Узбекистан: Памятник семье Шамахмудовых забыт и зарос травой
Фото с сайта Ganjafoto.ru и "Ферганы"
Вот уже шесть лет, как на площади перед дворцом «Истиклол», который ташкентцы продолжают называть дворцом «Дружбы народов», отсутствует некогда одна из самых почитаемых достопримечательностей узбекской столицы – памятник семье Шамахмудовых, спасшей в годы Великой Отечественной войны пятнадцать сирот разных национальностей и ставшей гордостью и символом милосердия и гуманизма узбекского народа.
Унесенные властью
Городские хозяйственники снесли монумент воровски, под покровом темноты, чему невольными свидетелями были лишь редкие прохожие да любители поздних прогулок.
Как рассказывают живущие поблизости люди, утром 12 апреля 2008 года, направляясь на работу, они остолбенели: на месте привычного символа «хлебного города» чернел квадрат свежевырытой земли, словно образовавшийся за ночь свежий могильный холмик. Но уже в считанные дни на этом месте была разбита солидная клумба с яркими цветами.
Позже выяснилось, что памятник отправлен властями Ташкента на окраину города: его установили рядом с постом ГАИ, за столичным вещевым рынком «Чиланзар буюм бозори» («Чиланзарский вещевой рынок», бывший «Ипподром»). Будто желая спрятать подальше от людских глаз.
Памятник на окраине Ташкента в апреле 2008 года. Фото © «Фергана»
Дружбу народов заменили на независимость
По сообщению ташкентского хокимията (администрации), подписанному тогдашним градоначальником Абдукаххаром Тухтаевым, перенос монумента с утратившим актуальность названием «Дружба народов» был вызван необходимостью переименования дворца искусств «Халклар дустлиги» («Дружба народов») в дворец «Истиклол» («Независимость»).
Вряд ли Тухтаев мог самостоятельно принять такое решение. Вероятно, монумент с «советским прошлым» не подходил под концепцию создания нового узбекского государства эпохи независимости. А значит, решили высокопоставленные чиновники, место ему на задворках – города и истории.
Однако замечено, что некоторые приезжающие в Узбекистан туристы, знакомые с историей этого монумента, стараются посетить сиротливо стоящий на обочине дороги памятник.
Тем не менее, как рассказали торговцы с «Ипподрома», если первое время памятник выглядел хорошо, а периодически на постаменте можно было даже видеть букетики цветов, то затем о нем практически забыли. Горожане не посещают его, поскольку добираться до него долго и неудобно, а представители власти, видимо, не имеют соответствующих инструкций. Рассказывают, что у одного из бронзовых изваяний, изображающих ребенка, по неизвестной причине отвалилась голова, и она пролежала у подножия памятника какое-то время…
Народная тропа к монументу практически заросла - вокруг постамента трава по пояс. Скосить бы ее, но, видимо, некому.
Памятник на окраине Ташкента в мае 2014 года. Фото © «Фергана»
Тихий подвиг
Создается впечатление, что власти Узбекистана делают все возможное для того, чтобы нынешнее поколение узбекской молодежи осталось в неведении по поводу великого подвига семьи кузнеца Шаахмеда Шамахмудова и его жены Бахрихон Акрамовой, хотя в советское время о них знали во всех уголках СССР.
В самом начале Великой Отечественной войны, когда в Среднюю Азию потянулись многочисленные составы с эвакуированными жителями европейской части Советского Союза, семья Шамахмудовых взяла на воспитание 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, татарка, еврейка, немка и казах.
«С началом войны Узбекистан принял более миллиона эвакуированных, в том числе более 200 тысяч детей, потерявших родителей. В республику вывозили целые детдома. Через детский эвакопункт на ташкентском вокзале каждые сутки проходило от 200 до 400 сирот», - сообщали газеты советского периода.
Дом Шаахмеда и Бахри стала маленьким уголком доброго «союза нерушимых» в хлебном городе Ташкенте. Глава этой интернациональной семьи был награжден орденом «Знак Почета», а Бахри-опа гордо носила ныне почти утратившее свою ценность и значение звание «Мать-героиня».
Семья Шамахмудовых. Бахри Акрамова (четвертая справа) и кузнец Шаахмед Шамахмудов (справа). Фото с сайта Mytashkent.uz
Шамахмудовы стали прототипами романа Рахмата Файзи «Его величество человек» и известных художественных кинолент «Ты не сирота», «Ленинградцы - дети мои». Уже в наше время режиссер Джасур Исхаков снял документальный фильм «Дети войны» - о непростых судьбах обездоленной детворы, вывезенной из блокадного Ленинграда.
Посвященный тихому подвигу Шамахмудовых монумент был установлен в Ташкенте 26 мая 1982 года (скульптор Д.Рябичев, архитекторы Л.Адамов и С.Адылов) и простоял на своем почетном месте почти 26 лет. Жители и гости Ташкента любили отдыхать и фотографироваться у расположенной в его центре скульптурной композиции, запечатлевшей кузнеца Шаахмеда и его супругу Бахрихон в окружении усыновленных ими детей.
Старожилы еще, должно быть, помнят, что раньше над скульптурной группой возвышались пять схваченных поверху кольцом высоких стел, на которых были отчеканены гербы 15 союзных республик, а само сооружение венчал герб СССР. После обретения Узбекистаном независимости «советские путы» в виде гербов на памятнике исчезли. Улица Шаахмеда Шамахмудова в 2010 году была переименована в улицу Тошкуча.
Практически все члены этой большой и дружной семьи – дети, внуки и правнуки Шамахмудовых - давно разъехались по разным странам и континентам.
Вспомнили, чтобы забыть?
В начале февраля в Ташкенте прошло мероприятие, посвященное 70-летию прорыва блокады Ленинграда. В нем наряду с детьми-блокадниками, ныне уже убеленными сединами, участвовало и немало чиновников, выступавших с благодарственными речами в адрес многострадальных детей войны.
«У всех глаза были на мокром месте, когда на встрече говорили о нас, измученных детях-нервах блокадного Ленинграда, и о тех, кто нас приютил и обогрел на узбекской земле, - говорит, вспоминая об этой волнительной встрече, один из участников мероприятия. – По себе знаю, как тяжело детям военного лихолетья вспоминать ужасы войны. Но меня словно током дернуло, когда кто-то из чиновников стал петь дифирамбы кузнецу Шаахмеду Шамахмудову и его жене, особо подчеркнув, что страна, мол, не забывает подвигов своих героев, и этой семье справедливо был поставлен памятник в Ташкенте. Это прозвучало очень цинично».
Бывший хоким (глава администрации) Ташкента Абдукаххар Тухтаев, подписавший распоряжение о переносе памятника «Дружбы народов», в настоящее время, по сведениям из надежных источников, находится в местах не столь отдаленных – наказан за свои дела «в особо крупных размерах».
Но за что и почему наказан монумент, свидетельствующий о гуманизме и милосердии узбекского народа?
Соб. инф.