Невидимые дети Кыргызстана
Автор фото © Екатерина Иващенко (Москва-Бишкек)
В Кыргызстане запрещают фотографировать детей в детских домах. Мало ли как скажется на ребенке такая «известность», да еще и дальние и не очень дальние родственники вдруг узнают, что родня сдала своих малышей в детдом. А в азиатской стране это не принято. То есть детей сдают, конечно. Но об этом предпочитают помалкивать, а то нехорошо как-то выглядит.
Показать жизнь в детдомах можно и без лиц, главное – попасть туда, а это сложно. Отечественные интернаты можно отнести к учреждениям закрытого типа. Пароль, чтобы вас пустили на территорию того или иного заведения, - «мы везем гумпомощь».
Воспитатели детдомов постоянно жалуются на недостаток финансирования, однако реальные условия жизни воспитанников скрывают и от волонтеров, и от журналистов. Поэтому возникают устойчивые слухи, что как государственные деньги, так и спонсорская помощь от компаний и частных лиц до детей не доходит, или доходит не в полном объеме (подробнее об этом – в материале «Ферганы» «Детские дома спасают спонсоры, волонтеры и честные директора»).
При посещении государственного детдома в большинстве случаев вам покажут «парадную витрину». Как это было, например, в одном из самых закрытых детских домов для детей с ментальными нарушениями под названием «Красная речка», куда в свое время не пустили даже вице-премьера. Я оказалась настырнее, и мне показали отремонтированный корпус и угощали пирожками в эмалированной посуде. И только приложив немало усилий, мне удалось «выбить» посещение настоящих детских комнат – убогих, без обоев и даже без тумбочек для одежды, из «обстановки» там лишь скрипучие кровати и коврики на полу. Кстати, в реальности дети ели, как в колониях, из мисок из нержавейки.
Больше фотографий — в Галерее.Ферганы.Ру
Когда на «Фергане» вышел репортаж ««В Красной речке топят шанс детей на нормальную жизнь», в этот интернат перестали пускать волонтеров, которые брали меня с собой. Но я узнала об этом позже.
Всего в Кыргызстане, по данным Общественного Фонда «Защита прав детей-сирот», 134 детских дома (из них 66 частных), в которых проживает около 13,5 тысячи детей. Их количество постоянно растет: два года назад воспитанников детдомов было на две тысячи человек меньше. По данным ЮНИСЕФ, количество детей, находящихся в интернатных учреждениях страны, составляет более 20 тысяч.
Несмотря на ежегодный рост числа детдомовцев, государство финансирование таких учреждений почему-то сокращает. Детдомам выделяется по 110 сомов ($1,5) в сутки на питание на одного ребенка и еще 12 сомов в день (или 4.380 в год - $60) - на лекарства.
В целом, в 2015 году на нужды детдомов Кыргызстана было выделено 75 миллионов сомов, в 2016 году - 69 миллионов. Судя по объемам и содержанию гуманитарной помощи, этих денег катастрофически не хватает: в детские дома передают все, от посуды и до мыла с шампунем.
Больше фотографий — в Галерее.Ферганы.Ру
Важно отметить, что почти 90 процентов детей – не сироты, они имеют биологических родителей или родственников. И это затрудняет им доступ к бесплатным услугам, на которые могут претендовать только круглые сироты (подробнее об этом – в материале «Ферганы» «Есть ли жизнь после детдома»).
Воспитанники интернатов Кыргызстана - это дети одиноких матерей, дети из бедных или многодетных семей. Как мне рассказали правозащитники, некоторые директора за определенную сумму могут поселить у себя в детдоме ребенка, чьи родители находятся в трудовой миграции. Отсутствие государственной политики в отношении детей, чьи родители уехали на заработки, порождает ворох дополнительных проблем, серьезные последствия которых дадут о себе знать уже лет через семь-десять. И никто сегодня этими проблемами не занимается.
В одном детдоме мне случайно попал в руки список воспитанников. Там было четверо детей – братьев и сестер – которых, видимо, по мере появления на свет сдавали в интернат. А может, и сразу сдали, оптом. Сегодня в отдаленных регионах Кыргызстана проще родить, а потом сдать в детдом, чем планировать беременность или пользоваться противозачаточными средствами, и ситуация пущена на самотек (мы об этом тоже писали в статье «Нищие, голодные и многодетные»).
Больше фотографий — в Галерее.Ферганы.Ру
Люди, работающие в детдомах, получают минимальные зарплаты. Например, нянечки получают 5.400 сомов ($80), воспитатели, которые работают посменно – шесть-десять дней в месяц, - до 10.000 сомов ($149). Намного лучше ситуация в детдомах получастного типа. Это небольшие частные дома с придомовым хозяйством, которые были выкуплены и обставлены донорами, а затем перешли на госфинансирование. В отличие от государственных интернатов, где проживает от 80 до 200 детей, в частных детдомах их не более 20, и считается, что директор, он же воспитатель, лучше присматривает за детьми.
Больше фотографий — в Галерее.Ферганы.Ру
Ежегодно из кыргызстанских детдомов выпускается около 400 человек, до которых никому нет дела, ни родственникам, ни государственным структурам. По данным вице-спикера парламента Алтынай Омурбековой, треть из них совершают правонарушения, и только 10% способны нормально адаптироваться в самостоятельной жизни.
Екатерина Иващенко, фото автора
Международное информационное агентство «Фергана»
Статьи по теме: