Новомосковская «Хованщина»: кто стрелки, а кто стрелочники?
В результате массовой драки со стрельбой, произошедшей в Москве на территории Хованского кладбища 14 мая, на месте происшествия погибли трое граждан Таджикистана – Сухроб Хушаков, Иноят Ризоев и Сайнуриддин Собиров. В побоище, согласно официальным данным, участвовало более 200 человек, по неофициальным – более 400. По словам источника РИА Новости в администрации кладбища, выходцы из Дагестана и Чечни, которые хотели «занять территорию», напали на уроженцев Таджикистана и Узбекистана из числа обслуживающего кладбище персонала. Как отметил источник, обслуживание крупного кладбища приносит достаточно большой доход, в связи с чем и возник конфликт. При этом нападавшие были вооружены огнестрельным и травматическим оружием, а отбивавшиеся мигранты – камнями, лопатами и арматурой.
Как сообщают правоохранители, в ходе конфликта более тридцати человек получили ранения различной степени тяжести и были доставлены в больницу. Половина из них – с огнестрельными ранениями. По данным же посольства Таджикистана в России, в этой бойне получили различные ранения более 120 граждан Таджикистана, трое из которых сейчас находятся в реанимации, а состояние еще одного – Кароматулло Гафурова – оценивается как тяжелое, сообщает «Азия-плюс».
Сотрудники Следственного комитета России возбудили уголовные дела по факту убийства, а также хулиганства, незаконного приобретения, передачи, перевозки и ношения оружия и боеприпасов. Более 110 участников драки задержаны и допрошены. Некоторые уроженцы Северного Кавказа пытались скрыться с места происшествия на автомобиле, но также были задержаны. К расследованию инцидента подключился представитель МВД Таджикистана в России, генерал-майор милиции Абдугафор Азизов.
В тот же день МИД Таджикистана отреагировал на инцидент, потребовав от российских властей провести тщательное расследование случившегося и наказать виновных в гибели таджикских граждан. «По факту сегодняшнего инцидента на Хованском кладбище в Подмосковье, в котором погибли в том числе и граждане Таджикистана, Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации предприняло неотложные меры по выяснению подробностей происшедшего и инициированию расследования со стороны соответствующих российских структур. Помимо этого, Министерство иностранных дел страны потребовало от Посла России в Таджикистане предпринять безотлагательные меры по объективному расследованию инцидента и привлечению к строгой ответственности виновных», - говорится в сообщении внешнеполитического ведомства.
Диппредставительство республики в Москве находится в контакте со следственными органами. Посол Таджикистана в Москве Имомуддин Сатторов уже встретился с руководителем штаба по расследованию драки на Хованском кладбище, начальником Главного управления МВД по Москве Анатолием Якуниным. В посольстве также создана межведомственная группа, которая отслеживает состояние пострадавших и при необходимости будет оказывать им помощь.
По последним данным, 55 таджиков, задержанных после субботнего инцидента, отпущены на свободу. В отделах внутренних дел Новотроицка и Коммунарки осталось 11 таджикистанцев - из-за отсутствия документов о легальном нахождении на территории России.
На Хованском кладбище до сих пор проводятся следственные действия
После драки
После субботних драматических событий московская полиция объявила о проверке всех 78 столичных кладбищ на предмет нарушений финансово-хозяйственной деятельности и миграционного законодательства. Закономерно отстранен от должности заведующий Хованским кладбищем Юрий Чугуев. Усилена охрана кладбища. Полицейские начали проверку около 30 фирм, имеющих отношение к сфере ритуальных услуг.
Иного мнения придерживается журналист Аркадий Бабченко: он полагает, что происшедшее было «не дракой между кавказцами и азиатами, это была драка между рабочими и бандитами. И совсем не по национальному признаку». «Новости и сообщения МВД о том, что это были разборки между «этническими группировками» за сферы влияния на кладбище, очень меня веселят… МВД в очередной раз просто опять тупо врет, прикрывая свою задницу за то, что не в состоянии предотвратить куликовскую битву с автоматами посреди Москвы. Если это этнические разборки, хотелось бы тогда спросить у товарищей Колокольцева, Золотова и Бортникова – каким образом полутысячная банда выходцев из Средней Азии получила контроль над государственным бюджетным учреждением, где они были все это время и что сделали для возвращения ситуации в правовое русло? Еще раз – это не «этнические группировки». Это рабочие защитили себя от бандитского нападения. От которого их не в состоянии оказались защитить ни нацгвардия, ни казаки, ни ОМОН, ни силы специальных операций, ни танк «Армата»…
Можно руку на отсечение поставить: большинство задержанных – все те же несчастные таджики-землекопы. Которых за то, что они сумели защитить себя от вооруженного бандитского нападения, разогнали организованное преступное сообщество и частично его нейтрализовали – то есть выполнили всю ту работу, которую должен был выполнить славный ОМОН, – за это их теперь арестуют, изобьют в автозаках, ограбят в ментовке и депортируют. А кого-то, наверное, и посадят. В любой нормальной стране эти люди получили бы награды, почет и денежные премии. Но это Россия, детка. Здесь они будут сидеть», - пишет журналист.
Хованское кладбище – крупнейшее кладбище Москвы. Здесь похоронены многие знаменитости – актеры, режиссеры, композиторы, поэты, писатели, музыканты, политики, а также криминальные авторитеты. Многие могилы представляют собой мемориалы и являются объектами посещения туристов.
Свое мнение о том, почему возник конфликт на кладбище, кто в нем виноват, и какие последствия он может иметь, «Фергана» попросила высказать некоторых экспертов в области миграции и межнациональных отношений.
Президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин:
И как всегда, виноваты будут таджики и узбеки. Парадокс, конечно. Но у нас задерживают тех, кто под руку попал, но не основных зачинщиков и подстрекателей. Понятно, что на чеченцах это никаким образом не отразится – Кадыров умеет своих защитить, и никто не будет с ними связываться. Их участие вообще практически не фигурирует в прессе. Поэтому здесь крайними окажутся выходцы из азиатских стран, а суть конфликта так и будет похоронена.
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, эксперт в области миграции Сергей Абашин:
При этом нужно обратить внимание не только на причины и масштаб этих событий, но и на то, как они интерпретируются, какие выводы из произошедшего делаются. Многие политики, эксперты и журналисты уже представили этот конфликт как тему борьбы «этнических группировок», которая, конечно, сейчас лучше продаётся на рынке жёлтой информации. Образы «чужих» - «кавказцев» и «таджиков», которые распоряжаются на «русском» кладбище, являются при этом очень удобным способом отвлечь внимание от главных выгодополучателей этого бизнеса и от вопроса, каким образом – через теневые договорённости чиновников, спецслужб и бандитов – управляется нынешний российский бизнес.
Тут же опять в качестве едва ли не главной возникла тема «нелегальных мигрантов» и «виз со странами Средней Азии». Это тоже неслучайно. В данной истории много разных участников, в том числе российских граждан, но именно иностранцы являются наиболее уязвимой группой, никто за них не заступится, не нужно особых расследований и судов, просто поймать этих людей, найти какие-то несоответствия в их документах (которые всегда легко найти) и депортировать, и проблема будто бы решена. К сожалению, создание образа «чужих» стал удобным инструментом популистской политики.
Российский и таджикский общественный деятель, правозащитник Абдулло Давлатов:
Мне известно, что недавно появились таджикские ребята, которые хотели открыть фирму, официально ее оформить, и всех работающих на кладбище мигрантов взять под контроль этой фирмы. Все знают, что практически в любой отрасли над мигрантами есть свои контролеры или бригадиры – на рынках, среди грузчиков, рабочих, строителей, уборщиков. Мигрантам сейчас и так тяжело живется, потому что из-за кризиса их заработки очень обесценились, и, конечно, они не хотели делиться своими небольшими заработками еще с кем-то. Я не исключаю, что свои же наняли представителей других национальностей, чтобы те «разобрались» с непокорными мигрантами.
Такие ситуации возникают во многих регионах России, просто мы не знаем, что творится на местном уровне. А здесь, в столице, где сосредоточены все ведущие СМИ, подобные случаи сразу предаются широкой огласке. Ситуация на Хованском кладбище является конфликтом хозяйствующих субъектов с привлечение этнических групп. Я надеюсь, что правоохранительные органы, как говорится, отделят мух от котлет.
Опасность заключается в том, что этот случай, конечно, повлечет за собой обострение отношений между коренными гражданами и приезжими. Он уже вызвал возмущение местных жителей. Вокруг Хованского кладбища находится очень много точек большого скопления трудящихся мигрантов. Это и так называемая Коммунарка, где идет интенсивное строительство целого микрорайона, и строящийся торговый центр «Фуд-сити», и район Теплого стана, где расположены большие рынки. Там работают очень много мигрантов из стран Центральной Азии. И есть риск, что конфликты могут возникнуть и в других точках.
Чтобы предотвратить возникновение подобных конфликтов, российские власти должны заняться декриминализацией ритуального бизнеса и других плохо урегулированных государством доходных сфер, где крутятся большие деньги, решать вопросы упрощения легализации мигрантов, занятых в этих сферах. А власти Таджикистана должны обеспечивать лучшую юридическую и дипломатическую защиту своим гражданам, независимо от статуса их пребывания.