Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Договорились: Иран возвращается в мировую экономику

Договорились: Иран возвращается в мировую экономику

В Вене 14 июля произошло событие, которого ждали более десяти лет: после растянувшихся на два года интенсивных переговоров представители мирового сообщества - Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Германия, так называемая «шестерка», - и Иран подписали, наконец, соглашение по иранской ядерной программе, которая стала причиной многолетнего противостояния и введения способствовавших экономической изоляции Исламской Республики санкций.

Что к чему

Итоговое соглашение состоит из ста страниц. В нем, как передает Газета.Ру, говорится, в частности, что для снятия санкций Иран должен будет до конца 2015 года урегулировать вопросы военной направленности ядерной деятельности. Представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) нанесут один визит на военный объект Ирана – Парчин, а Тегеран должен будет обеспечить представителям ООН доступ на все вызывающие подозрение объекты.

Оружейное эмбарго для Ирана сохранится на пять лет, а санкции в сфере ракетных технологий не будут сняты в течение восьми лет.

Тегеран согласился не обогащать уран свыше 3,67 процента в течение 15 лет, на протяжении которых запасы низкообогащенного урана в Иране не должны превышать 300 килограммов. При этом вся работа по обогащению и исследовательская деятельность будут вестись исключительно на объекте в Натанзе. На объекте в Фордо не будут вести обогатительную деятельность и исследования и хранить ядерный материал. Тегеран разрешит МАГАТЭ в течение 25 лет следить за тем, что весь урановый концентрат, произведенный в Иране или полученный из других источников, будет доставлен на завод по переработке урана в Исфахане. Иран увеличит квоту инспекторов МАГАТЭ до 130-150 человек, разрешив работать у себя только инспекторам, со странами которых Иран установил дипломатические отношения «в соответствии с законами ИРИ».

Евросоюз снимет с Ирана санкции в отношении банковских операций, страхования и доступа к международной системе платежей SWIFT, а также отменит ограничения для ЕС на импорт нефти и газа из Ирана и экспорт в ИРИ оборудования для их добычи. «ЕС прекратит действие всех положений, предусматривающих ограничительные меры в отношении Ирана, включая все экономические и финансовые санкции, связанные с ядерной программой (Исламской республики). Одновременно Иран обязуется приступить к выполнению всех согласованных мер в отношении своей ядерной программы, при верификации процесса со стороны МАГАТЭ», - говорится в проекте соглашения по итогам переговоров сторон.

«Шестерка» и Иран договорились также о шагах, которые обеспечат доступ Ирана к торговле, технологиям, финансовым и энергоресурсам. ЕС рассмотрит дальнейшие возможности для сотрудничества с Ираном, в том числе использование таких инструментов, как экспортное кредитование для стимулирования торговли, проектное финансирование и инвестиции в Исламскую Республику.


Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, посол Ирана в МАГАТЭ Али Акбар Салехи и министр иностранных дел России Сергей Лавров в Вене. Фото Reuters

Соглашение Ирана и «шестерки» вступит в силу через 90 дней после принятия резолюции в Совете безопасности ООН, которая будет действовать десять лет, Иран и «шестерка» будут встречаться для мониторинга выполнения соглашения не реже чем раз в два года. Соглашение по Ирану предусматривает возвращение санкций ООН в течение 65 дней при невыполнении Тегераном условий после заключения итоговой сделки или при последующих нарушениях. Если же все пойдет по плану, Иран получит доступ к более чем $100 млрд замороженных средств, напоминает The Telegraph.

Как отмечает Tehran Times, соглашение знаменует собой важную веху в истории Исламской Республики Иран. Некоторые дипломаты и аналитики считают успех переговоров по ядерной проблеме даже более важным, чем национализация иранской нефтяной промышленности в 1951 году. «Иранский народ преисполнен радости по случаю того, что Тегерану удалось защитить свое право на мирное использование ядерной технологии», - сообщает Tehran Times.

В свою очередь, премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху осудил принятие соглашения по иранской ядерной программе, назвав его ошибкой исторического масштаба, поскольку, по его мнению, «Ирану открывается верный путь к ядерному оружию», сообщает Reuters.

Мнения экспертов

Важность и перспективы достигнутых сегодня в Вене договоренностей между Ираном и «шестеркой» ведущих мировых держав «Фергане» прокомментировала Ирина Звягельская - вице-президент Российского центра стратегических и международных исследований, заведующая сектором международных вопросов Института востоковедения РАН.

Ирина Звягельская
«Я думаю, что произошла достаточно важная вещь, поскольку был найден компромисс – формула, которая устроила обе стороны, а искать ее, надо сказать прямо, было очень сложно. С одной стороны, Иран согласился на частичную инспекцию, с другой - переговорщики согласились на снятие санкций. В целом, это обеспечило то, чего хотело иранское руководство: снятия санкций и реинтеграции в международное сообщество. Иранская экономика очень страдала в последнее время, а теперь Иран выйдет и на рынок нефти. То есть, по моему мнению, был достигнут прорыв, который устраивает всех.

Если говорить о перспективах, то, мне кажется, по каким-то вопросам Иран будет сохранять жесткость – в вопросах региональной политики, достижения тех целей, которые он себе обозначил в регионе. Например, я не вижу причин, по которым Иран ослабил бы поддержку, скажем, режима Асада. То есть, я бы не говорила, что достигнутое соглашение свяжет Иран «по рукам и ногам», оно как раз открывает перед ним достаточно благоприятные возможности, если, конечно, соглашение будет соблюдаться. Кроме того, бывает так, что интерпретации договорившихся сторон могут различаться, но это мы вскоре увидим. А пока выиграли все.

- Как повлияет выход Ирана на рынок нефти и газа на его взаимоотношения с Россией?

«Иран всегда был конкурентом России на нефтяном и газовом рынке, и с этим надо работать. Но для России существуют другие важные моменты: мы действительно не хотим, чтобы Иран превратился в ядерную державу, и тут наша позиция была всегда очень принципиальной. Во-вторых, для нас очень важно, что после снятия санкций Россия вновь начнет поставки оружия в Иран».

- Изменятся ли отношения с Туркменистаном, еще одним конкурентом на этом рынке, и как будут складываться в новых реалиях отношения Ирана с ШОС?

«С Туркменией у Ирана есть свои договоренности, они сотрудничают. Насколько я знаю, были какие-то договоренности по строительству газопровода, который сможет использовать и Туркменистан, поскольку Иран покупает туркменский газ.

Что касается Ирана и ШОС, то вы знаете, что были разговоры о принятии Исламской Республики в эту организацию, но пока страна находилась под санкциями, это было невозможно. Я думаю, Иран имеет такую цель в перспективе - вступить в ШОС, но посмотрим, что из этого получится».

Эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов призвал с осторожностью отнестись к подписанию соглашения между Ираном и «шестеркой».

Аркадий Дубнов
«Как все войны когда-нибудь заканчиваются миром, так и все конфликты когда-нибудь должны закончиться их разрешением, а введение санкций – их снятием. Вопрос один в данном случае: можно ли верить Ирану? Не уловка ли его готовность пойти на соглашения в целях спасения правящего теократического режима ввиду внутреннего напряжения, связанного с экономическим коллапсом, вызванным санкциями? Перестанет ли Иран поддерживать террористические организации на Ближнем Востоке, ставящие своей целью уничтожение Израиля? Не является ли соглашение, достигнутое сегодня, результатом сложения различных геополитических интересов тех держав, которым нужен Иран как союзник против «Исламского государства» и в качестве противовеса набирающего силу союзу суннитских арабских государств во главе с Саудовской Аравией (Иран – страна, придерживающаяся шиитского направления в исламе)? Пока создается впечатление, что соглашение – это реальный шанс, предоставленный Ирану для возвращения в лоно цивилизованных государств, само существование которых не угрожает его соседям. То есть это вопрос экзистенциальный, а не просто политический.

Делаю этот вывод, исходя из пятилетнего срока сохранения существующего оружейного эмбарго для Ирана. И еще: то, как завершается марафон по снятию санкций против Ирана, заставляет задуматься о том, как жестко и драматично когда-нибудь будут сниматься санкции против России».

История вопроса

Создание атомной энергетики в Иране началось во время правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда в середине 1950-х годов был основан Атомный центр Тегеранского университета. Разработки в области атомной энергии проводились при помощи США, с которыми Иран в 1957 году подписал Соглашение о мирном использовании ядерной энергии. Вашингтон обязался поставить в Иран ядерные установки, оборудование и подготовить специалистов.

В 1958 году Иран стал членом МАГАТЭ, в 1963-м подписал Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, в 1970 году вступил в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В 1974 году Иран подписал Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ и приступил к реализации плана развития атомной промышленности на основе сотрудничества с рядом западных стран. Была поставлена задача создания в стране 23 блоков атомных электростанций и получения атомной энергии. Для этого в 1974 году была создана Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ), основной задачей которой являлось заключение контрактов с иностранными компаниями, экспортирующими технологии для ядерной энергетики.

В период с 1967 по 1977 год США, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия и ФРГ принимали участие в программе развития ядерной энергетики в Иране, которое привело к заключению ряда контрактов на поставку оборудования и ядерного топлива для будущих АЭС, обучение специалистов и другие виды содействия, включая строительство двух АЭС в Бушере и Ахвазе. Реализацию программы и полную диверсификацию энергетической базы Ирана предполагалось завершить к 1994 году.


Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф на пресс-конференции после подписания соглашения. Фото AFP

Все эти планы по большей части не были реализованы или оказались заморожены в результате исламской революции 1978 года. Духовный лидер исламской революции аятолла Хомейни после прихода к власти немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере. Лишь в начале 1990-х годов Иран возобновил свою ядерную программу и стал сотрудничать с Китаем и Россией. Ранее, в 1984 году, США ввели против ИРИ санкции, которые предусматривали запрет международным финансовым организациям на выдачу кредитов этой Исламской Республике, а всем странам – запрет на продажу оружия и всякую помощь Ирану.

Сегодняшняя ядерная программа Ирана, по утверждению руководства страны, преследует исключительно мирные цели и направлена на диверсификацию энергетических источников с учетом расширяющихся потребностей иранской экономики в новых мощностях, сокращение нефтяной зависимости в структуре энергопотребления и создание условий для экспорта в обозримой перспективе ядерного топлива в другие страны. Власти Ирана неоднократно заявляли, что стране необходимо иметь 50 тысяч центрифуг, чтобы ежегодно обеспечивать топливом свои будущие АЭС.

С 2003 года шесть стран - Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Германия - совместно с МАГАТЭ вели переговоры с Ираном по «ядерному досье», обвиняя его в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома, хотя 16 разведслужб США в своем совместном докладе сообщали, что работу над созданием ядерного оружия иранская сторона свернула еще в 2003 году. «Шестерка» добивалась от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. С 2006 по 2010 год Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ядерной программе Ирана, требуя обеспечить полную ее прозрачность и доказать ее исключительно мирную направленность. В частности, резолюция Совбеза ООН №1747 гласит, что «Иран не может прямо или косвенно поставлять, продавать или передавать с его территории или его гражданами, или с использованием морских или воздушных судов под его флагом любые вооружения или связанные с ними материальные средства и что все государства запретят приобретение таких предметов у Ирана своими гражданами или с использованием морских или воздушных судов под их флагом, независимо от того, происходят ли они с территории Ирана или нет».

В 2012 году США и страны Евросоюза, желая заставить Тегеран отказаться от ядерных амбиций, ввели ряд санкций против ИРИ, включающие, в частности, ограничения на торговлю нефтью и нефтепродуктами, продуктами нефтехимической промышленности, замораживание активов Центрального банка Ирана, «черный список» людей, в отношении которых введены санкции, предусматривающие запрет на въезд на территорию Евросоюза, и замораживание их активов, а также запрет на поставку в Исламскую Республику оборудования и программного обеспечения, которое может быть использовано для прослушивания телефонных звонков и контроля за интернет-трафиком.


Карта Ирана с указанием основных объектов в рамках ядерной программы, детали соглашения между Ираном и международной «шестеркой», согласно которому Тегеран сократит ядерную программу в обмен на облегчение режима санкций. Инфографика ИТАР-ТАСС

Интенсивные переговоры по иранской ядерной программе начались в 2013 году. В феврале «шестерка» международных посредников предложила смягчить санкции и не вводить дополнительные по линии Совбеза ООН, если Иран приостановит обогащение урана до 20 процентов на объекте в городе Форду. В ноябре Иран и МАГАТЭ заключили соглашение по «дорожной карте» сотрудничества в области атомной энергетики, в соответствии с которой Тегеран уничтожил свои запасы высокообогащенного урана. В ноябре 2014 года стороны договорились о частичном снятии санкций: Ирану открыли доступ к некоторым своим активам и разрешили получать по 700 миллионов долларов в месяц с замороженных счетов. В апреле 2015 года на переговорах «шестерки» с Ираном был достигнут значительный прогресс и согласован Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Окончательное соглашение по ядерному досье Ирана планировалось выработать и подписать к 30 июня 2015 года, но этот момент настал две недели спустя.

Международное информационное агентство «Фергана»