«Не сносите!» Душанбинцы призывают власти сохранить исторический центр города
Душанбинцы собирают подписи под петицией в адрес президента Таджикистана Эмомали Рахмона и мэра города Душанбе Махмадсаида Убайдуллаева против сноса исторических зданий в центре таджикской столицы. Возмущение душанбинцев вызвало недавнее сообщение о планируемом продолжении перестройки центральной части города. Согласно утвержденному властями Душанбе Генеральному плану реконструкции столицы, под снос попадают здания самой мэрии, исполнительного аппарата президента, парламента, чайханы «Рохат», Академического театра имени Лахути и Русского драматического театра имени Маяковского, расположенные вдоль главной столичной магистрали – проспекта Рудаки. По мнению властей, эти здания не соответствуют современным архитектурным и градостроительным нормам, поэтому вместо них будут возведены новые многоэтажные постройки.
«Мы, жители Душанбе, обращаемся к Вам, как к последней инстанции, для недопущения чудовищной исторической ошибки. Эти сооружения были построены в эпоху развития и становления нашего города как столицы республики, а некоторые из них стали настоящей его визитной карточкой… Сегодня, когда весь мир любыми путями пытается сохранить исторический облик городов, мы не имеем права уничтожать то, что было с такой любовью построено нашими отцами и дедами. Знаменитая на весь мир чайхана «Рохат» приняла сотни тысяч гостей нашего края и очаровала их изящным оформлением, таджикским гостеприимством, лучшими национальными блюдами. В названных театрах ставились спектакли мировых и современных классиков, работали и работают великие актеры и режиссеры. В зданиях Дворца президента и парламента принимались и принимаются судьбоносные для нашей страны и народа решения. Это не просто постройки, это История. История нашего города и нашей страны. Эти здания в памяти миллионов наших граждан, волею судеб раскиданных по всему миру, символизируют Родину. Великие города мира дают нам пример того, как бережно следует относиться к своей истории. Санкт-Петербург и Москва, Лондон и Париж, Берлин и Рим обрели свой неповторимый облик именно благодаря тому, что сохранили вековые здания, ибо старина – это память, это история, это великое прошлое городов и народов. Давайте же и мы сохраним свою историю и память о наших предках», - говорится в петиции.
Здание парламента Таджикистана, построено в 1946 году
Как считают душанбинцы, в столице достаточно пустующих мест и подлежащих сносу объектов, где можно возвести новостройки. «Мы понимаем, что в динамично развивающемся мире просто необходимы новые, современные здания, бизнес-центры, больницы и школы, многоэтажные жилые постройки. Но ведь всегда можно найти компромисс между прошлым и настоящим. Территория города Душанбе вполне позволяет производить современную застройку, не разрушая историческое прошлое нашей столицы. Можно, например, производить застройку огромных пустошей на набережной с использованием современных технологий. Можно снести целые массивы с глинобитными домами, в том числе на окраинах города, и на их месте поставить современные многоэтажные дома, сэкономив городскую территорию. Можно, наконец, застроить Гиссарскую долину. Мы, граждане Таджикистана – и те, кто проживает поныне в городе, и те, кто по воле судьбы оказался далеко от родного Душанбе, считаем недопустимым снос таких архитектурных сооружений, как чайхана «Рохат», театры имени А.Лахути и В.Маяковского, Дворец Президента, а также здания Парламента Республики Таджикистан и столичной мэрии, являющихся историческими. Призываем власти Таджикистана пересмотреть планы по сносу названных исторических зданий и уничтожению нашей общей истории. Мы не должны предать забвению труды наших предков, нашу память, нашу историю. Мы убеждены, что реконструкция города должна сочетаться с бережным отношением к старинным архитектурным сооружениям, придающим Душанбе особую прелесть и неповторимый облик», - апеллируют к властям жители столицы.
Русский драматический театр имени Маяковского в Душанбе
Между тем, в министерстве культуры Таджикистана утверждают, что в Душанбе насчитывается только пять исторически значимых архитектурных памятников. В этот скромный список включены здания таджикского парламента, администрации президента, бывшей библиотеки Фирдоуси (в нем сейчас расположена Счетная палата страны), Академии наук республики и Государственного академического театра оперы и балета имени Айни. Но, согласно Генплану, именно Президентский дворец и здание парламента будут снесены. Причем, в Минкультуры ничего не знают об этих планах, сообщил «Азии-плюс» источник в ведомстве.
Здание исполнительного аппарата президента Таджикистана, построено в 1957 году
Старожилам столицы непонятно, по какому принципу отобраны здания, представляющие архитектурную ценность, почему в этот список не вошли, например, здания тех же театров Лахути и Маяковского, Национального и Медицинского университетов, бывшей филармонии (ныне здание ТВ «Сафина») с живописным каменным панно на торце и, наконец, здание той же чайханы «Рохат», представляющее собой настоящее произведение архитектуры и искусства. Как пишет о нем таджикский историк, исследовавший историю Душанбе, Гафур Шерматов: «Чайхана «Рохат» - прекрасный пример взаимного творчества и совместной работы замечательных советских зодчих: архитектора Константина Николаевича Терлецкого, инженера-архитектора Даниила Давыдовича Гендлина и народного таджикского мастера, усто Мирзорахмата Алимова, – позволивший создать один из прекрасных символов нашего города, о котором знают и помнят на всем пространстве стран бывшего СССР».
Чайхана «Рохат» - любимое место отдыха душанбинцев
Ранее Союз архитекторов Таджикистана предлагал министерству культуры включить здание чайханы «Рохат» в список архитектурных исторических памятников, однако его мнение не было услышано. «Мы являемся общественной организацией. Мы можем только предлагать. Решение принимают власти», - пояснил глава Союза Бахром Юсупов.
А представители власти на сей счет имеют диаметрально противоположные мнения. К примеру, зампред Комитета по строительству и архитектуре при правительстве Таджикистана Нурали Саидзод утверждает, что в сносимых по центральному проспекту столицы Таджикистана зданиях нет особой ценности. «Чайхана «Рохат» не имеет никакой уникальности. Если вы увидите эскизы того, что будет на ее месте построено, то вы то же самое скажете», - цитирует Саидзода «Азия-плюс». При этом он сказал, что пока не может показать эскизы будущих построек. «Они находятся на стадии разработки. Если будет финансирование, то здания чайханы, президентского дворца, театров начнут сносить уже 2016 году», - сообщил Саидзод.
На вопрос «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода), почему власти решили снести большинство административных зданий, построенных в советское время, хотя некоторые из них имеют право быть сохраненными как историческая достопримечательность, Нурали Саидзод ответил, что «в городе Душанбе есть здания, которые построены из глины, другие возведены еще в 1930-1940 годах из дерева, что портит облик столицы. После возведения «Кохи Навруз» (построенная недавно новая помпезная чайхана в Душанбе. – Прим. «Ферганы»), подобия которому нет нигде в мире, чайхана «Рохат» больше не отвечает требованиями современной архитектуры».
Новая чайхана «Кохи Навруз» (вверху) и старая «Рохат»
Высказывания чиновника вызвали большой резонанс у душанбинцев. В таджикских группах в соцсетях, особенно в Фейсбуке (Facebook) не смолкают бурные дискуссии вокруг планируемого сноса исторического центра Душанбе. Сотни неравнодушных бывших и нынешних жителей столицы Таджикистана весьма эмоционально высказываются по этому поводу – с болью, отчаянием, досадой и негодованием:
Наталия Б.: «Как??? Сносить??? Только не это! Центр Душанбе – его душа. Дома, построенные после Отечественной войны, - синтез национальных традиций и тенденций архитектуры того времени. С болью смотрю на новостройки нового времени. Ведь можно сделать новый район из высоток, сияющих стеклом и алюминием! И оставить в покое то, что было».
Салимахон В.: «Господин Н.Саидзод, видно, вы не коренной душанбинец, и вам не жаль уничтожать достопримечательности столицы советских времен, которые ещё могут простоять десятилетия. А для нас, коренных – наше детство, юность и зрелость. Если уж вы задумали украсить и обустроить Душанбе, то начните с ликвидации трущоб в Каратегинской, Кирпичной махаллях (кварталах. – Прим. «Ферганы») и далее. Вам лучше знать, где ещё у нас в столице остались аварийные дома. Вот начните с них. Складывается такое мнение, что опять «кормушка» для кого-то намечена, то есть грандиозные средства выдадут, парламент согласует, подпишет проект – выделить средства из бюджета, и «закипит» стройка века!.. Пожалуйста, прислушайтесь к просьбе коренных душанбинцев, не рушьте «визитки» столицы, которые помнят и гости, и даже бывшие советские, проживающие в Германии, Швеции, Америке, Канаде, ЮАР, Израиле и т.д. …Помню, в детстве мы с соседскими ребятами бегали к фонтану в парк Ленина, а затем к фонтану «Оперки». Рядом с библиотекой Фирдавси продавали вкусную газировку… Каким все это было для нас красивым и чудесным! Мы думали, что эти высокие здания будут жить долго-долго. Набегавшиеся и уставшие, мы возвращались домой, но обязательно через чайхану «Рохат». Там мы покупали фруктовое эскимо и долго, задрав головы, рассматривали узоры купола чайханы».
Ольга С.: «Мой любимый Душанбе! В моём сердце ты навсегда останешься уютным, красивым, спокойным, самобытным городом с размеренной жизнью. С зелеными улицами и дворами, где полно детворы, часть которой гурьбой бегает по соседним дворам, изображая героев, а часть плескается в арыках с чистейшей водой. А какой аромат исходит от свежеиспеченных лепешек! И все эти воспоминания невозможны без зданий того времени. Они неразлучно связаны с театром Маяковского, куда мы ходили смотреть очередной спектакль, с неповторимым восточным колоритом чайханы «Рохат». О, мой бедный любимый Душанбе! Сколько же горестей выпало на твою судьбу!».
Матлюба У.: «Есть ли печальнее той новости, которая прозвучала как выстрел в души тех, кто создавал родной город, растил градостроителей-созидателей, а не разрушителей! Простите за то, что творится с нашим родным Душанбе. Мы не смогли отстоять Дом печати, а теперь – очередь за неповторимым обликом всего проспекта Рудаки! Простите нас, Ульджабаев Турсунбай Ульджабаевич, Хамро Заировна Таирова, Карим Юсупов, Назаршо Додхудоев, за ТУПИЗМ чиновников от архитектуры!».
Зарина Х.: «Чайхана «Рохат», театр имени Лахути, «Зеленый театр» - это моя Родина, мой город, мой дом! Это воспоминания, детство, юность, первое свидание... Это ДУША города, в котором ты родился и сформировался. Это отчий дом! Это прошлое, которым дорожишь, которое греет душу. И куда бы ни забросила судьба, ты знаешь, что есть на этой большой планете уголок, милый твоему сердцу, теплый и родной – моя Родина, мой родной Душанбе! И пусть сохранится его ДУША, его история! Пусть эти здания не сверкают и выбиваются из архитектуры сегодняшнего дня. Пусть это будет Старый город, как во многих городах Европы, как в Питере, как в Москве. Давайте дорожить своей историей, своей Родиной, своей Душой! Давайте сохраним наше прошлое ради настоящего, ради будущего! Для наших детей и внуков! Я очень надеюсь на мудрость руководства страны».
Самад Х.: «Никогда не забуду спектакль «Эдип» в театре Лахути, лагман и душистый зеленый чай в «Рохате». Многое помнится, многое забылось, но образ того Душанбе – города юности моих родителей и моей тоже, – не смогут вытравить «Иваны, не помнящие родства», в нашем случае - «Эшматы».
Лидия И.: «Эти здания помнят многих великих людей нашей страны, как можно вырывать страницы своей же истории, вы ведь не вандалы, ГОСПОДА, ПРИНИМАЮЩИЕ РЕШЕНИЯ!».
Лола Д.: «Напротив «Сафины» был уютный сквер, вечерами собирались люди, ели шашлыки, общались, отдыхали. Рядышком была уютная площадка с фонтаном и скамейками. Там вечерами детки бегали вокруг фонтана, а родители сидели и отдыхали на скамейках. Особенно летом было много народу. Очень любила это место. А теперь там построили уродское здание, похожее на огромного монстра».
Лейла В.: «Неделю назад была в Душанбе. После девяти лет разлуки. Слово «разлука» не для красного словца. По прилете в 4:00 утра едем по темным улицам. Зная про активную застройку, ищу глазами знакомые очертания зданий советского периода 1960-70-х годов... и деревья. Для меня – это ориентиры, доказательства, что я дома, на родине. Все на месте... почти всё. И это наполнило сердце покоем и радостью возвращения (пусть и гостевого формата). Старые здания, как горы. А горы – это аксакалы эпох. Они защищают одним своим присутствием. Поэтому их надо уважать и беречь».
Тимур А.: «Господа, решающие участь этих зданий, не имеют ни глаз, ни ушей, ни сердец... Кто-то из них сказал, что они не представляют никакой ценности. Они не любят и не ценят ни нашу историю, ни нашу культуру. Они стерли с лица земли понятие «таджикская интеллигенция», теперь хотят снести то, что от нее осталось – их творения... Наш город был одним из самых красивых городов на постсоветском пространстве... Несколько зданий уже снесено, так давайте же отстаивать то, что еще осталось стоять и может простоять еще сотню лет».
Душанбинцы отстаивают свой город. Фото из Фейсбука
Историк Гафур Шерматов отмечает, что ценность здания определяется не тем, из какого материала оно построено, а его особой архитектурой, его историей. Шерматов предлагает правительству Таджикистана пересмотреть свое решение о сносе исторических зданий в центре столицы и построить современные бизнес-районы на окраинах города, где есть большие свободные территории. По его словам, каждое здание на проспекте Рудаки отражает историю Душанбе – молодого города, которому нет еще и ста лет. Историк напоминает, что столицей автономной Таджикской республики в составе Узбекистана Душанбе стал в 1924 году, а в 1929-м, когда Таджикистан стал самостоятельной республикой в составе СССР, был переименован в Сталинабад. В 1961 году городу было возвращено его прежнее имя – Душанбе.
Здание мэрии Душанбе
«Как показывает практика реконструкций исторических центров столиц постсоветских государств, в основе таких проектов, прежде всего, лежит коммерческий интерес высших чиновников и связанных с ними олигархических структур. Думаю, и в случае с Душанбе исключения не будет. Земля в центре столицы - это крупнейший экономический ресурс, тем более, когда других ресурсов в стране нет. Планы реконструкции города - это хороший повод изменить структуру собственности на землю в центре Душанбе», - комментирует решение душанбинских властей российский эксперт по Центральной Азии Андрей Серенко.
Таджикский академический театр имени Лахути
«В этой затее одним из мотивов может быть нажива на перепланировке центра города. Мы все догадываемся, кем будут строиться новые объекты на месте снесенных. Но нельзя исключать и политическую подоплеку этого вопроса. История подтверждает, что почти все диктаторы занимались архитектурными изменениями своих столиц. Так, многие императоры, короли, султаны разрушали дворцы и даже целые города на завоеванных землях, и на их месте строили новые уже по-своему. Большинство таких правителей старались оставить после себя монументальные архитектурные сооружения, демонстрирующие их амбициозность. Этим они хотели доказать себе, что они не слуги народа, а хозяева страны. Я более чем уверен, что на месте снесенных зданий в центре Душанбе появятся какие-то гигантские здания из фантазий авторов или автора этого генплана. Но все-таки надеюсь, что человек, который утвердил генеральный план столицы, не изучил все стороны этой проблемы и под влиянием общественного мнения пересмотрит своё решение», - говорит гражданский активист Аюб Эгамов.
Дворец наций (резиденция президента) в Душанбе - одна из грандиозных новостроек последних лет
Разрушение объектов советской истории – общая тенденция, характерная для многих стран постсоветского пространства (о сносе исторических зданий в Узбекистане можно прочитать здесь). Новые лидеры стремятся увековечить свое правление грандиозными стройками и гигантскими объектами, таковые появились в последние годы в Ашхабаде, Астане, Душанбе. Кроме того, для коррумпированных властей сфера строительства – весьма доходный бизнес, предоставляющий возможность отмыть и положить в карман огромные средства, отчитываться за которые перед народом в центральноазиатских республиках не принято. Поэтому шансы на то, что душанбинцам удастся «достучаться» до властей и отстоять исторический центр любимой столицы, невелики. Но если это все-таки произойдет, таджикское правительство явит всему миру пример высокой культуры, бережного отношения к родной истории и уважения к своему народу.