«Хованское побоище»: конфликт интересов или работа чужими руками?
Российские СМИ продолжают муссировать «Хованское побоище» между «этническими группировками». Вместе с тем, не принимая во внимание отвратительность самой ситуации, которая, хочешь не хочешь, является фактом, остаются вопросы, ответов на которые пока никто не даёт.
Итак, на крупнейшем в Москве Хованском кладбище 14 мая произошла массовая драка между представителями таджикской и узбекской диаспор с одной стороны и чеченцами и дагестанцами с другой. В данном случае «кавказцы» пытались вытеснить с кладбища «азиатов», чтобы взять под собственный контроль доходное кладбищенское место. В результате с применением травматического и огнестрельного оружие в конфликте участвовало несколько сотен человек (полиция настаивает на цифре «около 200 человек»). Есть убитые, десятки раненых, около сотни задержанных. Но существуют некоторые нестыковки, которые ставят под сомнение сложившуюся причинно-следственную связь события.
Первое. Вопрос риторический, и его можно было вообще не задавать. Но всё таки... А что, собственно, на этом погосте делали узбеки и таджики? Да, ритуальные услуги, особенно, в условиях, когда страна, несмотря на заявления правительства, активно вымирает – бизнес сверхприбыльный. Соответственно, и аппетит при виде хороших денег появляется очень здоровый. Может быть, поэтому ГБУ «Ритуал», которое управляет этим кладбищем, и нанимает менее прихотливых в заработках узбеков и таджиков, чтобы собственные прибыли были ещё более «сверх». А там, где сверхприбыли, там, как правило, и криминал. А там, где вместе сосуществуют сверхприбыли, монополия, криминал и закрытость структуры, как от общества, так и от власти, на язык так и просится пошлое словосочетание «кладбищенская мафия».
Примечательно и то, что сами полицейские в своих выражениях весьма осторожны. В официальных заявлениях, например, они тщательно избегают определений, например, «работник кладбища». Так, в сообщении от 14 мая Главное управление МВД России по Москве категорично заявляет, что «все граждане, принимавшие участие в конфликте, не являлись сотрудниками кладбища». В том же пресс-релизе ни слова не сказано о том, что напавшие на узбеков и таджиков были выходцами с российского Северного Кавказа. Последнее, правда, полицейские позже признали, но и тут определили участников, как «мигрантов, нанятых частным порядком гражданами для обустройства могил».
Второе. Как сообщает «Медуза», нападение не было неожиданным. Один из работающих на кладбище таджиков сообщил, что «руководство кладбища регулярно присылало к общине «качков», которые требовали, чтобы им платили налог в размере 10 процентов от зарплаты за работу на кладбище. Однако мигранты отказались. Последний раз «качки» приезжали на переговоры несколько дней назад. Более того, полицейских предупреждали о назревающем конфликте между работающими на кладбище выходцами из Центральной Азии и уроженцами Северного Кавказа. Но по какому-то странному стечению обстоятельств (иного объяснения и не подберёшь), дежуривший до этого несколько дней на погосте ОМОН именно утром 14 мая покинул охраняемый объект. Что это: «караул устал» и «мы очищаем место бою, но сами мы отныне вам не щит»?
Третье. Кстати, по поводу вышеупомянутых «щитов». Опять цитата: «Недалеко от кладбища …полицейские задержали девятерых выходцев с Северного Кавказа. У одного из них было разбито лицо, у другого разорвана вся одежда; их держали на прицеле автоматов. Корреспондент «Медузы» задал несколько вопросов человеку в рваной одежде, но он только улыбнулся в ответ».
Это наводит на мысль, что кому-то понадобилось сделать определённую работу чужими руками. Руками «общероссийской страшилки», в которую давно превратили чеченцев и дагестанцев. Ну, не славные же славянские парни будут обижать сирых узбеков и таджиков. Они их только лишь спасают, приезжая в нужный момент в форме полиции.
В этом плане показательна и позиция вице-спикера Госдумы Игоря Лебедева, который оперативно отреагировал на событие и заявил, что всех, участвовавших в бойне на кладбище узбеков и таджиков надо депортировать из страны. Что же делать с их оппонентами с Северного Кавказа, политик не уточнил. Зато предложил ввести временное закрытие границы со странами Центральной Азии, чтобы посчитать, сколько в России уже проживают выходцев из этого региона и каково их количество необходимо стране. «Иначе мы дождемся, что московская милиция с ними не справится, поскольку их уже десятки и сотни тысяч», - добавил Лебедев.
Отмечу, что незадолго до событий 14 мая, Комитет «Гражданское содействие» представил свой анализ ситуации с выдворением мигрантов из России, в котором было отмечено изменение миграционной политики России в отношении мигрантов из стран Центральной Азии. Вполне вероятно, что событие на Хованском кладбище и дальнейшее вероятное (а всё идёт именно к этому) обвинение в случившемся таджикских и узбекских мигрантов есть продолжение этой политики, повод официально «закрутить гайки».
Сегодня существует несколько версий произошедшего. Например, телеканал «Москва-24» передал, что мигранты прятались на кладбище от проверок правоохранителей, на просьбы охраны покинуть территорию не отреагировали, что и завершилось массовой дракой. По другой версии, инцидент был спровоцирован руководством кладбища и, наконец, еще одна версия – раздел сферы влияния между выходцами из Центральной Азии и Северного Кавказа.
Сопоставляя все имеющиеся факты и некоторые нестыковки постоянно меняющейся официальной версии можно предположить, что Хованское побоище произошло в нужное время и, вероятно, в нужном месте. Подготовить общественное мнение тем или иным громким событием к определённому (и вполне вероятно уже давно готовому) правительственному решению не составляет особого труда. Тем более, что и само общество к этому привыкло и согласно будет кивать головой при любом раскладе, а после подобных зрелищ – и подавно. Кстати, есть и повод пошукать немного и в карманах «кладбищенской мафии» в рамках очередной кампании по борьбе с преступностью и «обирателями народа». И впрямь, что это вдруг такие деньги мимо идут, и нет над ними «отеческого» контроля. Во всяком случае, все 78 столичных кладбищ будут проверены «на предмет наличия нарушений в финансово-хозяйственной деятельности и миграционного законодательства».
Дмитрий Аляев