Узбекистан: Уктам Пардаев - очередной правозащитник, нуждающийся в защите
Когда в Узбекистане наконец-то освободили известного политика Мурада Джураева, отсидевшего двадцать один год, мало кто по наивности мог счесть этот факт свидетельством ослабления режима Ислама Каримова, давно и точечно уничтожающего своих критиков и оппонентов. Буквально через несколько дней после этого радостного события случилось печальное: был арестован правозащитник Уктам Пардаев. Сегодня его по традиции обвиняют в «вымогательстве» и «мошенничестве». Чем же в самом деле насолил властям Узбекистана этот человек?
Десять лет назад
Уктам Пардаев родился в 1978 году. Заниматься защитой прав пострадавших от действий властей начал в 2004 году, после смерти отца - Пулата Пардаева, также правозащитника. Помогал гражданам готовить жалобы в государственные органы, занимался освещением пыток в местах содержания под стражей и мониторингом принудительного детского труда при сборе хлопка.
Впервые имя Уктама Пардаева прозвучало в СМИ в мае 2005 года, когда силовики Джизака (город в центральной части Узбекистана, на полпути между Ташкентом и Самаркандом), опасающиеся повторения «андижанских событий» в другом регионе, вызвали правозащитника «на собеседование». «Советник хокима (главы администрации. - Прим. «Ферганы») Джизака Маматкул Иномов начал угрожать мне, что если я окажусь среди пикетчиков, вся моя жизнь будет загублена. Подумай о себе и о своей семье, заявил он мне, - рассказывал тогда Пардаев корреспондентам «Ферганы». - В течение часа мне пытались промыть мозги, особенно напирая на то, что правозащитникам и оппозиции в Узбекистане не стоит рассчитывать на помощь Запада. Маматкул Иномов, в частности, заявил дословно следующее: не надо верить западным дипломатам. Все они хотят, чтобы в Узбекистане полыхала гражданская война».
Следует отметить, что никаких митингов, пикетов или акций протеста Уктам Пардаев не организовывал. Наоборот, буквально через неделю он сам вместе с другими правозащитниками подвергся физическому нападению во стороны «народных масс». Несколько десятков человек во главе с начальником городского рынка ворвались к Пардаеву домой и начали его избивать с криками «ваххабит, террорист, мы тебя проучим!», грозясь даже самовольно выселить его из города.
В те годы Уктам Пардаев стал председателем областного отделения «Независимой организации по правам человека Узбекистана» (НОПЧУ).
Уктам Пардаев
«Новые времена»
В течение десяти лет деятельность Уктама Пардаева постоянно напрягала местные власти. Последние, в свою очередь, отказались от публичного насилия, но искали и успешно находили теперь другие, «законные» методы борьбы с непослушным активистом.
В ноябре 2011 года Пардаев был признан виновным по статье 41 Административного кодекса Узбекистана («Оскорбление») и оштрафован на один миллион сумов (примерно $500 по официальному курсу на тот момент). В октябре 2012 года Пардаев был осужден на 15 суток ареста по статьям 183 - «Мелкое хулиганство» и 195 - «Противодействие выполнению законных требований работника милиции». В январе 2013 года Джизакский городской суд приговорил Пардаева к штрафу в размере 125.840 сумов по статье 52 Административного кодекса - «Нанесение легкого телесного повреждения».
Все административные дела против Пардаева, с его слов, были сфабрикованы с участием участкового милиционера Хусана Хужакулова и целого ряда сотрудников милиции и администрации города.
В январе 2015 года давление на правозащитника усилилось. Пардаев неоднократно заявлял своим коллегам в стране и за рубежом, что его жизнь находится в серьезной опасности. По его словам, силовики хватали граждан, обращавшихся к нему за юридической помощью, заставляя их дать обвинительные показания на своего же защитника.
«Сотрудник отдела по борьбе с терроризмом областного УВД по имени Дилшод вызвал к себе моего знакомого и сказал ему: мы знаем, что ты в хороших отношениях с Уктамом Пардаевым. Помоги нам задержать его с поличным. Иди к нему, скажи, что есть одно дело, и предлагай деньги. Мы тебе дадим любую сумму и так поймаем его, - писал Пардаев. - Глава администрации Джизакской области Сайфутдин Исмаилов дал хокиму города Джизака Асрору Кабилову приказ во что бы то ни стало заткнуть мне рот. «Подбросьте к нему наркотики, если надо», - сказал Сайфутдин Исмаилов на селекторном совещании. Это случилось дважды - в январе и в октябре 2014 года. Причиной, из-за которой на меня так разозлился хоким области, является мониторинг детского труда на хлопковых полях, который проводили я и члены моей организации».
О результатах мониторинга принудительного труда при сборе урожая хлопка в Узбекистане Пардаев неоднократно рассказывал в эфире радио «Озодлик» (узбекская служба Радио «Свобода»). Факты хлопкового рабства, собранные правозащитником, ярко свидетельствовали о том, что несмотря на заверения правительства страны, его действия по недопущению принудительного труда существенно расходятся с принятыми обязательствами в рамках международных пактов (о проблеме подробнее - в наших публикациях).
«Мне доподлинно известно, что руководство Джизакской области хочет бросить меня за решетку. Поэтому я прошу, чтобы посольства зарубежных государств в Узбекистане и международные организации взяли меня под свою защиту!» - взывал Пардаев в своих письмах.
Отмечу: чуть раньше ареста Уктама Пардаева в другом районе Узбекистана - в Ангренской области - «совершенно случайно» сгорел дом правозащитника Дмитрия Тихонова, также занимающегося отслеживанием ситуации в хлопковой отрасли страны. Самого Тихонова разыскивают в связи с расследованием возбужденного на него административного дела (статья «мелкое хулиганство»).
Уктам Пардаев
Как шьют дело
16 ноября в доме Уктама Пардаева был проведен обыск, были изъяты документы, компьютер, фотоаппарат и некоторое другое имущество правозащитника, а сам он был доставлен в РУВД Дустликского района Джизакской области.
Защитник Уктама Пардаева адвокат Дилмурод Ахмедов был допущен к своему подопечному только через четыре дня после задержания, 20 ноября, сообщает председатель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов. Главе ИГНПУ удалось разузнать, с чего начиналось следствие, на чем оно базируется, в чем обвиняют Пардаева.
«Четыре месяца назад правоохранительными органами по обвинению в вымогательстве и мошенничестве была задержана некая нигде не работающая Рухия Баитова, которая была знакома с Уктамом Пардаевым, хотя на протяжении последних трех лет с ним не виделась, - рассказывает С.Икрамов. - Следствие вынудило обвиняемую Р.Боитову дать показания против правозащитника Пардаева. В результате она изложила девять эпизодов якобы получения денежных средств на общую сумму более 4 млн сумов ($700) Уктамом Пардаевым за оказание юридических услуг обратившимся к нему граждан. Однако никаких фактов или доказательств в получении денежных средств У.Пардаевым обнаружено не было. Тогда подследственная Р.Боитова изменила свои показания, заявив, что денежные средства она передавала супруге Уктама Пардаева - Замире. Сегодня участковый милиционер и следствие оказывают давление на родителей Замиры, проживающих в Пахтакорском районе, угрожая расправой над ними».
Кажется, силовики традиционно не гнушаются ничем, преследуя цель во что бы то ни стало упрятать критика властей за решетку. Подтасовки материалов следствия, фальсификация признаний «потерпевших» и откровенный подлог - вот традиционные методы работы узбекской милиции.
«Хоким Джизакской области Сайфудин Исмаилов называл Уктама Пардаева «предателем народа и американской собакой», а хоким города Джизак Асрор Кобилов после выступления правозащитника по радио «Озодлик» дал указание закрыть рот Пардаеву или подбросить ему наркотики и посадить в тюрьму», - говорит Сурат Икрамов.
Что говорят коллеги
«У меня нет ни малейших сомнений, что дело Пардаева - заказное, оно связано с правозащитной работой Уктама. За ним охотились давно. На наших глазах расправляются с честным человеком, одним из всего лишь нескольких оставшихся в стране правозащитников. Люди, которые фабрикуют дело против Уктама, сами являются преступниками, начиная от оперативного сотрудника до судьи, и конечно, не говоря уже о политической ответственности высших лиц за этот произвол», - говорит в интервью «Фергане» руководитель Узбекско-Германского форума по правам человека (Берлин) Умида Ниязова.
«Уктам Пардаев с начала года предупреждал нас, что против него сотрудниками полиции готовится какая-то провокация, в частности, людям, которым он раньше оказывал правовую помощь, “настоятельно предлагали” написать жалобу на то, что Пардаев якобы вымогал у них деньги. Ряд его знакомых были задержаны в начале 2015 года полицией, которая проводила с ними подобные беседы. В июне этого года к Уктаму Пардаеву обратилась женщина, которая настойчиво просила помочь ей с написанием жалобы на незаконное лишение жилья и которую впоследствии Пардаев видел в милицейской машине. Уктам Пардаев тем более опасался за свою свободу, что с января 2015 года ему отказывали в выездной визе без объяснения причин», - рассказывает Мария Шищенкова, координатор из международного фонда Front Line Defenders.
«Так называемые экономические статьи обвинения, в особенности статья 165 («Вымогательство») и 169 («Мошенничество») широко используются в Узбекистане для борьбы с гражданскими активистами и журналистами. Особенно ужасает то, что все суды проходят с серьезными нарушениями, и в их результате люди получают огромные тюремные сроки. Так, в апреле 2006 были арестованы правозащитники Азам Фармонов и Алишер Караматов. Их обвинили в вымогательстве взятки и приговорили к 9 годам каждого. Большую часть своего срока Фармонов провел в известной пыточной колонии «Жаслык». В апреле 2015 года он должен был выйти на свободу, но его приговорили к пяти дополнительным годам за якобы имевшие место нарушения тюремного режима. В феврале 2009 года за вымогательство и подделку документов был арестован журналист и правозащитник Дилмурод Сайид, позже он был приговорен к 12 с половиной годам тюремного заключения», - напоминает Мария Шищенкова.
Не только из-за хлопка
По данным «Ферганы», причиной ареста Уктама Пардаева может быть не только и не столько его деятельность по мониторингу хлопковой кампании. Накануне ареста, с начала сентября, правозащитник занимался делом пропавшей группы молодых людей, проживающих в Пахтакорском районе Джизакской области. Парней искали целых сорок дней. Позже нашлись очевидцы того, как автомобиль с этими парнями был прижат к обочине дороги неизвестными людьми в масках. Они вытащили парней из машины, надели на голову мешки и увезли, а машину сожгли. В конце концов молодые люди были обнаружены родственниками в одном из следственных изоляторов - со следами страшных пыток и жестоких побоев.
Уктам Пардаев занимался сбором информации об арестованных. Он беседовал с их родителями и родственниками, которые рассказывали странные вещи. Например, про sms-сообщения, поступавшие от ребят уже после ареста и с казахстанских номеров, с текстом примерно такого содержания: «Простите нас, мы ушли в джихад. Мы в Казахстане».
Для Узбекистана не в новинку, когда первых попавшихся людей обвиняют в ваххабизме, джихадизме, экстремизме и даже попытках свержения государственного строя. В последние месяцы к стандартным обвинениям, по которым в стране осуждены сотни и тысячи человек, добавились обвинения в пособничестве «модному» ныне «Исламскому государству» (ИГИЛ, ИГ, Daesh, террористическая организация, запрещенная в России).
«По всему Узбекистану идет настоящая кампания по ловле "джихадистов-ИГИЛовцев". В Ферганской долине арестовывают массово, в Ташкенте уже арестовали более 150 человек. И каждый день распространяются слухи о том, что "нашли знамя ИГИЛ", "нашли листовки с призывами вступать в ИГИЛ" и так далее, и тому подобное, - говорит в интервью «Фергане» бывший журналист, ныне узбекский политэмигрант в Канаде Улугбек Хайдаров. - На этом фоне, мне кажется, джизакские власти тоже не хотят отставать от коллег из других регионов. Или им просто приказали срочном порядке найти джихадистов. Вот они и нашли их. Я думаю, скоро официально объявят, что в Джизаке ликвидировали ячейку ИГИЛ».
Логика властей очевидна и понятна. Чтобы выполнить план по поимке «религиозных экстремистов», надо найти невиновного, сфальсифицировать уголовное дело и раскрыть преступление «по горячим следам». Да, еще один нюанс: надо заткнуть рот навязчивому правозащитнику, который может ляпнуть что-то в самый неподходящий момент - о пытках в застенках или о нестыковках в показаниях «свидетелей». Таким ненужным и вредным правозащитником снова оказался Уктам Пардаев - старое бельмо на глазу джизакских силовиков.
Защитить правозащитника
Сегодня Уктаму Пардаеву грозит реальный уголовный срок. Свою позицию по его делу озвучили пока только вышеупомянутый фонд Front Line Defenders и международная правозащитная организация Amnesty International. Последняя объявила Акцию срочной помощи в поддержку правозащитника. Международная Амнистия считает, что арест Пардаева является частью многолетней продолжающейся кампании преследования активистов гражданского общества со стороны узбекских властей, и призывает требовать от правительства Узбекистана прекратить его преследование как политически мотивированное.