Шухрат Аббасов : «Довести судьбы героев до трагического звучания»
Культурная жизнь столицы Узбекистана на этой неделе была ознаменована презентацией нового фильма «Дилор, Дилор… Дил ва Ор» («Дилор, Дилор… Душа и Честь») мэтра советского и узбекского кинематографа Шухрата Аббасова и его сына - кинорежиссера Назима Аббасова (автора известного фильма «Феллини»). Мероприятие, в котором приняли участие представители прессы и творческой интеллигенции, состоялось в Ташкенте 24 марта в одном из залов Дворца искусств им. А.Навои, по старинке называемого ташкентцами «Панорамным».
Накануне Шухрат Аббасов дал эксклюзивное видеоинтервью нашему изданию.
Действие картины разворачивается в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века в одной из живописнейших долин Узбекистана в предгорьях Ташкентской области. Это фильм о трагической судьбе простой сельской девушки по имени Дилором, на долю которой выпало немало испытаний: арест отца по «хлопковому делу», развернутому в Узбекистане московскими следователями Гдляном и Ивановым, смерть младшего брата, предательство любимого человека…
Дилором с младшей сестрой остаются одни, им приходится выживать в родном кишлаке. Тем временем Узбекистан обретает независимость и любящая свою землю героиня фильма становится фермером. Но здесь ей чинит препятствия человек, оклеветавший ее отца, исполненный черной, неукротимой, злобной энергии. Однако хрупкой девушке хватает сил и мужества противостоять этому злу.
Радостная весть о реабилитации и возвращении отца с сибирской каторги не приносит счастья в дом Дилором. На лесоповале отцу пробили голову, он потерял память: забыл свое прошлое, своих детей, родной язык.
Усилия сестер пробиться сквозь замутненное сознание отца тщетны и это подкашивает нашу героиню. Утратив последнюю надежду, на грани срыва Дилором бежит от своей судьбы - прочь из кишлака, прощаясь со своей землей… И на этом трагическом изломе происходит «чудо» – мучимый невыносимыми приступами головной боли, с трудом превозмогая ее, ценой невероятных усилий отец освобождается от внутреннего «плена», вновь обретает память…
На съемках фильма
«Предел, который мы себе очертили – создать образ положительного героя, образ человека нового времени, - говорит режиссер фильма Шухрат Аббасов. - Здесь две эпохи, когда героиня, образно говоря, находясь одной ногой в новой эпохе, не может «выдернуть» другую ногу из старой. Это сложный период перехода к капитализму – иные производственные и людские отношения. Наша героиня вступает в эту новую жизнь и остается человеком огромной души. Она прекрасный работник, потомственная дехканка, которая так и не смогла покинуть свою землю. Это чувство привязанности к Родине, к своей земле дорогого стоит. И делает она это не плакатно, а через страдания, через боль, через муки. Ее патриотизм выстрадан через огромные усилия, переживания, затраты душевных сил».
В главной роли – молодая актриса Государственного академического театра драмы Узбекистана им. Хамзы Шахло Темирова. По словам Шухрата Аббасова, она стала открытием для узбекского кино. Ее младшую сестру Нодиру играет не менее талантливая Зухра Тургунпулатова. Младшего брата Рашида – Сирожиддин Икромов.
Кадр из фильма
«У Шухрата Салиховича верный, острый, я бы сказал, орлиный глаз, и все актеры, подобранные им для фильма – хороши», - комментирует Назим Аббасов.
Примечательно, что в главных ролях в картине заняты два непрофессиональных актера. В фильме они - антиподы. Это борцы, чемпионы мира – Аъзам Шокиржонов (Турды, отец Дилором) и Хабибулла Низомов (Холмирза – отец Нормурода, возлюбленного Дилором). Нормурода, который мечется между своей любовью и предательством, из страха перед отцом женившись на нелюбимой, сыграл Акмал Назаров. В роли его соперника, великодушного весельчака Йигитали, по прозвищу «фокус-покус» – Еркин Бозоров.
«Мы с сыном впервые объединились в творческий союз, этого фильма не было бы без его поддержки, - продолжает Аббасов-старший. - Он нашел всю натуру вместе с художником Мирзахидом Мирахмедовым, замечательным оператором Султаном Мирзаахмедовым, планировал работу, был моей правой рукой. Работали мы душа в душу (смеется)».
Кадр из фильма
Говоря о сценарии с первоначальным названием «Тепло земли», автором которого является Зульфия Юлдошева, Аббасов отметил, что во время прочтения его сразу же заинтересовала судьба девушки. «Женские образы – матери, сестры, возлюбленные – вот что меня всегда очень трогает», - отмечает режиссер.
А поскольку целью было довести «судьбы этих трудящихся людей до большого трагического звучания», сценарий пришлось переработать, ввести параллельные сюжетные линии. Изменилось и название фильма, родившееся из нежно-шутливого рифмованного обращения к героине ее возлюбленного, поэтически обыгрывающего имя девушки: «Дилор, Дилор… Дил ва Ор», что в переводе звучит как «Дилор, Дилор… Душа и Честь».
Все это, в совокупности с великолепно подобранным актерским составом фильма, герои которого не играют, но живут на экране, с проникновенной драматургической музыкой Дмитрия Янов-Яновского, – оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя. Главное в фильме - это понятный всем язык настоящего кино, тот мощный посыл, который вложили в картину ее создатели.
Кадр из фильма
После утверждения фильма на худсовете было принято решение о его отправке на международные кинофорумы, для чего необходимо снабдить картину субтитрами на английском языке. Планируется также сделать субтитры на русском языке.
Премьера фильма состоится в Ташкенте 27 марта в 17.00 в Доме Кино и в 18.00 во Дворце искусств им. А. Навои.
Павел Кравец