Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Смертельно опасные дороги Кыргызстана

Смертельно опасные дороги Кыргызстана

Двадцатого октября 2015 года Бишкек потрясла новость об очередном ДТП со смертельным исходом: 18-летний водитель сбил девочку на пешеходном переходе и, протащив ее 50 метров на капоте своей машины, скрылся с места преступления. Сводки о страшных ДТП на дорогах Кыргызстана и, в частности, в Бишкеке появляются на новостных лентах чуть ли не каждый день.

В пресс-службе Дорожно-патрульной службы (ДПС) Министерства внутренних дел Кыргызстана «Фергане» сообщили, что за 9 месяцев 2015 года сотрудниками ДПС в целом по республике было выявлено 520.529 факта нарушений правил дорожного движения. Среди них:

- управление транспортом в состоянии опьянения – 10.409 факта;

- нарушение правил проезда перекрестков, обгона и маневрирования, выезд на встречную полосу движения, несоблюдение дорожных знаков, правил остановки и стоянки – 70.551 факт;

- управление транспортным средством с самовольно снятым госномером – 3.704 факта;

- управление транспортным средством с подложным госномером - 203 факта;

- проезд на запрещающий сигнал светофора – 16.676 факта;

- управление технически неисправными транспортными средствами – 8.752 факта;

- превышение скоростного режима движения – 65.634 факта.

За 9 месяцев 2015 года по республике было зарегистрировано 5.143 ДТП, погибло 774 человека и еще 7.594 человек получили ранения различной степени тяжести. 1.049 ДТП произошло с участием детей, 82 ребенка погибло, 1.204 было ранено.

Было зарегистрировано 230 ДТП с тяжкими последствиями (трое и более погибших). В таких авариях погибло 220 человек, ранения получили 1.247 человек. С участием пассажирского транспорта произошло 363 ДТП, погибло 32 человека и еще 689 получили травмы.

Еще 12 июня на заседании правительства Кыргызстана министр внутренних дел Мелис Турганбаев сообщил, что в стране за пять лет только с участием общественного транспорта произошло 2.217 ДТП, в которых погибли 403 челловека и было ранено 4.077 человек. Ежегодно в авариях, по данным министра, погибает в среднем 130 детей.

Казалось бы, при таком количестве ДТП в стране должен заработать проект «Безопасный город», который предполагает оснащение городских перекрестков видеокамерами, то есть автоматическую видеофиксацию всех нарушений. Этот проект уже внедрен в Казахстане, Таджикистане и начали его внедрение в Узбекистане.

Однако в Кыргызстане этот проект уже дважды проваливался. Предполагается, что основная причина – нежелание структур МВД отказываться от «кормушки» в виде штрафов. Пока решать проблему многочисленных нарушений решили повышением штрафов, летом 2014 года они выросли в два раза. А чтобы деньги уходили в казну, сотрудников ДПС оснастили POS-терминалами, когда штраф оплачивается не наличными, а с карты. Правда, и здесь не обошлось без выдумки ДПС. Мои друзья при мне дважды пытались оплатить штраф картой, однако сотрудники ДПС все равно просили наличные, утверждая, что терминал поломан.

Не меньше, чем ДПС, в сложившейся ситуации виноваты водители, которые покупают права, знают, что взятка меньше штрафа, а от суда можно откупиться. В Бишкеке, действительно, страшно водить, потому что здесь никто не водит по правилам. Только за 10 минут, пока ждала маршрутное такси на остановке рядом с оживленным перекрестом, я увидела проезд на красный свет, остановку за стоп-линией, машины не пропускали пешеходов. Стоя в пробке, водители маршрутных такси могут выехать на встречную полосу, чтобы быстрее проехать. Когда я пару раз пыталась указать водителям на это нарушение, меня открыто посылали.

При этом, даже если дело доходит до суда, наказания можно избежать. Так, вся страна следила за делом Азамата Омуркулова, сына бывшего мэра Бишкека Исы Омуркулова. 15 августа 2011 года по дороге с Иссык-Куля произошло ДТП с его участием, в результате которого погибло три человека. И хотя Азамат Омуркулов был признан виновным, он так и не получил наказания. Один за другим родственники погибших отзывали свои претензии. В итоге в ноябре 2011 года суд был прекращен. Тогда адвокат Омуркулова пояснил, что его подзащитный «не оправдан, просто дело закрыто, но в любой момент родственники погибших могут обжаловать решение суда и возобновить дело».

Еще одно громкое ДТП произошло 26 февраля 2013 года, когда водитель депутата от фракции СДПК Ирины Карамушкиной Алексей Хурасев насмерть сбил человека. Суд назначил ему два года условно, несмотря на то, что в момент совершения аварии Хурасев находился в состоянии алкогольного опьянения. И подобных дел десятки.

Айбек Баратов: «С каждым годом все больше погибших в ДТП»

Гражданский активист Айбек Баратов - один из тех, кто собственными силами пытается бороться с коррупционной системой ДПС и нерадивыми водителями, снимает видеоролики о правилах поведения на дорогах, воюет с сотрудниками ДПС, которые берут взятки, встречается с начальством Дорожно-патрульной службы и предлагает свою помощь в решении проблем.

Власти Кыргызстана считают, что рост ДТП связан с увеличением числа праворульных машин. Так, экс-глава ДПС МВД Талантбек Исаев приводил статистику, согласно которой за первый квартал 2014 года с участием праворульных машин произошло 377 ДТП, в которых погибли 54 человека, 572 пострадали. Из них 271 инцидент произошел по вине водителей, погибло 48 человек. 27 февраля 2015 года президент Атамбаев одобрил поправки в закон о запрете ввоза в Кыргызстан праворульных автомобилей.
«Когда я вернулся в Кыргызстан после учебы в Англии, я был в шоке от происходящего на наших дорогах, - говорит Айбек Баратов. - Меня озадачило наплевательское отношение водителей к ПДД (правилам дорожного движения). Потом мой фокус сместился на сотрудников дорожно-патрульной службы, с которыми началось противостояние: я стал снимать и выкладывать в соцсети видео об их работе. Люди, которые всегда объединяются против общего врага, начали меня поддерживать. Однако, все больше знакомясь с ДПС и получая информацию и от них тоже, я стал понимать, что проблема намного шире: в первую очередь, в ситуации на дорогах виновато наше общество и правительство. Я бы сам стал взяточником, если бы у меня была зарплата в $150 (а именно такая у сотрудников ДПС). Теперь, спустя три года активной работы, меня знают и ДПС, и горожане, и я выполняю роль посредника между ними. Работаю на улучшение ситуации, снимая обучающие ролики для водителей и встречаясь с чиновниками из МВД, донося свое видение решения ситуации».

«У нас самая высокая статистика смертности на дорогах среди стран СНГ: около тысячи смертей в год. Также неуклонно растет количество транспортных средств. Последние 10 лет я специально собирал статистику. В 2001-ом году в КР было зарегистрировано 261.676 машин, произошло 703 смерти в ДТП. В 2005 году – 266.650 авто и 893 смерти, в 2006 – 283.892 авто и 1.051 смерть. Потом был разрешен ввоз в страну дешевых японских машин, и в 2013 году автомобилей стало 880.000, произошло 1.217 смертей, в текущем году зарегистрировано уже 1.200.000 машин. То есть за 10 лет количество машин увеличилось в шесть раз, а количество смертей на дорогах - в два раза. Очень печальная статистика», - говорит Айбек Баратов.

Айбек Баратов категорически не согласен с тем мнением, что положение руля в машине влияет на число смертей на дорогах. «Если следовать логике ДПС, то леворульные авто тоже надо запрещать, потому что большая часть аварий происходит с участием этих машин. Реальные причины аварий – не то, с какой стороны расположен руль, а нарушение правил: выезды на встречную полосу, проезд на красный свет, нетрезвое состояние водителей».

«Основная причина ДТП - в наплевательском отношении участников движения на закон. Даже сами сотрудники ГАИ не знают ПДД, я это лично проверял. Аналогичная ситуация с водителями. Люди не понимают, что заезд за стоп-линию или пересечение двойной сплошной – это нарушение. ПДД – это закон, и там написано, что если ты пересек двойную сплошную, то должен понести наказание. Кыргызстанцы же уверены, что никакой ответственности не будет, если их не увидел сотрудник ГАИ. По мнению наших граждан, ПДД надо соблюдать не для безопасности на дорогах, а для ГАИ. Это коллективная безответственность. Яркий пример: друзья меня спрашивают, зачем ты пристегиваешь ремень безопасности, здесь же нет ГАИ? И не понимают, что я делаю это не для ГАИ, а для себя. Или последний случай. Сбивший школьницу 18-летний водитель сказал, что в момент аварии он объезжал пешеходов, которые шли по переходу. А ведь он не должен был их объезжать, ему надо было остановиться и подождать, пока люди пройдут. И водитель явно не понимал, что нарушил ПДД». (По сообщениям СМИ, «водитель двигался в северном направлении по улице Жукеева-Пудовкина, не доезжая до Орто-Сайского рынка, на пешеходном переходе, не сбрасывая скорости и пытаясь объехать переходивших дорогу людей, он не среагировал на выскочившую девочку». - Прим. «Ферганы».)

По мнению Баратова, решение проблемы только одно - внедрение проекта «Безопасный город» (БГ).

«Участников проекта интересовала нажива, а не безопасность граждан. В МВД мне рассказывали, что за сутки на одном перекрестке в Бишкеке происходит около 600 нарушений. Всего в столице 200 перекрестков. Если средний штраф составляет примерно 500 сомов, то госбюджет будет собирать просто колоссальные деньги. И самое главное - повысится ответственность водителей благодаря неотвратимости наказания, они уже не смогут предложить взятку. Не стоит опасаться, что сотрудники ДПС останутся без работы. Наоборот, проект, который окупится за полгода, сможет обеспечить сотрудников ДПС высокими зарплатами, социальным пакетом, служебными машинами. Потом надо будет провести конкурс среди сотрудников ДПС, чтобы на работе остались лучшие. Это подразделение станет элитным, его сотрудники будут патрулировать город, а не как сейчас - прятаться в кустах в ожидании нарушителя, с которого можно «снять» штраф. Но если «Безопасный город» до сих пор не внедрен, значит, оседающие в карманах чиновников штрафы важнее тысячи смертей на дорогах», - заключил Айбек Баратов.

«Безопасный город»: сколько и когда

Что же предпринимает система МВД, чтобы изменить ситуацию? На этот и другие вопросы «Фергане» ответил начальник Главного штаба МВД Кыргызстана Бактыгул Абдыжалиев. Он подтвердил: в 2011 году Всемирный Банк признал, что в Кыргызстане – один из самых высоких показателей смертности на дорогах в мире. После этого заявления был инициирован проект «Безопасный город» (его планировали внедрить в местах с наибольшей смертностью: городах Бишкек, Ош и на туристической трассе Бишкек-Каракол). Проект, в зависимости от сложности, мог потребовать от 50 до 150 миллионов долларов.

«Было проведено два тендера, в 2012-м и 2014-м годах. Однако оба тендера ничем не закончились по различным причинам, начиная от нехватки опыта у Кыргызстана реализовывать такие проекты, так и из-за личных интересов некоторых людей. Второй тендер проводился на принципах государственно-частного партнёрства, однако тоже провалился: у государства не было опыта проведения таких тендеров, решение по победителю было принято нечестно, победил худший из участников. По итогам тендера власти не стали подписывать итоговый документ и брать на себя ответственность за $62 миллиона, которые выделялись из бюджета на реализацию проекта. В настоящее время по итогам тендера проходят три суда», - рассказал Абдыжалиев.

«Народ продолжает испытывать трудности, и сейчас на дорогах не та дисциплина, которую мы бы хотели видеть. В течение года мы обсуждали этот вопрос с Молдавией, у которой большой опыт реализации высокотехнологичных проектов. В итоге была достигнута договоренность с МВД Молдавии о предоставлении Кыргызстану на безвозмездной основе программного обеспечения (ПО) для «Безопасного города». Эта платформа стоит порядка $500 тысяч, - объясняет Абдыжалиев. - ПО - это ядро, а необходимую технику мы закупим постепенно. Всего нам надо около двух тысяч камер на всю столицу. ПО мы ожидаем в конце ноября, а в январе-феврале 2016 года установим первые два комплекса оборудования. Мы посчитали, что две установленные камеры при взыскаемости штрафов в 30 процентов дадут доход порядка пяти миллионов сомов (почти 72,5 тысячи долларов. – Прим. «Ферганы») в месяц. Поступления от первых штрафов позволят нам расширить систему без тендеров и скандалов. При этом постепенное внедрение «Безопасного города» позволит получить опыт, который мы не имели при проведении тендеров: как происходит фиксация нарушения, как определяется местонахождение нарушителя, производится взыскание штрафа и т.д. Мы слышим много критики в наш адрес, но здесь важно все просчитать. Например, в Таджикистане низкофункциональные камеры и целый зал операторов, которые всю информацию прорабатывают вручную. Мы хотим получить полностью автоматизированный проект, чтобы избежать коррупции и оптимизировать человеческие ресурсы: несколько людей смогут оперировать всей системой. Но это другого уровня оборудование, а значит, другая стоимость», - рассказал Абдыжалиев.

На вопрос, будет ли затем упразднена система ДПС, Абдыжалиев ответил: «Правительство одобрило наш проект «Дорожной карты» по улучшению дорожной и общественной безопасности – фактически, это проект кардинальной реформы ДПС, которая будет упразднена, а вместо нее создадут новую службу, которой передадут функции ДПС. Так называемая патрульная милиция войдет в структуру Главного управления общественной безопасности, и это будет универсальный патруль, как в Грузии, Молдавии, Казахстане. Полностью экипированный универсальный полицейский будет работать по линии ГАИ, общественной безопасности, задержаний, раскрытия преступлений и т.д. При поступлении вызова в единый центр патруль будет приезжать в течение нескольких минут».

По словам Абдыжалиева, «дорожная карта» состоит из трех направлений: создания универсального патруля, запуска пилотного проекта «Безопасного города» и внедрения «Электронной книги учета преступлений». Данный проект, уверен чиновник, позволит окончательно провести реформу киргизской милиции. На все это требуется, по словам Абдыжалиева, $9,5 миллионов, которые Минфин должен заложить в бюджет 2016 года.

Реализовать все эти проекты глава штаба МВД пообещал в рекордные сроки – до конца 2016 года. «Реформа будет начата 1 января 2016 года, а полноценную структуру мы получим через год - полгода уйдет на разработку нормативно-правовых актов и их утверждение».

Программное обеспечение

О том, что проект «Безопасный город» - это не просто установка подаренного программного обеспечения, а кропотливая работа, «Фергане» рассказал директор по развитию IT-компании Green Light Данияр Ниязов, который участвовал в первой разработке данного проекта в 2012 году.

«Перед внедрением такого сложного и комплексного проекта, как «Безопасный город», нужно проанализировать текущее положение дел на дорогах и начать с законодательной базы, - сказал Ниязов. - Программно-аппаратный комплекс должен не только фиксировать совершившего нарушения, должна быть отработана процедура нахождения в базе владельца авто и взыскание штрафа. Естественно, что предварительно должна быть создана база автовладельцев. Допустим, мне придет штраф за ПДД, почему я должен буду его оплатить? Надо создать такие условия, чтобы мне, как автовладельцу, было лучше его заплатить, чем нет. В Таджикистане штрафы привязаны к некоторым процедурам, например, нельзя пройти техосмотр, если на владельце автомобиля висят штрафы. Насколько я знаю, в нашей стране такая работа пока не проведена, и как будут взымать штрафы - непонятно».

«Следующим шагом будет подбор качественного оборудования и доработка программного обеспечения, - продолжил Ниязов. - В идеале оно должно фиксировать все нарушения: например, кто-то оставил подозрительный пакет, произошла драка или надо оперативно найти совершившую наезд машину. Грамотно продуманный «Безопасный город» может стать незаменимым инструментом для милиционеров, которые сейчас все оперативные действия проводят вручную».

«В ходе проработки проекта в 2012 году мы с некоторыми чиновниками ездили в Баку для ознакомления с их опытом внедрения БГ. Их программно-аппаратный комплекс был самого высокого качества. Например, если совершавшая наезд машина «пряталась» за автобус, высокочувствительные камеры распознавали ее номер даже через стекла автобуса. Самое важное на этом этапе - это программное обеспечение. Универсального ПО не бывает, оно не может быть подарено другой страной, а должно быть создано под конкретные нужды, начиная от климата и заканчивая менталитетом водителей. У программистов есть заповедь: лучше написать свой код, чем доработать чужой. Подаренное ПО – не самый лучший вариант. Я считаю, что лучше купить собственное ПО и получить гарантию, что оно будет качественно работать. За этим ПО должна стоять высококлассная компания с многолетним опытом работы в разных странах, которая будет нести ответственность в случае сбоев и дорабатывать ПО под растущие требования по мере необходимости », - заключил Данияр Ниязов.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»