Доходное место: Ташкентская чиновница безнаказанно торгует народным образованием
Август – преддверие учебного года, время выхода педагогов из отпусков, период, когда многие учителя и воспитатели меняют работу, семьи, приехавшие на новое место жительства, устраивают своих детей в школы и детсады. Наверное, эту пору очень любит заведующая отделом народного образования Юнус-Абадского района Ташкента Максуда Адилова: такая хлебная пора. О том, что это означает, рассказывает в своем письме наш читатель, бывший учитель математики одной из школ узбекской столицы, который недавно был вынужден покинуть пределы Узбекистана, опасаясь за свою жизнь. Сейчас угрозы звучат в адрес его детей и родственников. Поэтому из соображений безопасности автора мы не называем его имени и фамилии. А письмо публикуем - в надежде, что на него обратят внимание правоохранительные органы Ташкента.
«Известно, что брать взятки запрещено законом. За это могут посадить в тюрьму. Максуда Садыковна Адилова взяток не берет - она их нагло и открыто вымогает, поручая черную работу по приему-передаче денег своим заместителям.
Возглавляя отдел народного образования Юнус-Абадского района Ташкента (в Узбекистане отделы народного образования сейчас называются отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования. - Прим. авт.), Максуда Садыковна обложила данью все подведомственные ей школы и детские сады. Можно сказать, сделала из них настоящую биржу денежных услуг. За каждый выделенный из бюджета миллион сумов ($1 равен 2336 сумов по официальному курсу или 3100 по реальному) надо «откатить» заведующей 15 процентов. Хочешь хороший аттестат своему чаду - заплати $300. Надо с области кого-то принять - нет проблем: заокеанские дензнаки помогут это сделать. Не посещает ребенок занятия - плати и все будет окей!
У Максуды Садыковны цены установлены на все. Тарифы гибкие. Например, должность заведующего детским садом стоит от $3000 до $5000. Чтобы стать директором школы, нужно заплатить ей не менее $3000. Устроиться на работу в школу или детсад - от $500. Принять ребенка в садик - от $300.
Всего в Юнус-Абадском районе Ташкента расположено около 80 общеобразовательных школ и 100 детских дошкольных учреждений, где работают сотни специалистов. Исходя из этого, можно вычислить сумму взяток: доход, по самым скромным оценкам, достигает $300 тысяч в год.
Система поборов, организованная Максудой Адиловой, функционирует уже давно. Об этом знают местные педагоги и воспитатели, но все безропотно молчат, боясь навлечь на себя гнев заведующей. Стоит кому-то открыть рот, как неминуемо следует наказание: в лучшем случае человек будет уволен «с волчьим билетом», в худшем - отправится в тюрьму по сфабрикованному обвинению.
Автор этого письма - педагог с 25-летним стажем, приехал в Ташкент из Каракалпакстана. Чтобы устроиться на работу в школу №58, заплатил $500 заместителю заведующей районо Мияссар Якубовой, которая на первой же встрече популярно разъяснила новичку правила, установленные Максудой Садыковной. Уже на следующее утро Якубова пересчитывала при новом учителе принесенные им в конверте деньги. Такую же сумму он отдал и за прием детей в школу.
Но эти моменты вызвали у него возмущение и не давали покоя. За помощью он обратился сначала в гороно, потом в министерство. Узнав об этом, директор школы вызвала его к себе и пригрозила, что он скоро окажется либо на улице, либо в тюрьме.
«Ты против кого попер, дурак! - кричала она. - О какой справедливости ты говоришь, опустись на землю, ты где живешь? Она [Адилова] на всех вас вместе с правительством наплевала! Чтобы духу твоего не было в Узбекистане».
Юнус-Абадское районо Максуда Садыковна возглавляет еще со времен КПСС (кто не помнит — это аббревиатура Коммунистической партии Советского Союза, окончательно развалившегося в 1991 году). Столько министров поменялось с тех пор, а она крепко сидит на своем месте. Министры сами опасаются этой дамы, потому что у нее есть мощный покровитель «наверху». И на пенсию махровая взяточница не думает уходить, хотя ей уже 65 лет. Знающие люди говорят, что она еще лет десять просидит в своем кресле.
Народное образование в Узбекистане называют в числе важнейших приоритетов. Ежегодно, по официальным данным, в эту сферу из государственного бюджета направляются огромные деньги. Тем циничнее выглядят поступки Максуды Адиловой и ей подобных чиновников, творящих беспредел».