Казахстан: Терминатор возвращается?
20 июля - день прощания с двумя полицейскими, погибшими двумя днями ранее во время нападений религиозного фанатика в Алма-Ате, - с самого утра выдался неспокойным. Район, прилегающий к Зеленому базару, оцепили полицейские, подогнали бронетехнику. Сам рынок закрыли, людей эвакуировали из многоквартирных домов, оказавшихся в зоне оцепления. После того как министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов через СМИ призвал горожан к спокойствию и сообщил, что ситуация находится под контролем, многие заволновались всерьез. Однако через пару часов оцепление сняли и официально заявили, что полиция просто проводила обыск квартиры, которую снимал 27-летний Руслан Кулекбаев, устроивший бойню в понедельник 18 июля.
Двое полицейских были похоронены в Алма-Ате, еще один нашел последнее пристанище у себя на малой родине – в поселке. И в тот же день в больнице скончался один из семи раненых полицейских. Таким образом, число жертв «алма-атинского стрелка», как его прозвали в СМИ, достигло шести человек (четверо полицейских и двое гражданских). Еще восемь человек (в том числе один гражданский) остаются лежать с ранениями.
Я не оговорился, когда написал «во время нападений религиозного фанатика», поскольку уже к вечеру 18 июля была озвучена официальная версия: всего один человек, приверженец «религиозного течения салафизм», «поставил на уши» мегаполис, совершая нападения на силовиков и перманентно вступая c ними в перестрелки. Двигала им исключительно ненависть к полиции, которой он-де успел набраться во время своих двух отсидок. А перед этим ночью он еще и убил проститутку (тоже из-за нелюбви к этой профессии)… На зоне он нахватался и радикальной исламской идеологии. Но еще раз повторюсь, что это официальная версия, озвученная по телевидению не только перед казахстанцами, но и перед Верховным главнокомандующим - президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Было подмечено, что Нурсултан Абишевич довольно хладнокровно отозвался на рассказ министра внутренних дел, назвал преступление «террористическим актом», потребовав впредь не только не допускать подобного, но и разобраться с распространителями слухов, заполонивших в тот памятный день Интернет и мессенджеры.
Еще министр внутренних дел представил хронику действий стрелка, и оказалось, что нападавшему понадобилось всего 24 минуты, чтобы провести четыре боестолкновения с силами правопорядка в различных частях города и сменить три машины.
Вот после этого и появилось множество вопросов со стороны пользователей социальных сетей и журналистов, что зачастую приводили к итоговому выводу: «Не верим».
Помимо того, что нападавшему нужно было обладать воистину сверхчеловеческими способностями, чтобы успеть пострелять в четырех местах в городе, где пробки – ежедневная данность, сообщалось, что изначально он был вооружен пистолетом. А после расстрела полицейского стал обладателем автомата, но о том, что к оружию прилагались дополнительные рожки с патронами – об этом ничего не говорится. По свидетельству работника парковки Талгата Анапиева, когда нападавшего задержали, он увидел рядом с ним два пистолета и автомат. Но даже с учетом пистолетных обойм получаются очень приличные показатели поражения целей. Во время последней перестрелки Руслан Кулекбаев сам, по официальной версии, получил четыре огнестрельных ранения и был арестован. Однако на облетевших весь казахстанский сегмент интернета фотографиях не видно ни капли крови ни на самом стрелке, ни на месте его захвата.
Известный алма-атинский журналист Алмат Азади, проживающий в районе Никольского рынка, где произошло нападение на отделение полиции, стал свидетелем трагедии. Вот как он описывает происходящее, после того как экстремист устроил стрельбу в здании полиции.
- Он остановил черную иномарку, но не сел в нее, как пишут в новостях, а крикнул водителю «езжай быстрее», а сам практически бегом двинулся в сторону Никольского базара. Наблюдая за всем этим, я думал: «А где же полиция?» И она появилась – минуты через две после стрелка. Из здания РУВД выбежали четверо полицейских, двое почему-то остались во дворе, а двое с пистолетами побежали за стрелком. Говоря «за стрелком», я имею в виду, что они на моих глазах побежали в том направлении, куда минутами ранее побежал стрелок. Но что произошло дальше? Полицейских никто по пути не видел. Стрелка все видели, а полицейских – нет.
Ну и тот же Азади отмечает, что увиденный им человек был мало похож на представленного публике преступника.
Но как извещают власти, преступник угрозой остановил машину и поехал к зданию департамента Комитета Национальной Безопасности, пострелял там (а водитель якобы воспользовался моментом и бежал), потом попытался завладеть автомобилем, управляемым военнослужащим пограничной службы (но получив отпор, расстрелял водителя; по другой версии, водитель пал жертвой ответного огня полицейских). Наконец, он каким-то образом завладел еще одним авто, и водитель довез его до центра, где Кулекбаев вступил в свой последний бой.
В сети же появились записи с видеорегистратора, где вооруженный автоматом человек спокойно движется (а не бежит) в сторону от Комитета Национальной Безопасности. И никто за ним не гонится.
Затем было оцепление торгового комплекса «Сити-центр», где, как сказали полицейские корреспонденту газеты «Время», проходила операция по задержанию трех предполагаемых преступников (уже после того, как Руслан Кулекбаев был арестован). Однако оцепление по-тихому сняли, а «слухи о захвате заложников в Сити-центре» попали в одну когорту с другими, за распространение которых возбуждено отдельное уголовное дело.
В тот же день был задержан еще один возможный приверженец нетрадиционного ислама, но о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
Есть еще одно риторическое замечание: после июньского нападения религиозных экстремистов в Актобе в стране был установлен «желтый» уровень террористической угрозы. Тем не менее, полицейские оказались без бронежилетов и абсолютно неподготовленными к каким-то неожиданностям. И это в Алма-Ате, где вооруженные нападения религиозных экстремистов на полицию - явление не из ряда вон выходящее, разве что давно ничего не происходило.
Странностей в этом деле предостаточно. И если согласиться (по предыдущему опыту), что власти в подобных ситуациях всегда скрывают от общества картину произошедшего, то ясно – дело террориста-одиночки уже заняло свое место в списке тайн новейшей истории Казахстана.
Сейчас кажется, что и власти поняли: их объяснения не совсем удовлетворяют общество. В конце прошлой недели появились дополнения: теперь Руслана Кулекбаева пытаются выставить психически нездоровым человеком, действующим в состоянии аффекта, - а значит, заговорили психологи-эксперты, у него сработали «скрытые возможности. Человек в таком состоянии начинает действовать молниеносно и точно».
Это не первый случай в Казахстане, когда нападавшие проявляют сверхспособности, - что, впрочем, никак не смущает правоохранителей. Напомним, в ноябре 2011 года в южно-казахстанском городе Таразе возник свой террорист - Максат Кариев. Вначале он застрелил двух сотрудников спецслужб, ведущих за ним, видимо, не очень скрытое наблюдение. Зашел в оружейный магазин, застрелив двоих гражданских и двоих полицейских, прихватил кое-что из арсенала. Затем отправился домой, где у него хранился гранатомет, - и вернулся в центр, где произвел выстрел по зданию КНБ. И уже после этого он вступил в новый бой с полицейскими, совершив самоподрыв при попытке задержания. Тогда тоже власти объявили, что Кариев действовал один, хотя далеко не все поверили, что подобное под силу одиночке, если он, конечно, человек.
Еще больше тайной покрыты события на пограничной заставе Аркан-Керген. 28 мая 2012 года 14 пограничников и один егерь были найдены мертвыми, застава сгорела дотла, да так, что возникли подозрения о применении напалма. Затем был найден пятнадцатый пограничник Владислав Челах, которому предъявили обвинения в содеянном. Однако что же на самом деле там произошло, и как солдат-первогодка смог расправиться со всеми, в том числе с контрактниками – на эти вопросы нормальных объяснений нет. После того как Челаха задержали, к нему в течение двух месяцев никого со стороны не допускали, в том числе и адвокатов. Владислав осужден на пожизненный срок.
Арман Бейсинбинов
Международное информационное агентство «Фергана»