Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Власти Ангрена: Обелиск павшим воинам снесен «из уважения к их памяти»

Власти Ангрена: Обелиск павшим воинам снесен «из уважения к их памяти»

В узбекском городе Ангрене на месте снесенного обелиска с фигурой солдата и надписью «Вечная слава воинам-ангренцам, павшим в боях за независимость нашей Родины» к 1 сентября 2015 года установят монумент «Символ мира». Об этом в своих письмах, адресованных протестующим жителям города, сообщают хокимият (администрация) Ташкентской области и мэр города Ангрена Ибрагимжон Рахманов. Снесенный обелиск возвышался в самом центре Ангрена с 1967 года и был уничтожен местными властями 19 марта, не дотянув два года до своего пятидесятилетнего юбилея и два месяца до празднования 70-летия Победы. Возмущенные разрушением памятника жители Ангрена собрали 185 подписей и 2 апреля отправили обращения в аппарат президента, кабинет министров, Генеральную прокуратуру Узбекистана, Уполномоченному Олий Мажлиса (парламента) республики по правам человека (Омбудсмену). Однако в органах власти утверждают, что демонтаж обелиска не является фактом его уничтожения.

Памятники подменили?

В своем обращении к высшему руководству Узбекистана ангренцы выразили протест и возмущение произошедшим, считая снос обелиска актом вандализма и надругательства над памятью погибших во Второй мировой войне граждан города, демонстративным пренебрежением общечеловеческими ценностями и унижением ветеранов войны и участников трудового фронта, живущих как в Ангрене, так и в Узбекистане в целом. Авторы письма потребовали установить конкретных лиц, по чьему распоряжению был уничтожен обелиск, привлечь их к ответственности, принести публичные извинения фронтовикам Ангрена и восстановить на прежнем месте обелиск павшим ангренцам с памятной надписью «Вечная слава воинам-ангренцам, павшим в боях за независимость нашей Родины».

На свое обращение жители Ангрена получили из хокимията Ташкентской области ответ за подписью первого заместителя хокима Усмона Рахимова. Приводим отрывок из него:

«Хокимиятом Ташкентской области была создана рабочая группа из представителей Главного управления по охране и использованию объектов культурного наследия, которая с выездом на место, то есть в Ангрен, изучила вопросы, связанные с памятниками культурного наследия в городе. Руководствуясь законом РУз. «Об охране и использовании объектов культурного наследия», статьями 12; 14; 16, актом от 2 апреля 2014 года №01-01/179, памятник «Неизвестному солдату» и другие памятники (не указано какие – прим. «Ферганы») были исключены из государственного кадастра.

4 марта 2015 года ангренский хокимият принял решение об исключении памятника «Неизвестному солдату» из кадастра и установлении на его месте памятника «Символ мира». Главное управление министерства культуры и спорта РУз. в отношении этого вопроса 13 апреля 2015 года приняло решение №01-01/202».


В ответе хокимията Ташкентской области обращают на себя внимание следующие моменты. В письме речь идет о памятнике «Неизвестному солдату», который был исключен из государственного кадастра. Но такого памятника в Ангрене нет. На основании решения о сносе памятника «Неизвестному солдату» был уничтожен обелиск «Вечная слава воинам-ангренцам, павшим в боях за независимость нашей Родины». То есть памятник с совершенно иным смыслом. Другой памятник. Это не что иное, как фальсификация.

Де-юре и де-факто

В статье 14 закона Узбекистана «Об охране и использовании объектов культурного наследия» сказано, что «исключение объекта материального культурного наследия из Государственного кадастра объектов материального культурного наследия осуществляется…, если объект полностью утрачен физически или утратил свою ценность в качестве объекта материального культурного наследия». Далее указано, что решение о таком исключении публикуется в средствах массовой информации.

Уничтоженный обелиск не был полностью утрачен физически, и на фотографиях это хорошо видно. Но в ремонте нуждался. Во время сноса спецтехника ломала его более часа, и обелиск не падал, что свидетельствует о крепости конструкции. То есть предыдущие утверждения властей о том, что своим состоянием обелиск угрожал безопасности прохожих и автотранспорту, не состоятельны. Значит, в соответствии с вышеуказанным законом памятник «утратил свою ценность в качестве объекта материального культурного наследия». Других причин для исключения из государственного кадастра закон не предполагает. Получается, что его уничтожение имеет идеологический характер и никак не связано с безопасностью граждан и градостроительством. Фигура солдата в советской военной форме и автоматом времен Великой Отечественной войны, действительно, не вписывается в политическую архитектуру современного Узбекистана.

Памятники несут в себе информацию о прошлом, ценностные смыслы той эпохи, в которую были установлены. Как социальный феномен они обеспечивают непрерывность в трансляции социально-значимой информации. Памятники являются элементами «социальной» памяти общества, через которые передаются определенные культурные образцы, нормы, традиции. Они представляют собой связующее звено между цивилизациями, общественными структурами и поколениями людей. Отношение к памятникам в значительной степени зависит от характера общественной системы и существующих в ее рамках мировоззренческих и идеологических установок.

В каких же СМИ в соответствии с законом было опубликовано решение об исключении обелиска из Государственного кадастра объектов материального культурного наследия?

В письме об этом ничего не сказано. Подобной публикации никто не видел. Наверное, потому что и публикации подобной не было, в чем усматривается явное нарушение закона. Получается, что ни областные, ни городские власти не считают нужным соблюдать закон и информировать общественность о своих решениях, принимаемых по общественно значимым вопросам. Тем самым, фактически сведено к нулю участие и влияние общественности на принятие таких решений. Ничего неизвестно и о проведении общественных обсуждений по сносу обелиска, которые предусматривает закон при решении градостроительных вопросов.

Градостроительный кодекс Узбекистана говорит о том, что власти районов и городов уполномочены регулярно информировать население о принимаемых решениях в области градостроительной деятельности (статья 20). Информирование граждан, органов самоуправления и общественных объединений о градостроительной деятельности осуществляется госструктурами через СМИ, а также посредством проведения общественных обсуждений, организации экспозиций и выставок (статья 10). Сохранение объектов культурного наследия имеет общественный интерес (статья 4). Основными требованиями градостроительной деятельности является сохранение объектов культурного наследия (статья 6). В населенных пунктах, где имеются объекты культурного наследия, устанавливаются границы зон охраны во избежание причинения вреда объектам культурного наследия, ухудшения их состояния и нарушения их целостности и сохранности (статья 7).

Демонтаж из уважения

Ответ, полученный жителями Ангрена от хокима города Ибрагимжона Рахманова, во многом похож на словесный каламбур с элементами отсутствия какой-либо логической последовательности. Он пишет, что «памятник нуждался в капитальной реконструкции и ремонте и не принять меры в данной ситуации является неуважением, безразличным отношением к памяти погибших воинов-ангренцев Второй мировой войны. …Демонтаж обелиска не является фактом сноса, уничтожения и, тем более, неуважения к памяти погибших воинов-ангренцев. ...Местный хокимият провел демонтаж обелиска, приняв решение о замене обелиска не единолично, а согласно заключению экспертной группы Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия при министерстве культуры и спорта Республики Узбекистан».

Иными словами, следуя логике изложенного, демонтаж обелиска оказался единственно возможным вариантом проявления уважения к памяти погибших ангренцев. Видимо, поэтому обращения жителей города в местный хокимият о восстановлении обелиска на протяжении двух лет игнорировались под видом обещаний провести ремонт. Если демонтаж обелиска не является фактом сноса и уничтожения, то где же обелиск? Его не перенесли в первозданном виде в другое место города, не построили новый, в лучшую сторону отличающийся от прежнего. К подобным нововведениям люди отнеслись бы с пониманием. Напротив, накануне 70-летнего юбилея Победы в ВОв на глазах горожан памятник был снесен, разломан на бесформенные фрагменты и на тракторной тележке вывезен на свалку. Подобная бесцеремонность и демонстративное неуважение к общепринятым ценностям и вызвало волну протеста в городе.

Далее Рахманов пишет, что «с момента установления памятника в 1967 году город Ангрен изменил свой облик, инфраструктуру. Проведение ряда мероприятий, например, таких как 9 мая «День памяти и почестей», приносил ряд неудобств для самих граждан и жителей Ангрена, так как находился на перекрестке дорог. В связи с чем было принято решение возвести памятник памяти и почестей в сквере, расположенном в парке города Ангрена. Памятник, который будет нести в себе идеологию и единый смысл – Память! Память о погибших за свою Родину, за свободу, за свой народ. …На сессии народных депутатов города Ангрена от 19 декабря 2014 года за №38 было принято решение об установлении монумента «Скорбящая мать» на бульваре «Вечного огня», памятника «Воинам-интернационалистам» и установления монумента «Символа мира», открытие которого планируется 1 сентября 2015 года в день Независимости Республики Узбекистан».

Комментируя вышеизложенное, следует отметить, что местоположение обелиска никоим образом не мешало жителям города каждое 9 мая возлагать цветы к его подножию. Красноречивым доказательством тому является тот факт, что 9 мая этого года цветы лежали даже на развалинах обелиска. Тем самым люди отдали дань памяти и уважения всем ветеранам Великой Отечественной войны и выразили очередной протест против уничтожения обелиска. К двум часам дня все цветы исчезли. Хотя у памятника, где проходило главное мероприятие празднования 9 мая, в огромном количестве цветы пролежали нетронутыми несколько дней.


9 Мая 2015 года. Цветы на месте снесенного памятника погибшим ангренцам. Фото © «Фергана.Ру»

Общественность отнеслась бы с пониманием, если на несколько часов торжественных мероприятий у обелиска движение автотранспорта было бы прекращено. Так, собственно, и было в прежние времена, когда колонна ветеранов торжественно шла по главной улице города, чтобы возложить цветы к обелиску. Ничто не мешало сохранить эту традицию до последнего живого ветерана в городе. Тем более что ограничивать движение автотранспорта во время проведения массовых мероприятий – обычная практика, в том числе и в Ангрене. Например, по случаю празднования «Дня независимости».

Хоким Ангрена пишет о решении возвести памятник в сквере города. Контекст написанного им позволяет думать, что в Ангрене построят новый памятник «памяти и почестей». Но в действительности произошло следующее: новый памятник никто строить и не собирается. У городского хокимията в годы независимости был построен памятник с надписями «Ты всегда в моих мыслях, родной» и «Этих людей мы помним и уважаем» (перевод с узбекского). После его строительства все праздничные мероприятия по случаю 9 мая и Дня защитников Отечества проводятся здесь, а не у обелиска воинам-ангренцам. В апреле этого года к уже существующему памятнику добавили барельеф «Скорбящей матери», и, убрав мраморную отделку, заменили её облицовочными алюминиевыми композитными панелями – алюкобондом. Мрамор, по всей видимости, решили использовать в более ответственном строительстве и его стоимостью частично компенсировать расходы на «Скорбящую мать». На том и закончилось «строительство памятника».

Уже понятно, что в городе не будет памятника погибшим ангренцам. Образно говоря, их уничтожили второй раз. Идейно чуждое требование протестующих жителей города проигнорировано. При этом ни областные, ни городские власти не сочли нужным извиниться перед ветеранами за снос обелиска.

Откуда деньги?

В городе Красногорске, находящемся в нескольких десятках километров от Ангрена, но административно относящемся к нему, осенью прошлого года также был снесен памятник герою Великой Отечественной войны и национальному герою Италии Федору Полетаеву. Монумент был установлен в городе в 1972 году. Хотелось бы узнать, откуда в городском и районном бюджете взялись деньги на уничтожение двух памятников, на строительство памятника «Символа мира» и установление «Скорбящей матери» к уже существующему памятнику?

Справка «Ферганы»: В настоящее время объектами культурного наследия в Узбекистане являются более 7.500 недвижимых памятников культуры (59% которых приходится на объекты археологического наследия), тысячи движимых объектов музеев, миллионы хранящихся в архивах документов.
В городе много лет нет чистой питьевой воды, девять месяцев в году нет горячей воды, половина домов в зимний период не отапливается, большая часть дорог в ужасном состоянии, люди ждут зарплату по четыре месяца. В свободной индустриальной зоне «Ангрен» строительство практически всех промышленных объектов осуществляется с участием иностранных инвесторов. Все говорит о том, что ни в стране, ни в городе собственных средств не хватает даже на первичные нужды. Но на войну с памятью средства есть.

Международное информационное агентство «Фергана»