Казахстан: Бытовое убийство снова спровоцировало погром. По национальному признаку?..
Фотографии с места событий предоставлены «Фергане» южно-казахстанскими журналистами, которые не могут опубликовать их в своих СМИ. Больше фото — в Галерее.Ферганы.Ру
Вечером 5 февраля в селе Бостандык Сарыагашского района Южно-Казахстанской области Казахстана произошли беспорядки, в результате которых было уничтожено более десятка автомобилей, разграблено и подожжено несколько домов. К счастью, как говорят в таких случаях, обошлось без жертв и пострадавших.
Известно о событиях стало уже утром следующего дня. Прошел слух, что целью агрессивной толпы из нескольких десятков человек было имущество, принадлежащее этническим таджикам, живущим в поселках Бостандык и Ынтымак в третьем поколении. Впрочем, краткий релиз, распространенный департаментом внутренних дел (ДВД) области 6-го февраля, о национальности погромщиков не упоминал ни словом.
По версии полиции, беспорядкам предшествовало убийство, по факту которого уже возбуждено уголовное дело. В ДВД заявили, что преступление носило бытовой характер, а его причиной, как предполагается, стали взаимные претензии «хозяйственного характера».
«Таджикские» села
Таджики появились в Южном Казахстане в 30-х годах XX века. Сегодня, по официальным оценкам, их в республике - более 60 тысяч. Минимум пять или семь тысяч проживают в примыкающих друг к другу этнически смешанных селах Бостандык и Ынтымак в Сарыагашском районе.
Кроме таджиков, тут есть казахи и русские, узбеки и татары, корейцы и турки. «Бостандык на девяносто процентов состоит из таджиков, Ынтымак - более чем на половину», - рассказывает нам местный житель Артур (имя изменено).
Сарыагашский район - чуть ли не самая солнечная и теплая точка Казахстана. Горные таджики, которых перевозила сюда Советская власть, расселялись на заболоченных, ранее не освоенных землях, которые за несколько десятилетий упорным трудом были превращены в цветущие сады и богатые огороды.
Сегодня Сарыагаш славится своими полями и теплицами, богатый урожай огурцов и помидоров с которых отправляется в центральный и северный Казахстан, а также в Россию. Работают в этих теплицах, преимущественно, таджики.
Убийство
Убийство, по предварительному заключению местной полиции, ставшее причиной беспорядков, произошло в ночь с третьего на четвертое февраля. Бездыханное тело тридцатилетнего Бахытжана Артыкова было обнаружено с ножевыми ранениями недалеко от поселка Бостандык. «Сразу стало известно, что в преступлении подозревается местный житель 1976 года рождения, этнический таджик Наумиддин Нарметов. Народ знал, что между ними были какие-то свои проблемы. Но никто не обращал внимания, даже не знали, кто и в чем из них виноват», - делятся своими мыслями жители села.
Ориентировка на предполагаемого убийцу
«Четвертого февраля убитого похоронили. На похоронах не было ничего необычного. Местные мусульмане хоронят молча, никаких митингов и криков не устраивают. Никто и не предполагал, что на следующий день начнутся настоящие погромы», - рассказывает Артур.
«Недоразумение»
Поначалу сотрудники полиции охарактеризовали случившееся в Бостандыке как «недоразумение» между таджиками и казахами. А аким (глава администрации) Сарыагашского района Букарбай Парманов в телефонном разговоре с корреспондентом Азаттыка и вовсе отверг информацию о беспорядках. Что же происходило в селе вечером 5-го февраля? Рассказывают местные жители.
«Вечером, часов около пяти, казахи двумя группами с разных сторон - человек по шестьдесят-восемьдесят - заехали на улицу, где произошло убийство, стали бить стекла в домах, в школу ворвались, детей пугали, камнями кидались. Потом сожгли около двадцати машин».
«Интересно, что в этот момент ни интернет, ни сотовая связь в Бостандыке не работали. За пятнадцать минут до того, как они приехали, средства связи были отключены. Потому мы физически не могли сообщить о начале погромов в милицию. Даже домашние телефоны были отключены».
«У них были бутылки с бензином. Таджики сразу попрятались по домам и не выходили, двери не открывали. Милиция приехала где-то только через час после начала беспорядков. Однако сразу остановить они ничего не смогли, или не захотели, не знаем. Они уговаривали толпу: идите домой, - но погромы продолжались».
Милиция нас бережёт?
«У нас на улице было мародерство - ограбили дома, вытащили вещи, украли у кого-то ценности, угнали или сожгли машину. Все происходящее было похоже на заговор между погромщиками и милицией. Даже когда они уже отходили, то все равно продолжали свои действия. Толку от пожарных и от милиции не было никакого».
«Сегодня (6-го февраля. - прим. ред.) приезжали люди из областного управления, аким области тоже был. Ходили, успокаивали людей. Но никаких следственных действий не ведется. Вот мы сидим и думаем — а будут ли наказаны виновные?»
«Из нашего аула очень многие уехали. Кто в Узбекистан - до границы всего два километра, другие в Шымкент отправились, к родственникам. В школе занятий пока не было, наверное, в ближайшие дни и не будет. На улицах аула вообще никого нет - как будто вымер Бостандык».
Информационная изоляция
С начала событий в Бостандыке власти Казахстана стремятся всем силами воспрепятствовать распространению независимой информации. Не успев появиться на сайте Азаттыка (казахской службы Радио Свобода), новость о беспорядках в Сарыагашском районе сразу же оказалась заблокированной.
Коллеги из веб-изданий Казахстана сообщили «Фергане», что работники прокуратуры и министерства информации звонят по редакциям сайтов и заставляют под угрозой вечной блокировки удалять видео и фотоматериалы, ограничившись только сведениями, предоставленными МВД.
Реакция властей как две капли воды похожа на ситуацию вокруг событий в Карамурте в августе прошлого года. Тогда через день после публикации статьи с подробным рассказом об антиузбекских беспорядках в Казахстане был полностью заблокирован и сайт агентства «Фергана». Он остается недоступным для читателей из Казахстана и по сей день.
Вопрос о том, почему власти стараются замолчать факты погромов по национальному признаку, остается открытым. А, может быть, чиновники не хотят расстраивать президента, которому приписывается одно из самых главных достижений современного Казахстана - пресловутое «межнациональное согласие»?