Письмо читателя: «Комендантский час» в Ташкенте
Так называемое «усиление режима», наступившее в Узбекистане в конце прошедшего года, по официальной версии, вызвано опасностью международного экстремизма. Милиция тотально проверяет съемные квартиры, обыскивает прохожих на улицах, задерживает припозднившихся пешеходов. О том, как в реальности выглядит «комендантский час» в Ташкенте, кого доставляют с улиц в отделения милиции, и что там с ними делают, рассказывает наш читатель, пожелавший остаться анонимным.
«Все, что я описываю в данном рассказе – правда.
Узбекистан - моя родина. Ташкент - город, в котором я родился и вырос: учился, закончил университет. Я - узбек.
«ИГИЛ-контроль»
Сейчас я являюсь гражданином другой страны. Но приезжаю в Ташкент часто, по работе. Вот и в этот раз я 30 декабря 2015 года прибыл на родину по приглашению родственников и партнеров по бизнесу - встретить Новый год.
После приземления в аэропорту я начал проходить паспортный контроль. Ожидая своей очереди на контроле, я слышал крики женщины уже из зала выдачи багажа. Женщина кричала «Мне все равно, вы меня достали!». Пройдя паспортный контроль, я увидел толпу людей, со своим багажом стоящих возле какого-то кабинета, куда заходили пассажиры по очереди. И понял, откуда я слышал эти женские крики. Выйдя из аэропорта, я узнал, что данный кабинет - это типа «ИГИЛ-контроль» и все подозрительные лица проходят через допрос в данном кабинете.
В общем, отпраздновали новый год, а 1 января 2016 года я по приглашению своих друзей пошел в ресторан в самом центре Ташкента. Ровно в 23.00 сие заведение закрылось и мы вышли. Мы не были пьяны, вообще не пили спиртного, просто поужинали и решили ехать по домам. Шли с другом вдоль дороги возле посольства Ирана с целью поймать такси до дома.
На наше удивление, вместо такси перед нами остановился автобус типа «OTOYOL», из которого выскочил милиционер и потребовал предъявить паспорта. У меня был паспорт, который я предъявил стражам порядка. У моего друга, который тоже живет в самом центре Ташкента, паспорта с собой не оказалось.
Даже не слушая наших объяснений, сотрудник милиции заставил нас влезть в автобус и ехать в РОВД. На наши вопросы насчет оснований для нашего задержания милиция ответила, что ДЕЙСТВУЕТ ЗАКОН ТИПА КОМЕНДАНТСКОГО ЧАСА И НЕЛЬЗЯ НАХОДИТЬСЯ НА УЛИЦЕ ПОСЛЕ 23.00.
Я всегда думал, что комендантский час вводится в случаях войны или ЧП, но оказалось, что и в мирное, праздничное время можно вводить такие меры. На все наши требования предъявить ордер нашего задержания сотрудники милиции отвечали, что, мол, нас допросят и отпустят, беспокоиться не о чем. Зная ситуацию с законами на практике, я, не желая обострять ситуацию, уговорил своего друга сесть в автобус и, не сопротивляясь, ехать в РОВД.
«Милиция, давай план!»
По пути я наблюдал из окна автобуса, который был весь обнесен железной решеткой, как милиция останавливалась у каждого пешехода, идущего по своим делам, и сажала всех без разбору в автобус. Сидя в автобусе, я слушал разговоры сотрудников милиции о том, что они «не добирают людей по плану». Я видел из окна, как люди, которые ловили такси вдоль дороги, убегали при виде автобуса, видел, как люди в спешке садились в такси, которое останавливалось в то же время, как подъезжал автобус.
Я был в шоке от увиденного, потому что раньше, живя в Ташкенте, я видел похожую ситуацию с мардикёрами, людьми, которые приезжали с областей, пытаясь заработать на наемной черной работе и точно также приезжал автобус с милицией и сажал этих бедных работяг. А сейчас я видел, что это делается вообще со всеми людьми, без разницы кто, куда, зачем? ВООБЩЕ БЕЗ РАЗНИЦЫ. Сажали всех!
У нас в автобусе были также пьяницы и бездомные. На задних сиденьях автобуса лежали и мирно спали подвыпившие граждане. Другие - совершенно трезвые, которые просто шли куда-то по своим делам. Милиции нужно было выполнять план, и они искали людей повсюду. Посадили даже человека, который вышел из дома в магазин за хлебом. Этот человек тоже не имел при себе паспорта, и он, сидя в автобусе, мучился вопросом: как теперь доехать обратно до своего дома из РОВД. Ведь он взял с собой деньги только на хлеб!
Поскольку «автобус» пока еще не выполнил «план по пойманным людям», один из сотрудников милиции предложил остановиться у какой-то кафешки, где, как он сказал, «всегда много народу». Мы остановились возле заведения, и три сотрудника милиции пошли внутрь, а мы остались в автобусе за закрытыми дверями.
Через пять минут все сотрудники вернулись, и каждый из них держал в руках по пакету с едой и лепешкой. Задержанных не было. Все сели в автобус и мы уже наконец отправились в РОВД.
По пути мой друг начал звонить своим знакомым с просьбой как-то помочь в возникшей ситуации. Другие люди хотя бы могли позвонить своим родным и предупредить, что задержаны и что с ними происходит.
Найти причину для привода
Нас доставили в РОВД. Там я увидел еще человек пятьдесят задержанных, которые проходили допрос: с них снимали отпечатки пальцев, фотографировали в профиль и анфас и т.д. На скамейках тут же лежали пьяные. Мой друг прошел всю эту процедуру. Поскольку у него не было с собой паспорта, все данные о нем записывали с его же только слов. Когда очередь дошла до меня, милиционеры увидели, что я являюсь гражданином другой страны. Мне вернули паспорт и показали, в какой кабинет идти.
В нужном кабинете никого не оказалось. Я вернулся обратно и объяснил ситуацию сотрудникам. Они совершенно не понимали, как себя вести, как быть с задержанным иностранным гражданином. У своих коллег и друг у друга спрашивали, как же со мной быть. Каждый подходивший сотрудник в надежде спрашивал у меня, не выпил ли я сегодня?.. Поскольку я был трезв, они просто разводили руками и уходили. Меня хотели отпустить, но не могли. Потому что ПРИВОД ЕСТЬ, А ПРИЧИНЫ НЕТ. Нужно было придумывать причину.
В конце концов всех, кого привезли со мной в автобусе, отпустили, и моему другу предложили уходить, но он остался, чтобы поддержать меня. В ожидании своей судьбы я сидел на скамейке на улице и слышал разговоры сотрудников милиции о том, что сейчас подъедет еще автобус с задержанными и нужно освобождать здание от предыдущей партии. Тут я понял, что эти автобусы курсируют по городу, как общественный транспорт, с той лишь разницей, что вместо дома они привозят людей в кутузку. То есть, этих автобусов много и они по расписанию ездят по улицам и по расписанию же приезжают в РОВД. Для моего восприятия это был верх маразма и идиотизма. Про профессионализм и образование этих сотрудников я вообще промолчу: это совсем отдельная тема для обсуждения.
Через час моего ожидания прибыл человек, который, типа, мог решить мою проблему. Он взял мой паспорт и зашел к себе в кабинет. Он не закрыл за собой дверь и я мог видеть и слышать его действия и разговоры. Я видел, как он листал и листал мой паспорт, внимательно изучал все визы в паспорте, еще раз просматривал все страницы, потом звонил по разным номерам с вопросами. Затем он вышел и отдал мой паспорт другому человеку, который повел меня в кабинет, где сидело много других сотрудников милиции. С ними был и молодой человек в штатском лет 22-23, который был «очень рад» моему появлению. Он с воодушевлением требовал от сотрудников милиции, что бы на меня составили протокол и вынесли вердикт о депортации. ДЕПОРТАЦИИ!!!
Объяснительная
Было видно, что этот молодой человек явно уже надоел сотрудникам милиции, они даже не слушали его и занимались своим делом. Опять все начали листать мой паспорт раз по двадцать, звонить куда-то, спрашивать и т.д. Вернули мне паспорт, забрали его, снова отдали и опять забрали. Никто из всего отделения РОВД не знал, как со мной быть. Меня это начало уже бесить!
Мой друг, тоже устав ждать решения вопроса с моим паспортом, пошел на разговор с главой районного отделения милиции. После этого разговора, к разочарованию всех сотрудников милиции и в особенности это молодого х... в штатском, выяснилось, что я могу находиться на территории Узбекистана без регистрации в течение 5 дней. А я находился там всего третий день и мне не могли ничего приписать - даже для протокола. Но привод в отделение нужно было обосновать и с меня потребовали написать разъяснение, что я предупрежден со стороны сотрудников милиции о том, что я был виновен в том, что находился на улице после 23.00…
Подойдя к двери на выходе из этого дурдома, я увидел толпу людей, которые стояли и ждали, когда отпустят их родственников. Увидев нас, люди на выходе поздравляли и пожимали нам руки в знак того, что мы вышли из этого дебилизма.
Вот вам свобода передвижения, вот вам свобода жизни.
Конец!
Ваш читатель