем Халифа и наместником Мухаммада. Он просуществовал всего полгода, став первым самопровозглашенным халифатом на территории Центральной Азии.
Вид на Душанбе, 1924 год. В 1924 году было произведено национально-территориальное размежевание среднеазиатских республик, и Таджикистан обрел статус автономной республики в составе Узбекской ССР. Но в стране полыхала гражданская война, Дюшамбе (таким было первое название таджикской столицы) был почти полностью разрушен, и в городе осталось всего 40 кибиток, пригодных для жилья
Энвер-паша спровоцировал безжалостную братоубийственную войну, которая развернулась на территории всей Восточной Бухары. Этому во многом способствовали англичане, снабжавшие басмачей оружием. Сюда шли караваны с оружием. Причем, около половины басмачей, а их были тысячи – это были афганские наемники, которые пришли оказывать помощь братьям по вере. Гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, зверствами. Она была скоротечной, но очень жестокой. Об этой гражданской войне на территории Восточной Бухары, к сожалению, до сих пор написано очень немного, многие ее детали и факты не исследованы.
И, честно говоря, историография Советского Таджикистана 20-х годов прошлого века в описаниях советских авторов, по справедливому мнению многих современных таджикских историков, страдает однобокостью и политизированностью. С другой стороны, писать честно и откровенно о том времени, анализировать и делать объективные выводы о тех или иных событиях в условиях тотальной идеологической цензуры и политического давления было просто невозможно.
В советские годы, когда провозглашалась дружба между народами, о том, что многие таджикские и в том числе локайские кишлаки были уничтожены отрядами Ибрагим-бека, что отряды басмачей, воевавшие в южном Таджикистане против советской власти, были укомплектованы локайцами и афганскими наемниками, предпочитали молчать. Как, например, и о том, что Хатынь сожгли не немцы, а бандеровцы. Но я убежден, что современным людям нужно знать правду о прошлых событиях, хотя бы потому что история, как известно, часто повторяется.
Красноармейцы Гиссарского экспедиционного отряда на подступах к Дюшамбе 20 февраля 1921 года
- А как местное население восприняло приход в Восточную Бухару Красной армии, ведь, в отличие от тех же басмачей, это были люди совсем другой культуры?
- Русские люди были не совсем уж неизвестны местному населению – ранее на эти территории приходили отдельные российские путешественники, врачи, географы, военные. Но с приходом Красной армии в 1921 году русские начали массово сюда приезжать. К русским людям я отношу всех, кто приехал в нашу республику, неважно какой национальности – татарин или украинец, белорус или еврей, все вместе они – русские.
Как бы сейчас не оценивали исторические события того времени, но очевидным является то, что с приходом русских на территорию Восточной Бухары начался ренессанс таджикской культуры. Если бы сюда не пришла Красная армия и советская власть, то ни о каком возрождении таджикского народа не могло быть и речи. Ведь многие века таджики находились под властью тюркских правителей. И на заре социализма в этом регионе насаждался пантюркизм – он проповедовался и младобухарцами, его принес сюда и Энвер-паша. Только с приходом Советской власти начинается развитие таджикского народа.
Таджики Восточной Бухары, восприняли советскую власть как дар божий, избавление от гнета бухарского эмира, его вассалов – беков (тюркский дворянский титул. – Прим. «Ферганы»). Русские принесли в Восточную Бухару идеи социальной справедливости, равноправия, национального равенства, непринятия местничества. Первые добровольческие отряды краснопалочников были таджикскими. Эти люди палками сражались с басмачами и отбивали у них оружие. Конечно, многие из них погибли в боях за советскую власть.
Восточная Бухара фактически была заповедником бухарского эмира – здесь не было ни одной больницы, никаких учебных заведений. Первую больницу здесь построили в 1914 году по приказу императора Николая II на пожертвования русских людей. Ее успели только построить, но она так и не заработала и выполняла роль то резиденции Эмира Бухарского, то гарнизона Красной армии, то штаба басмачей во время нахождения здесь Энвер-паши.
Военный лазарет Гиссарского экспедиционного отряда, открытый в кишлаке Дюшамбе в 1921 году
Об этом факте тоже мало знают, но, когда сюда окончательно пришла советская власть, сюда привезли большое количество денег, чтобы рассчитаться за те продукты, которые Красная армия брала у местного населения. Привезли также очень много товаров, зерна. Власть понимала, что одних коммунистических лозунгов мало – измученным войной людям нужно что-то дать. Чтобы склонить людей на сторону советской власти, сюда начались поставки товаров в огромных количествах. Между прочим, самой первой техникой, которую увидели в Таджикистане, были самолеты. Первый самолет долго кружил над глинобитным кишлаком, не на шутку перепугав его жителей. Душанбинцы увидели автомашины только через 4 года после того, как сюда прилетели первые самолеты.
К 1924 году Душанбе становится кишлаком наркоматов (народных комиссариатов), говоря современным языком – министерств. Летом того же года в Москве решают сделать поселок Душанбе столицей Таджикской АССР. Для ведения государственного делопроизводства сюда направляют сотни людей из Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины. Кроме того, в молодую республику прибывают первые врачи, учителя. Началось строительство больниц, школ, воинских казарм, клубов.
Для таджиков приход русских стал лучом света – он принес с собой бесплатное лечение, образование, безземельным крестьянам – землю. Представьте, что это было для таджикских дехкан, которые ничего не имели, кроме налогов и пошлин за пользование землей, водой, передвижение по дорогам, за покупку или продажу скота. Как писал Айни, в Бухарском эмирате только воздух не облагался налогами. И вдруг – все налоги отменены, людям дают землю, столько воды, сколько они хотят, и не надо за все это платить. Врач лечит бесплатно, учитель учит тоже бесплатно. Люди это просто восприняли, как сказку.
Учим русский язык. Сталинабад, 1930-е годы
- Первые русские люди, которые сюда приехали, безусловно, были подвижниками...
- Это были в какой-то степени миссионеры, и, конечно, подвижники. Их можно сравнить с Альбертом Швейцером. Да, они приехали проповедовать коммунизм, но ведь для многих Ленин тогда был новым пророком. Конечно, кто-то приезжал за длинным рублем – здесь хорошо платили. Да и вообще, в те годы, когда в Поволжье или на Украине был голод, Таджикистан многим казался раем – это была теплая, благодатная республика с очень приветливым народом, и русские, как самый подвижный народ того времени, ехали сюда с удовольствием. А работа для них здесь находилась всегда – все время открывались новые заводы, фабрики, колхозы, везде нужно было чинить технику, прокладывать дороги, ставить линии связи, тянуть телеграфные столбы, строить здания, проводить трубопроводы, рыть каналы, поэтому русские специалисты были очень востребованы. И та культура, которую они с собой везли, во многом повлияла на облик Душанбе.
В тяжелые годы войны с полной силой проявились лучшие качества характера душанбинцев – милосердие, доброта, сострадание. За первые полгода войны в Сталинабаде было развернуто 5 эвакуационных госпиталей. А всего в годы ВОв в городе размещалось 17 эвакогоспиталей. Десятки тысяч раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии прошли здесь лечение. В городе катастрофически не хватало зданий для больниц, ощущался острый дефицит жилья, поэтому эвакогоспитали размещались в административных зданиях и школах. Это школы №№1, 4, 5, 11, 19, 20, а также здания гостиницы «Вахш» и факультета инженерного бизнеса и менеджмента Таджикского технического университета. Если бы существовало такое звание, как город военно-медицинской славы, то Душанбе, безусловно, получил бы его. Я помню, что еще в середине 1970-х годов в Душанбе было полно инвалидов-фронтовиков без ног, которые перемещались по городу на деревянных дощечках на колесиках – их были сотни.
Здание гостиницы «Вахш», где в годы ВОв размещался эвакогоспиталь. Фото Гафура Шерматова
В августе 1942 года в Сталинабаде открылся красавец-театр оперы и балета, а в это время немцы стояли под Сталинградом, Красная армия отступала. Тогда же достраивался и был сдан в эксплуатацию Большой Гиссарский канал, который спроектировал и построил замечательный человек Николай Свириденко, чью улицу, к сожалению, переименовали. Простым проектировщиком, инженером-гидромелиоратором приехал он в Таджикистан поднимать народное хозяйство. Николай Свириденко прожил всего 43 года. Он отдавал себя Таджикистану без остатка, поэтому рано ушёл из жизни. Но за свою короткую жизнь Николай Свириденко оставил большое наследие таджикскому народу – сотни объектов гидромелиоративного значения, в том числе Большой Ферганский канал, Большой Гиссарский канал, воды которых и сегодня несут добрую память об их создателе и строителе.
Нисколько не принижая национальной гордости и достоинства таджикского народа, скажу, что русские люди в силу исторических обстоятельств сыграли выдающуюся роль в истории современного Таджикистана. Вообще, наш Душанбе начали строить русские специалисты – архитекторы, строители, инженеры. И финансирование полностью шло из советской России.
Первым архитектором Душанбе, человеком, составившим первый план-схему города, был Петр Ваулин, который приехал в республику в 1925 году. Осмотрев базар, огромную степь, разрезанную протоптанными пыльными караванными дорогами, он принял решение: вот здесь будет улица Комсомольская, здесь – Коммунистическая, а здесь будет улица Ленина. И по этому плану началась разбивка улиц и кварталов города. Беда Душанбе в том, что у людей короткая память. Казалось бы, первый архитектор! Но у нас нет ни улицы его имени, ни памятника, ни мемориальной таблички.
Одна из улиц Душанбе, 1926 год
- Вы сказали, у нас короткая память – мы чтим героев древней истории, но забываем о личностях из нашего недавнего прошлого.
- Когда мы не видим людей, которые живут с нами рядом, которые делают что-то хорошее, это называется близорукость. Так же в истории – начинаем искать реперные точки в далекой-далекой древности, не замечая, что в новой истории у нас было столько положительных примеров. Мы забыли стольких людей, которые строили современный Таджикистан.
Я руковожу группой «Память-201». Мы ищем и ухаживаем за могилами бойцов Красной армии, умерших в госпиталях Сталинабада в годы ВОв. Только на центральном городском кладбище в Душанбе – более полутора миллионов православных могил – больше, чем сегодня жителей города. Нынешнее поколение молодежи уже не застало те времена, когда Душанбе был многоязычным и интернациональным городом. Как-то мы работали на городском кладбище, ухаживая за могилами воинов-интернационалистов, и помогавший нам мальчик-таджик, 2002 года рождения, вдруг сказал мне: «Здесь столько русских могил, значит, все русские, что жили в Душанбе, уже умерли?». Парень был потрясен – он не ожидал, что здесь когда-то проживало столько русских людей. Сейчас ведь русскоязычных граждан в городе увидишь нечасто.
Здание Главпочтамта в центре Душанбе, 1937 год. Было снесено в 2013 году
- Как вы относитесь к тому, как сейчас меняется облик Душанбе?
- Двойственно. Конечно, новостройки нужны – город должен развиваться, и многие новые объекты действительно впечатляют. Но, как коренной житель Душанбе, я очень переживаю за то, что происходит снос исторических зданий, таких как театр имени Маяковского, Главпочтамт, жилых домов по проспекту Рудаки. Для нас – родившихся и выросших в Душанбе – эти здания, словно точки отсчета нашей жизни и хранители ландшафтов памяти наших душ.
Но, наверное, нужно время для того, чтобы произошла переоценка исторических и культурных ценностей, мы смогли подняться над самими собой и посмотреть на происходящее со стороны. А у нас пока, к сожалению, кому-то сильно мешают именно те постройки и памятники советского периода, с которыми связаны исторические события и судьбы выдающихся людей эпохи Таджикской ССР.
Здание Академического театра оперы и балета имени Айни в Душанбе. Построено в 1942 году. Фото Гафура Шерматова
Душанбе был задуман как зеленый город, город-сад. Такие тенистые тоннели из чинар летом спасали душанбинцев от палящего солнца. Сегодня, увы, многие из них вырублены. Фото Гафура Шерматова
Новые высотки постепенно вытесняют с душанбинских улиц архитектурные сооружения прошлого века. Фото Гафура Шерматова
В материале использованы фотографии из Центрального государственного архива Таджикистана и личного архива Гафура Шерматова
Подготовила Нигора Бухари-заде