Письма читателей: Ташкентский аэропорт — неприглядное «лицо» столицы Узбекистана
Международный аэропорт «Ташкент» - крупнейший воздушный транспортный узел центральноазиатского региона. В год через него проходит до трех миллионов пассажиров. Таковы официальные данные, приведенные на официальном веб-сайте аэропорта. Сколько пассажиров остается удовлетворены качеством обслуживания и процедурой паспортно-таможенного контроля, а сколько из них недовольных, неизвестно. К сожалению, данных каких-либо авторитетных исследований на этот счет нет. Но вот в своих письмах, присланных в редакцию «Ферганы», пассажиры гораздо чаще жалуются, чем хвалят «воздушную гавань» узбекской столицы.
Сегодня же, когда в аэропортах и подразделениях Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» («Узбекские авиалинии») проходят комплексные учения по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов, вылетающие из Ташкента и прилетающие в узбекскую столицу пассажиры столкнулись с еще большим ужесточением контроля, который и до сих пор был очень строгим.
Например, известно, что уже более двух лет провожающие и встречающие в Ташкентском аэропорту не могут не только войти в зал вылета или прилета, но даже не могут подойти к самому зданию аэропорта ближе, чем на сто метров. Причем, за это время не создано практически никаких условий для встречающих и провожающих, кроме нескольких скамеек под узким навесом. «И эти скамейки используются вовсе не для сидения. Люди встают на них, чтобы разглядеть в толпе своего родственника или друга, выходящего из зала прилета. Снег ли, дождь ли, в мороз и зной мы стоим на улице», - говорит один из встречающих.
В зал вылета пассажиров пропускают строго по одному, что уже само по себе создает нервозную обстановку, учитывая, что одновременно оформляется сразу несколько рейсов. Появились дополнительные сотрудники в милицейской форме и на прилете. Они проверяют паспорта прибывших пассажиров, которые уже прошли полный паспортный контроль у пограничников и таможенников. Милиционеры оправдывают свое присутствие и пристальное внимание необходимостью контролировать тех, кого депортировали из других стран. Однако, пассажиров, у которых в паспорте оказалась отметка о депортации, сортируют еще на паспортном контроле, после чего с ними вежливо беседуют сотрудники в штатском.
Некоторые пассажиры рассказывают, что милиционеры останавливали даже уже после того, как они покидали зону аэропорта - на предмет проверки багажа (!). Причем доказать, что ты уже прошел таможенный досмотр невозможно, так как таможенники не выдают на руки второй экземпляр декларации, хотя это предписано правилами.
Заметно ужесточился и сам таможенный контроль. Если раньше личному, то есть, «телесному» досмотру подвергались только те, кто вызывал подозрение слишком маленькой суммой валюты, указанной в декларации, то теперь на досмотр в комнаты 209 и 207 отправляют всех без исключения пассажиров. Причем, досмотру подвергают уже после того, как личные вещи проведены через рентгеновские сканеры просмотра багажа, и печать на декларацию проставлена.
В печально известных комнатах 207 (для мужчин) и 209 (для женщин) сотрудники тщательно ощупывают одежду, проверяют карманы, швы, обувь, вытряхивают содержимое сумочек и барсеток на предмет незадекларированных денег или золотых изделий. Без очереди пропускают пассажиров из зала ВИП, если там нет соответствующих сотрудников.
«Маммолог так не ощупывает молочную железу, как эти женщины в 209 комнате», возмущается пассажирка — женщина в возрасте, жительница Ташкента.
На прилёте таможенный досмотр тоже стал еще жестче. Примечательно, что в узбекских международных аэропортах нет никакой «зеленой зоны» для недекларируемого багажа, как в других странах. Тщательно просматривается весь багаж, особенно, у пассажиров с рейсов из азиатских и восточных стран: из Стамбула, Шаржи, Дели, Сеула... Здесь вскрывается практически каждая коробка или сумка, и тщательно пересчитывается количество рубашек, носков и т.д. Отметим, что для собственного пользования из несопредельных стран пассажир может ввезти вещей на сумму до одной тысячи долларов, а из сопредельных – всего на десять.
Очевидно, что безопасность полетов требует от работников аэропорта и силовиков бдительности. Но очень похоже, что все эти «меры безопасности», а по сути - искусственные барьеры для пассажиров - построены лишь для того, чтобы создать максимальную возможность для вымогательства и шантажа со стороны правоохранителей.
Уважаемые читатели! Пожалуйста, расскажите — приходилось ли вам сталкиваться в аэропорту Ташкента с фактами нарушения ваших прав, произволом со стороны милиции или сотрудников аэропорта. Ваши письма могут быть опубликованы на страницах нашего издания.