Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Узбеккино»: Национальный детектив без национального героя

«Узбеккино»: Национальный детектив без национального героя

В каждой области Узбекистана будет открыт, как минимум, один кинотеатр высшей категории, кинематографистов начнут отправлять на учебу и повышение квалификации в ведущие зарубежные вузы, разрешения в сфере кинематографии будут выдаваться по системе «одно окно», будут созданы единое предприятие по продаже билетов, государственный фонд фильмов и новый киноконцерн на базе студии «Узбекфильм». Таковы планы узбекского правительства, изложенные 11 мая в специальном постановлении о программе по модернизации предприятий киноотрасли на 2016-2020 годы и разработке проекта закона «О кинематографии». А тем временем практически завершилась масштабная проверка деятельности организаций, входящих в структуру национального агентства (НА) «Узбеккино», которая проводилась с 2014 года.

Откуда «выросли ноги» у проверки?

С назначением в марте 2013 года на должность генерального директора «Узбеккино» Джахонгира Касымова - сценариста и режиссера, неоднократного лауреата международных кинофестивалей, заслуженного работника культуры Узбекистана, - у местных кинорежиссеров появились робкие надежды на оздоровление узбекской киноиндустрии. Уже на первом собрании в агентстве Касымов заявил, что одна из стоящих перед ним задач – установить заслон некачественному кино, которое создают частные киностудии. Этому должно было способствовать решение о передаче права выдачи лицензий на открытие частных киностудий от «Узбеккино» кабинету министров республики.

Однако ужесточение правил выдачи лицензий ситуацию не изменило: количество частных студий, равно как и создаваемых ими «индийских» фильмов, продолжает расти. В основе сюжетных линий этих картин лежат, как правило, любовные истории молодых людей, имеющих двухэтажные особняки и дорогие автомобили самых модных моделей, – по сути, это сказки, выдаваемые за реальную действительность.

Одним из первых шагов Касымова стало освобождение от занимаемой должности директора студии научно-популярных и документальных фильмов «Узкинохроника» Шаходат Муродовой, занимавшей эту должность много лет и прославившейся в среде киношников своей «твердой и загребущей рукой».

«Она добилась того, что ранее государственная студия обрела статус общества с ограниченной ответственностью, то есть стала частной лавочкой, - рассказывает на условиях анонимности ветеран узбекского кино. – После этого основные потоки выделявшихся денег шли в ее личный карман, чему способствовали приписки, липовые командировки, наряды и премии, монтаж якобы новых картин из материалов старых фильмов, разбазаривание имущества студии».

По словам собеседника, за годы правления Муродовой со студии благополучно исчезла вся имевшаяся там аппаратура, и когда что-то новое все же снималось, то для этого аппаратуру арендовали у своих же сотрудников.

Обо всем вышеперечисленном знали все деятели узбекского кино, но Муродова была неприкасаемой, поскольку имела и имеет очень высоких покровителей. Поговаривают о ее близкой связи с руководителем налогового комитета страны.

Она-то и инициировала масштабную проверку всей структуры «Узбеккино», «подставив» для начала двух сотрудников агентства: им предложили взятки, они не отказались и сразу же были арестованы. Уголовное дело было возбуждено, в том числе, и против гендиректора Касымова. Лишь благодаря помощи двух опытных адвокатов дело удалось «замять».

Однако в ходе проверки сотрудниками Генпрокуратуры и налогового комитета в «Узбеккино» была выявлена масса нарушений узбекского законодательства. Так, например, на киностудии «Узбекфильм» обнаружена недостача в размере одного миллиарда сумов (на тот момент – около $300 тысяч).

Выяснилось, что денежные потоки шли через начальника отдела снабжения киностудии Тулягана Назарова. После многочисленных допросов в июне прошлого года он был найден повешенным в одном из подвалов «Узбекфильма». Следствие тут же выдало версию о «подозрении на самоубийство». Хотя на теле погибшего – в области сердца и живота – были обнаружены ножевые ранения, а орудие убийства нашлось в автомобиле Назарова, находившемся на автостоянке перед студией.

По итогам проверки был уволен директор «Узбекфильма» Файзрахмон Усманов, против которого возбудили уголовное дело, его судьба до сих пор неизвестна. Потеряли свои должности работники бухгалтерии и планового отдела киностудии, а также главный редактор, бывший директор «Узбеккино» Мухаммад Дуст и - Джахонгир Касымов.

«Узбеккино» сегодня

В декабре 2014 года исполняющим обязанности генерального директора «Узбеккино» был назначен Ахмаджон Умаров, бывший глава Республиканского кинофонда. В наследство от прежних руководителей агентства он получил доведенные до состояния разрухи и практически не отапливаемые здания «Узкинохроники» и «Узбекфильма», по коридорам которого, как свидетельствуют очевидцы, вместо режиссеров разгуливали бараны.

По словам собеседника «Ферганы», Умаров, свободный от знания основ кинопроизводства и по своей сути - коммерсант, стал назначать на разные должности «своих», таких же далеких от кино людей. Например, с его подачи обязанности директора «Узбекфильма» стал исполнять Зафар Арипов, в трудовой книжке которого, среди прочих, значится работа на масложиркомбинате.


Здание «Узбеккино»

«Создается впечатление, что понятие «базовое образование» в кино уже не обязательно, - отмечает собеседник. – В агентстве в настоящее время нет ни одного специалиста с кинообразованием. И даже те «специалисты», которых привел Умаров, стонут от его некомпетентности и самодурства. За четыре месяца ему удалось разрушить то хорошее, что еще оставалось в «Узбеккино».

«Узбектелефильм»: рыльце тоже в пушку

В республике существует еще одна производящая фильмы студия, входящая в структуру телерадиокомпании Узбекистана, - государственное унитарное предприятие «Узбектелефильм». Раньше, наряду с телевизионными художественными фильмами, на нем производилось и документальное кино, которое вот уже на протяжении трех лет по требованию руководства страны в планах предприятия не стоит. Сегодняшней задачей «Узбектелефильма» является производство лишь игровых фильмов и телесериалов.

Вот и выходит, что, учитывая плачевное состояние студии «Узкинохроника», снимать документальное кино в республике некому. Вернее, талантливые режиссеры-документалисты здесь есть, но снимать им негде.

Между тем, в начале 2015 года «Узбектелефильм» также подвергся масштабной проверке - вслед за «Узбеккино»: активно проверяется финансовая, производственная и хозяйственная деятельность этой студии. Чем больше проверяют, тем больше вскрывается разного рода нарушений, цель которых одна – присвоение и хищение бюджетных средств. Методы использовались, в основном, те же, что и на «Узбекфильме»: липовые наряды, приписки и отчеты, «мертвые души». В ходе проверки вскрыта деятельность некоторых директоров фильмов - их финансовые нарушения тянут на сотни миллионов сумов. И уже ведутся кулуарные разговоры о том, что «Узбектелефильм» скоро прекратит свое существование.

Где он – национальный герой?

По словам собеседника «Ферганы», сегодня государством выделяется бюджет на создание порядка 15 фильмов в год: примерно половина средств руководство «Узбеккино» отдает «Узбекфильму», остальные деньги – на условии «откатов» - частным киностудиям.


Афиши частных, преимущественно, киностудий у входа в кинотеатр имени Навои, бывший Панорамный»

И неизменно каждый год «Узбеккино» настоятельно рекомендует кинорежиссерам в их новых работах создавать образ национального героя, – эту задачу еще на заре независимости республики перед киношниками поставил президент Узбекистана Ислам Каримов. Но до сих пор такой образ никем не был создан.

По мнению узбекских кинодеятелей, легче всего создать отрицательный образ героя нашего времени, поскольку, куда ни глянь, во всех сферах жизни страны можно сразу же разглядеть преступников – на бытовом и государственном уровне. А каким должен быть положительный герой нашего времени?

Самое главное - этот человек должен быть честным, трудолюбивым и целеустремленным, он должен заниматься неким делом, которое в итоге принесет огромную пользу как государству, так и простым соотечественникам.

Может ли стать таким героем государственный чиновник? Вряд ли, поскольку в современном Узбекистане чиновники являются частью системы коррупции, а значит он заведомо не положительный герой. Можно ли таким героем нашего времени «назначить» бизнесмена? Тоже вряд ли, поскольку всем известно, что честно заниматься бизнесом в этой стране невозможно – необходимо «делиться» с чиновниками всех уровней. Разумеется, героем не может стать и гастарбайтер, приносящий пользу другому государству.

«И даже творческий деятель, будь то режиссер или писатель, если он не прославляет свою страну, а наоборот - вскрывает пороки общества, скорее всего не будет востребован, - считает собеседник «Ферганы». - Вот и выходит, что национального героя нашего времени в Узбекистане сегодня просто нет. Для его возникновения должна в корне измениться вся государственная система, имеющая сегодня форму кривого зеркала».

А пока исполняющий обязанности гендиректора «Узбеккино», назначенный на эту должность в декабре 2014 года, продолжает разваливать и без того дышащую на ладан киноиндустрию республики, частные студии по-прежнему снимают «индийское кино», а национальный герой, которого ищет президент Ислам Каримов, до сих пор не обнаружен.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»