Стерилизация женщин в Узбекистане: Только открыто и добровольно?
Программа принудительной стерилизации женщин детородного возраста действует в Узбекистане с 1999 года, через эту процедуру уже прошли десятки тысяч женщин. Таковы результаты двухгодичного исследования, проведенного корреспондентом BBC Натальей Антелава (полный текст на английском языке здесь). В отличие от нашей коллеги, которая провела более пятидесяти интервью с врачами из разных регионов республики, репортерам «Ферганы» до последнего времени ни разу удавалось поговорить с тем или иным узбекским медицинским работником, знающим о проблеме не понаслышке.
И вот, наконец, такое интервью состоялось. О проблемах стерилизации женщин в Узбекистане нам рассказал врач-анестезиолог одной из клиник Ферганской области, через руки которого проходят десятки рожениц, нуждающихся в кесаревом сечении и прочих операциях, в том числе, и хирургической контрацепции. К сожалению, рассказ анонимен (по соображениям безопасности); более того, врач ответил только на те вопросы, на которые посчитал возможным ответить. Тем не менее, нам это интервью кажется интересным и заслуживающим внимания: не так часто из «закрытого» Узбекистана доносятся прямые свидетельства очевидцев.
На первый вопрос о самом существовании секретной программы стерилизации женщин, наличие которой категорически отрицает узбекский МИД, собеседник «Ферганы» сказал, что о секретной программе, ни он, ни его коллеги не слышали, а вот «информационные кампании» по контрацепции, в том числе, добровольной хирургической стерилизации (ДХС), нацеленные на снижение рождаемости, действительно проводятся. И медицинским работникам тут достается больше всех: на них свалилось много дополнительной, по сути, сверхурочной работы.
- Врачей-гинекологов обязали ходить по махаллям (жилым кварталам), проводить неоплачиваемые семинары по питанию, уходу, межродовым периодам, установке спиралей и так далее, уговаривать пройти добровольную стерилизацию тех, у кого, как минимум, более трех детей, а таких семей в Узбекистане немало, - рассказывает специалист. - Начальство дает им условный «план», типа - сколько сможете, столько и уговорите на ДХС. Впрочем, никаких репрессий в отношении врачей - вроде лишения премий, выговоров, увольнений - не бывает.
- Зачем этот «ликбез»?
- Проблема в том, что элементарная неинформированность населения является причиной незнания, что контрацепция и ДХС необходимы для планирования семьи. При этом методов избежать нежелательной беременности сегодня достаточно много – это и внутриматочные спирали (ВМС), гормональные инъекционные и оральные контрацептивы, презервативы. Стерилизация путем перевязки труб – хирургическая контрацепция – лишь один из таких методов, который используется исключительно по выбору самих женщин.
К сожалению, многие наши медики не вооружены необходимой методикой, нет наглядных пособий, учебных фильмов, оргтехники. Поэтому семинары-встречи с участием как минимум тридцати-пятидесяти женщин зачастую превращаются в «балаган», где врач, надрывая голосовые связки, пытается не столько «убедить», а хотя бы о чем-то проинформировать собравшихся.
Думаю, если бы врачи могли действительно эффективно проводить профилактические работы, то домыслов о некоей «секретной программе стерилизации» из-за искажения или отсутствия информации, было бы в разы меньше.
- При этом добровольная стерилизация все же проводится?
- Как анестезиолог, я уже не первый год работаю в системе родовспоможения. В одно из моих дежурств матери двух сыновей сделали «кесарево сечение» (у нее родилась дочь) и ей предложили перевязать трубы. В таких случаях, учитывая местный менталитет, помимо женщины, согласие берется и у ее мужа, или у свекрови, если супруга нет рядом.
Как правило, многодетные мамы сразу же соглашаются на добровольную хирургическую стерилизацию (ДХС), поскольку, плодя многочисленное потомство, семьям, где много детей, нелегко выживать в тяжелых социально-экономических условиях. Тем более что государство выдает пособия только на троих детей, даже если у вас их, скажем, одиннадцать. Не говоря уже о будущей пенсии, когда при ее начислении учитывается всего лишь один ребенок.
Утверждать же, что стерилизация делается без ведома самих женщин, на мой взгляд, явное преувеличение. Это операция, когда женщину необходимо элементарно подготовить: перед введением в наркоз она не должна есть как минимум 4-6 часов. А после операции – швы, боль.
- Возможно ли во время проведения кесарева сечения незаметно для пациентки перевязать трубы?
- Это исключено, поскольку в 95 % таких операций применяется спинальная (местная) анестезия и женщина находится в полном сознании. Наркоз же применяют при кровотечениях. Но и тогда хирургу не нужны лишние проблемы, никто не возьмет на себя ответственность делать стерилизацию без согласия оперируемой при родах женщины. К тому же, это можно всегда проверить ультразвуковой диагностикой, которая покажет места перевязки труб.
- Многие, по вашим словам, соглашаются на стерилизацию сразу, но ведь есть и те, кто не хочет?
- Бывает, от стерилизации отказываются женщины, имеющие даже по шесть-семь детей. Причины разные – в семье есть только дочери, но нет сына, или наоборот - одни мальчишки, а хочется, чтобы была и девочка.
При этом существуют и другие причины отказа, например, среднеазиатским цыганам-люли, зарабатывающим попрошайничеством, просто необходимо иметь большое количество детей, поэтому у их женщин животы находятся в постоянном «предродовом» ожидании.
- Тем не менее, есть случаи стерилизации женщин без их согласия, в сообщениях Би-Би-Си говорилось об удалении матки во время родов, о чем роженица узнала, по ее словам, лишь пройдя ультразвуковое обследование после открывшихся у нее кровотечений.
- Удаление матки делается исключительно по жизненным показаниям, например, когда при родах женщина может погибнуть от кровопотери. В этом случае принимается решение удалять матку, которая во время кровотечения буквально «сосет» из организма кровь как губка, и перевязывать крупные сосуды. Такая операция возможна лишь при наличии запасов крови и плазмы в клинике, поскольку матка как полый орган забирает с собой до литра крови, не считая кровопотерь во время операции.
Решение об операции принимает консилиум врачей, в состав которого в отдельных случаях входят представители отделов здравоохранения при хокимиятах (районных и городских адмнистрациях). Самим врачам проблемы ни к чему, потому что, если женщина, не дай бог, не выживет во время операции, врачей затаскают в прокуратуру. Даже если сами родственники погибшей при этом не будут иметь претензий. Таков закон.
Не могу судить о случае с той женщиной, возможно, было кровотечение, гипотония матки, да мало ли что, но поставить ее в известность врачи были просто обязаны.
Чаще всего, как и в других случаях, во время таких операций разрешение на удаление матки, как я уже говорил, спрашивают у мужа или свекрови, которые соглашаются, лишь бы спасти жизнь женщины. Ведь, если что, им придется отвечать перед ее родными. При этом бывает, мужья просят не сообщать женам об удалении детородного органа. Проходит время, жена не может рожать и, бывает, что муж с ведома своих же родственников заводит женщину на стороне, которая с успехом рожает ему детей. И таких случаев предостаточно.
- А как часто женщины сами хотят прекратить свои детородные функции?
- Иногда они просто устают рожать и после консультации у гинеколога соглашаются на стерилизацию. Есть случаи, когда жена делает это втайне от мужа, и если у супруга вдруг возникают вопросы, врач убеждает его, что, мол, была сделана «другая операция». Бывает, что и сами мужчины просят перевязать им семенные канатики. По их словам, «жена рожает и рожает» - боится делать операцию, или же хочет родить сына, дочь.
Но чаще случается наоборот. Когда врач пропагандирует контрацепцию или стерилизацию, вокруг женщины появляются многочисленные «советчики» - свекровь, муж, соседки, подруги. Они в один голос твердят, что «все это вредно» или, что «это не угодно богу». Правда, имамы говорят, что «плодить нищету – не меньший грех», - заключает собеседник.
- Сколько, на Ваш взгляд, в Узбекистане производится операций по стерилизации?
- ДХС делают приблизительно десяти процентам женщин с кесаревым сечением, тем, у кого было более двух операций. Статистикой по другим категориям женщин я не обладаю.
«Фергана» по традиции просит аудиторию нашего сайта рассказать, что о данной проблеме известно вам. Сталкивались ли вы или ваши родные со случаями принудительной стерилизации, что является прямым нарушением права женщин и семейных пар на продолжение рода? Есть ли среди читателей врачи, регулярно осуществляющие подобные операции? Комментарии и рассказы можно отправить в редакцию здесь.
Соб. инф.
Международное информационное агентство «Фергана»