Вячеслав Ахунов: «Скажите мне, в чем я провинился?»
Фото и репродукции — из личного архива художника
Шестого марта в рамках нью-йоркской ежегодной выставки-ярмарки галерей современного искусства VOLTA будет представлена экспозиция работ известного ташкентского художника-диссидента Вячеслава Ахунова. Сейчас его же выставка проходит в Болонье. Один из фильмов Ахунова стал призером итальянского фонда, и теперь с помощью этой кинокартины будут лечить психических больных. В Киеве по эскизам Ахунова появился памятник «Слава героям майдана». А власти Узбекистана по-прежнему отказывают ему в выездной визе… Обо всем этом – в интервью с художником.
- Вячеслав, расскажите подробней о ваших текущих и будущих проектах.
- Суть выставки-ярмарки в Нью-Йорке VOLTA, которая пройдет с 6 по 9 марта, в том, что галереи со всего мира презентуют своих художников, каждая – одного, и через них другие галереи или коллекционеры приобретают выставляемые работы. Меня представляет миланская галерея Лауры Булиан (Laura Bulian Gallery), с которой я сотрудничаю.
Моя экспозиция называется «Линия партии». Мы знаем, что, начиная с Октябрьской революции, в Союзе существовала линия партия, и если ты от нее уклонялся, то автоматически становился врагом. И с тех пор у нас в Узбекистане ничего не изменилось, и здесь линию партии представляет президент, причем, являясь в одном лице всем-всем, только он один.
Нашу жизнь я показал в виде большой скульптуры «Дыши тихо» и серии маленьких графических работ: «Сиди тихо», «Живи тихо», «Стой тихо» и так далее.
А сейчас, начиная с 12 февраля, в городском Музее археологии города Болонья проходит выставка с моей экспозицией «Пустые постаменты». Дело в том, что в 1978 году я сделал серию рисунков: я взял со всего Союза памятники Ленину, но нарисовал их без Ленина в виде чертежной графики. Кроме меня из Центральной Азии в выставке участвуют казахстанские художники Ербол Мелдибеков и Саид Атабеков.
Эти же рисунки были опубликованы в моей книге дневниковых записей и рисунков, представленной в прошлом году на самой главной выставке современного искусства в мире, проводимой раз в пять лет, - «Documenta» в германском городе Касселе.
Эта книга стала частью большого проекта «Мозг искусства», состоящего из 100 книг величайших мыслителей, философов и художников XX века, включая, к примеру, Сальвадора Дали. Все они в экспозиции разложены таким образом, что если открыть обложку каждой из них, то мы увидим часть огромной фотографии главного выставочного павильона выставки.
- А что за памятник установлен в Киеве?
- Надо начать с того, что еще в декабре прошлого года я придумал художественный проект «Вечная слава не павшим героям», и с киевским художником Олегом Харчем мы этот мемориал из картонных коробок на майдане собрали. Тогда еще не было погибших, и на нашем памятнике были выведены имена всех ведущих художников современного искусства Украины.
Потом появились первые жертвы, и мы в январе вместо того памятника на улице Грушевского установили другой, также смонтированный из коробок, памятник «Слава героям майдана».
Потом мы решили сделать большой одноименный проект, к которому подключились другие киевские художники, которые стали собирать и приносить разные вещи с майдана: пробитые пулей очки, каски, фанерные щиты, флаги с баррикады, засохшие цветы. Были записаны пять часов звуков с майдана – выстрелы, голоса митингующих. И теперь мы ищем кураторов, с помощью которых мы всю эту большую инсталляцию показали бы по всей Европе.
- Что за фестиваль, на котором ваш фильм «Тупик» был удостоен приза? О чем этот фильм?
- Это не фестиваль. В Италии есть такой фонд «Art and Science Videoinsight®Foundation», который ежегодно присваивает премию «Videoinsight®Prize» какому-нибудь одному фильму, и в этом году в номинации «SOLUTION» ее получил мой фильм «Тупик», снятый в 2007 году.
Руководитель фонда Ребекка Руссо, психоаналитик и коллекционер, имеющая более чем 10-летний опыт клинического лечения людей через образы современного искусства в психиатрической больнице, решила приобрести этот фильм, поскольку, по ее мнению, мой фильм обладает большим количеством качеств, которые могут быть интерпретированы с психологической и психоаналитической точки зрения.
Фильм снят в старом городе, недалеко от моего дома. По сюжету, герои фильма, люди разных возрастов, ходят по улицам старого Ташкента и не могут найти выход, все время упираясь в тупики. Дело в том, что мы все сейчас, в Узбекистане особенно, находимся в положении тупика, из которого не можем найти выход. Это и в политике, и в экономике, и в образовании, и в отношениях друг с другом – куда не кинь взор, везде кризис.
Везде коррупция, необычайно высокий ее уровень, куда не пойди – везде плати, открыть бизнес, закрыть бизнес, пойти в армию – везде нужны деньги, суды не работают, экономика слабая, миллионы людей уезжают на заработки в другие страны, нет гражданского единства, национальной идеи…
- И вот на фоне всех ваших проектов уже мирового уровня вам не дают выездную визу. На какой стадии находится вопрос с получением этого разрешительного стикера?
- Я проиграл суд районный, затем месяц назад – городской. Сейчас мое дело находится на стадии рассмотрения председателя городского суда в надзорном порядке. И только после этого я смогу подать жалобу в Верховный суд, что и собираюсь сделать. Но, по их внутреннему хитрому положению, до трех лет они вправе не обосновывать, по какой причине отказано в выездной визе.
Я пытаюсь это выяснить, но судьи всякий раз ссылаются на некий секретный список. Я уже направил письма в Генпрокуратуру, в Республиканский ОВИР, МИД, МВД, омбудсмену. В конце концов, я получил ответ – о нецелесообразности моего выезда в дальнее зарубежье.
Я уже говорю, мне не нужен выезд, мне нужно узнать правду, за что меня наказывают таким образом. В законе о невыезде четко определены категории лиц, которым в визе отказывается: алиментщики, убийцы, находящиеся под следствием и судом, хранители гостайн, расхитители имущества и так далее. И я не попадаю ни под одну из этих категорий. Так за что? Но они ссылаются на свое право не говорить, за что. Если мне предъявят какие-то обвинения и через суд вынесут решение, что я виновен, пожалуйста, тогда я согласен. Но раз этого нет, я хочу добиться до конца, в чем я провинился.
- А сами-то вы как считаете, за что?
Я задавал им этот вопрос: может быть, за то, что во время стамбульской бьеннале в 2009 году я общался с Мухаммадом Салихом, за статьи про Гугушу, опубликованные в 2011 году, за это? Они молчат. Я не состою ни в каких партиях, в том числе и Салиха, в статьях я выразил свою личную точку зрения, и в Конституции отражено право граждан на свою точку зрения. Но суд без указки сверху не может вынести иное решение, потому что это система. В противном случае судью просто выкинут с работы.
Записал Сид Янышев
Международное информационное агентство «Фергана»