В Узбекистане, возможно, готовится арест правозащитника Дмитрия Тихонова
Как стало известно «Фергане», сегодня известный узбекский правозащитник Дмитрий Тихонов, живущий в Ангрене, промышленном городе в Ташкентской области, возможно, избежал то ли ареста, то ли милицейской провокации, которая, скорее всего, тоже должна была закончиться его задержанием.
Дмитрий Тихонов известен своей борьбой за сохранение памятника воинам-ангренцам, снесённого накануне празднования 70-летия Победы. После разрушения обелиска Тихонова стали преследовать за «национализм»; в апреле на него напали хулиганы, а в сентябре побили милиционеры.
О злоключениях Д.Тихонова «Фергане» рассказал ташкентский журналист Алексей Волосевич:
- По словам Дмитрия, выйдя на улицу утром 30-го сентября, он обнаружил за собой слежку. За ним, особенно не скрываясь, шел мужчина, узбек, лет 30-35, с короткой стрижкой. Потом к нему присоединился еще один.
Чтобы убедиться, что это ему не кажется, Дмитрий немного «потаскал» их по улицам, а затем зашел пообедать в чайхану. Он делал вид, что не замечает их, а они тут же устроились за соседним столиком. Только теперь их стало уже трое. Оказалось, что у них есть и машина - белые «Жигули», на которой они неотрывно следовали за ним.
С учетом того, что недавно у него произошел конфликт с местной милицией, задержавшей его во время мониторинга ситуации с принудительной отправкой людей на хлопок, Дмитрий решил на всякий случай выехать из Ангрена в Ташкент. На автостанции он забрался в отходящий автобус, но белые «Жигули» сели «на хвост» и ехали за ним до самого Ташкента.
По телефону Дмитрий договорился со знакомым адвокатом, чтобы тот вышел из офиса и поинтересовался у этих людей, кто они и чего хотят. Поставил в курс дела и меня. Я подъехал к офису адвоката и ждал машину преследователей, чтобы сделать ее снимки.
Дмитрий Тихонов
Тем временем Дмитрий доехал до автостанции на ташкентском массиве Куйлюк и пересел в маршрутку. Один из преследователей, которого он в упор «не замечал», тоже влез в нее и уселся сзади. Белые «Жигули» двинулись следом. Дмитрий пересел в обычное такси, но ехавшая за ним машина не отставала.
Доехав до офиса, Тихонов вышел из такси и вошел в здание. «Жигули» притормозили рядом со мной. В машине было двое. Один из них, лет 45-50, то ли с короткой стрижкой, то ли с большими залысинами (по словам Тихонова, в Ангрене он его не видел), выскочил из машины и комично, как в шпионских фильмах, стал перебегать от елки к елке, без всякого стеснения наблюдая за правозащитником.
Через несколько минут Дмитрий с адвокатом вышли из офиса и направились к нему. Тот тут же пустился в бегство. Я пошел к машине. Шофер резко нажал на газ, но я успел в упор снять его физиономию. Он тут же подлетел к своему товарищу, тот запрыгнул в машину, и они скрылись.
Один из преследовавших Дмитрия Тихонова
Но тут нас ожидал сюрприз - белые «Жигули» оказались не одни, их было двое. И из второй машины, тоже белых «Жигулей», вылезли еще два человека, а когда адвокат и Дмитрий пошли к ним, они тоже убежали. И тут же резко стартовала подъехавшая недавно «Лацетти». То есть, это была целая спецоперация с участием не менее пяти-шести человек!
Чего хотели эти граждане, пока неизвестно. Но сразу напрашиваются параллели с «делом Сергея Наумова», журналиста, живущего в Ургенче, который, как и Дмитрий Тихонов, вел мониторинг принудительного труда во время хлопковой кампании, и был арестован на 15 суток, когда в его город должна была прибыть делегация Международной организации труда (МОТ). Причина ареста лежала на поверхности: это делалось, чтобы он не смог предоставить им материалы о распространенности принудительного, то есть, рабского труда. (См. статьи: Сергей Наумов осужден на двенадцать суток за «хулиганство» и Случай с Сергем Наумовым, или Реакция нейтрализации, 2013 г.).
Что касается Дмитрия Тихонова, то именно благодаря ему стало известно о принудительной отправке врачей, медиков и граждан других профессий в Букинский район Ташкентской области, где реализуется сельскохозяйственный проект, финансируемый Всемирным банком.
«У Всемирного банка есть принципиальное условие что в зоне действия проектов, которые он финансирует, не должно быть принудительного труда. В случае, если будут обнаружены случаи использования принудительного руда, у Всемирного банка возникают серьезные вопросы к узбекской стороне, вплоть до прекращения реализации проекта. А более чем 90 процентов хлопкоробов из Ангрена в принудительном порядке везут именно в Букинский район», - рассказал Д.Тихонов в интервью нашему изданию.
Алексей Волосевич