Южный Казахстан: В Новый год без упований
Декабрь сам по себе месяц довольно мрачный, нынешний - мрачен вдвойне. Давно у людей, живущих на традиционно гостеприимном и веселом юге Казахстана, не было столь упадочнических настроений.
Внешне все вроде как обычно, только остановившихся строек стало больше. А стоит поговорить по душам с людьми из самых разных слоев, становится как-то не по себе.
Не то чтобы кто-то голодал. В девяностые жили гораздо хуже. Но тогда была вера, что переходный период пройдет и все исправится. Сейчас перемен к лучшему почти никто не ожидает. Люди сходятся в том, что даже в реальный глобальный кризис 2008 года было гораздо комфортнее. И официальные СМИ тогда поддерживали определенный уровень оптимизма бодрыми заверениями, что все это ненадолго.
Сейчас оптимизма не хватает даже им.
Грусть-тоска
Примерно до середины осени информационное поле в республике было достаточно спокойным. А в Южно-Казахстанской области отдельные ретивые чиновники вообще усиленно советовали редакторам негосударственных СМИ не употреблять ни в каком виде слово «кризис».
Потом пошли первые «звоночки»: «Объем взаимной торговли Казахстана со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в январе-сентябре текущего года достиг 7 млрд 805,9 млн долларов, что на 21% меньше показателя за аналогичный период 2014 года. Казахстанский экспорт в страны ЕАЭС за 9 месяцев снизился на 26,8%, до 2 млрд 351,1 млн долларов, импорт уменьшился на 18,2%, составив 5 млрд 454,8 млн долларов».
Впрочем, на столь нейтральные заявления внимание обратили немногие. Но за ними последовали сообщения, более приближенные к народу: «В Казахстане 136 предприятий перешли «на гибкий режим работы» и направили своих работников в отпуска без сохранения заработной платы, на неполное рабочее время, на отпуска с 50-процентной оплатой». Стало ясно, что чаша сия может коснуться каждого.
После стало известно, что «казахстанцы отказываются от новогодних туров. Если крупные туроператоры сейчас жалуются на недостаток клиентов, то у мелких их вообще не стало. Продажи путёвок у некоторых агентств упали почти вполовину. Эксперты предрекают, что большая часть турфирм отсутствия клиентов не переживёт».
Тут и богатые заплакали: «В Министерстве сельского хозяйства, Министерстве юстиции, Министерстве иностранных дел, Министерстве культуры и спорта, Министерстве национальной экономики, Министерстве энергетики отказались от коллективного празднования Нового года».
Все экономические новости последнего времени сводятся к одному: казахстанцы начали стремительно беднеть. А граждане от этого отвыкли. Жили не то чтобы богато, но достаточно сносно. А теперь это зыбкое благополучие начало утекать, как песок сквозь пальцы.
На юге чиновники до поры держали удар. В местных государственных СМИ царил привычный оптимизм. А назначенный чуть более ста дней назад на этот пост аким (глава администрации) Шымкента Габидулла Абдрахимов в первых числах декабря даже с большой помпой озвучил некую концепцию развития Шымкента до 2020 года, с ценой реализации 600 млрд. тенге. У собравшихся по этому поводу чиновников и депутатов захватывало дух от блестящих перспектив.
Но после того, как прозвучало очередное послание президента, и здесь поняли, что о светлом завтра пока стоит забыть…
Цены в магазинах Шымкента
Драматичное послание
Даже в кризисном 2008 году ежегодное послание Нурсултана Назарбаева к нации звучало вполне оптимистично. Президент обещал, что страна быстро выберется из экономических передряг. И люди в это поверили. Уже в следующем году казахстанцев убедили, что кризис остался позади.
Нынешнее послание оптимизма в граждан не вселило. Президент впервые за все годы независимости признал, что дела плохи. И скорого улучшения ситуации не обещал.
Президент дал понять, что дотационных цен на самый главный продукт питания - хлеб - скоро не будет. Для бюджетников и малоимущих это будет скомпенсировано поднятием зарплат и пособий. Что делать тем, кто занят в частном секторе, осталось под вопросом.
«Да, это будет трудно, это кое-кого заденет, но, с одной стороны, защитит малообеспеченных и приведет к нормальному ценообразованию во всех секторах. Если мы этого не сделаем, то перед нашими глазами встанет перспектива того, чем закончился Советский Союз», - заметил Нурсултан Назарбаев. Казахстанцы только тихо охнули. Никакого повышения жизненного уровня, о котором власти говорили все последние годы, теперь ожидать не приходится.
В качестве антикризисных мер в послании были отмечены новая волна приватизации и легализация капиталов и имущества. Впрочем, рядовым казахстанцам это, по большому счету, безразлично. Зато владельцы роскошных особняков и дорогих авто должны быть довольны.
«Все эти 20 лет мы не спрашивали людей, которые строили дома: где взяли деньги?! Сколько коттеджей было построено по Казахстану. Мы не спрашивали, за какие деньги ты купил квартиры, такие вопросы не задавали. А все для того, чтобы люди не держали деньги в кубышках, а вкладывали в имущество. Но сейчас подходит конец поблажкам. Поэтому, друзья мои, заботясь о вас, о вашем будущем благополучии, может быть, и о ваших детях, я призываю вас это сделать. Этим вы поможете себе, и Казахстану, и всему нашему народу. Не потому, что ваши деньги нужны государству. Мы обойдемся без них. Но я вас жалею: я хочу, чтобы вы спокойно жили, а не бегали за бугор, чтобы потом мы вас искали. Сегодня у Казахстана есть правоохранительные договоры почти со всеми государствами мира. Поэтому вытащить любого из-за границы не составит проблемы», – заметил президент.
И еще один очень важный посыл. Тонущий бизнес государство больше спасать не будет. «Мы не должны тянуть неконкурентные компании за счет государства. Потому что мы будем тянуть их, помогать им, а, в конце концов, им все равно придет конец. Поручаю правительству разработать четкие понятные процедуры банкротства для физических и юридических лиц. Ничего страшного в этом нет».
Впрочем, чтобы совсем уж не вводить казахстанцев в уныние, им пообещали «обеспечить ежегодный рост экономики на уровне 5%, создать более 660 тыс. новых рабочих мест».
Цены в магазинах Шымкента
Взгляд снизу
А теперь о том, как все это отразилось на реальной жизни жителей Шымкента - второго по количеству жителей и третьего по значимости города Казахстана. Заметим сразу, что шымкентцы никогда не были особенно богатыми людьми. По статистическим данным, средняя зарплата горожан всегда была на одном из последних мест среди областных центров. Но это в определенной мере компенсировалось дешевизной продуктов и услуг.
Астанинцы, впервые попав в шымкентское кафе и получив счет после хорошего обеда, сдобренного пивом, разглядывали его с недоверием: уж не ошибся ли официант по-крупному в пользу клиента.
Прошедшей осенью эта ситуация начала стремительно меняться. Вот небольшой мониторинг роста цен на продукты в городских магазинах.
За последние три с половиной месяца прежними остались цены только на мясо и овощи. Минимально, всего на 5 тенге, подорожал хлеб.
Растительное масло стало дороже на 125 тенге, чай - на 110, кофе - на 50, сахар и яйца - на 20, колбаса подорожала, в среднем, на 500 тенге, сыр - на 300, сельдь - на 220, конфеты - на 200.
Подорожали лекарства. Подняли тариф на газ. Жители нервно ожидают счета за отопление, которые почему-то уже месяц не несут.
В результате, если раньше медсестра, мать-одиночка с ребенком, худо-бедно могла жить на зарплату в 60 тыс. тенге, то теперь она вынуждена отказывать себе буквально во всем.
Несладко и тем, кто считался немного побогаче. Например, одна моя знакомая семья. В начале года у них все было в порядке. Арендованный магазин с наемной продавщицей, куда хозяйка возила одежду со знаменитого бишкекского рынка «Дордой». Муж занимался субподрядами на прокладке компьютерных сетей. Увы, заказов на сети больше нет, и мужчина вынужден брать заказы на любой ремонт техники и сантехники, от телевизоров до водопроводных кранов. А его жена готовит дома обеды и разносит по близлежащим офисам. Благополучие рухнуло.
Говорит торговый представитель крупной зарубежной фирмы, производящей дорожно-строительную технику:
- Наш товар всегда был недешевым. Брали качеством. С ростом доллара продажи почти прекратились. Раньше за квартал продавали 4-5 единиц техники, имели хорошие бонусы. Успел квартиру и гараж купить. Сейчас за три месяца продаем одну единицу. В северных регионах уже пошли сокращения. К весне и до нас докатится. Чувствую, надо новую работу искать, хотя такой выгодной точно не найду.
Владелец нескольких крупных супермаркетов говорит, что объем торговли сократился минимум на 40%:
- В 2008 году, в самый разгар кризиса, было получше. Работники требуют повышения зарплаты. Я понимаю, что они правы. Но с чего ее повышать? Собрал людей, дал им весь расклад, предложил показать, откуда взять деньги на повышение. Пока они меня поняли.
Цены в магазинах Шымкента
Владелица крупной мукомольной фирмы:
- Цена на хлеб пока удерживается, потому что нам всеми правдами и неправдами не дают поднимать цену на муку. Я понимаю власти. Но работаем уже практически с нулевой прибылью. Я просто не знаю, откуда брать деньги людям на зарплату.
Таких свидетельств – множество. Ситуация, складывающаяся во всех социальных группах города, сводится к одному: «не до жиру, быть бы живу».
Вот уже и аким города на встрече с населением заявил о приостановке строительства восемнадцати объектов. «Мы думаем, эти объекты на сегодняшний день не имеют первостепенного значения. Сэкономленные денежные средства мы переведем на реализацию более важных проектов, таких, как борьба с безработицей. В Шымкенте свыше 800 тысяч работающих граждан, а уровень безработицы за этот год составил 5,5%. Больше всего экономическая дестабилизация затронула предпринимательский сектор»,- сказал Габидулла Абдрахимов.
Справедливости ради отметим, что бюджетникам обещано значительное повышение зарплаты. На деле это означает ее индексацию, чтобы та же медсестра смогла все-таки свести концы с концами. Пенсионерам тоже обещана помощь. С 1 января 2016 года пенсионные выплаты вырастут аж на 9%. При этом государственная базовая пенсионная выплата возрастет до 11.965 тенге против 11.182 тенге. Рост - на 83 тенге.
На деле, после всех перерасчетов это означает, что если сейчас пенсионер получает 46.500 тенге, с нового года он будет получать 50.462 тенге. Дальше каждый делает выводы сам.
Алексей Гончаров, Шымкент