Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: За освобождением Азиза Батукаева мог стоять президент?

29.10.2013 10:11 msk, МК-Азия (Бишкек)

Политика Кыргызстан Россия Криминал
Кыргызстан: За освобождением Азиза Батукаева мог стоять президент?

Бишкекская газета «МК-Азия» продолжает расследование странной истории с освобождением в Кыргызстане криминального авторитета Азиза Батукаева, при содействии киргизских властей переправленного на историческую родину - в Чечню. Бывший омбудсмен Киргизии Турсунбек Акун, имеющий к этому событию самое прямое отношение, был обвинен в том, что получил от родственников «вора в законе» грандиозную взятку. В сегодняшнем интервью изданию он утверждает, что за операцией по освобождению Батукаева может стоять сам Алмазбек Атамбаев.

* * *

История с заявлением родственниц криминального авторитета Азиза Батукаева о том, что Турсунбек Акун, будучи Омбудсменом, получил 100 тысяч долларов за содействие в освобождении их брата из мест заключения, получила продолжение. Сам Акун, как и следовало ожидать, открестился от всех обвинений, резонно заметив: если он получил названную сумму, не имея при этом реальных рычагов для того, чтобы выпустить «законника», сколько же взяли те, от кого напрямую зависело решение этого вопроса?

После публикации в прошлом номере «МК Азия» статьи «Хава Хамидова: Турсунбек Акун получил 100 тысяч долларов за освобождение Азиза Батукаева», экс-омбудсмен заявил, что собирается подать в суд на нашу газету.

— Вы обвинили меня в вымогательстве, — заявил Акун. — Готовьтесь к суду, на котором вы должны будете доказывать мою вину.

— Обвинение прозвучало из уст Хавы Хамидовой, так что ваши претензии можете предъявить ей, — пояснил я Акуну. — К тому же публикация не была однобокой: я взял у вас комментарий, отразил в статье вашу точку зрения на эти обвинения. Дело читателя выбирать, кому верить.

— Это сотрудники ГКНБ дали указание родственницам Батукаева сделать такое заявление, чтобы отвести подозрение от главных виновников. Ведь я 19 дней держал голодовку, требуя снять с должностей всех виноватых.

Пресс-служба «тайной жандармерии» в тот же день разослала по редакциям официальное сообщение, в котором говорилось, что «высказывания экс-омбудсмена Кыргызстана Турсунбека Акуна в ряде СМИ об организации ГКНБ интервью газете «МК-Азия»… являются надуманными, беспочвенными, безответственными и по сути клеветническими. ГКНБ КР официально заявляет, что к вышеуказанной статье отношения не имеет».

Не остались в стороне и парламентарии, которые решили попинать лежачего. Одним из них стал, конечно же, «арнамысовец» Турсунбай Бакир уулу, который испытывает к Акуну давнюю и сильную неприязнь (у них это взаимно). «Когда я говорил, что Акун сплетник, интриган и взяточник, то меня обвиняли меня в необъективности, а теперь об этом говорит ГКНБ», — написал депутат в своем Твиттере.

Другой «арнамысовец» — Нуркамиль Мадалиев — возмущался по поводу того, что «в деле по Батукаеву Генпрокуратура прислушалась не к официальным данным, а к информации в СМИ»: мол, почему главное надзорное ведомство, изучив материалы депутатской комиссии, ответило, что нарушений в деле освобождения Батукаева нет, а после публикации в газете информации о взятке в Генпрокуратуре заговорили о возбуждении уголовного дела.

— Как такое может быть? — спрашивал Мадалиев. — К официальным документам не прислушались, а к статье к газете прислушались!

* * *

С бывшим омбудсменом мы встретились в холле отеля «Хаятт». Он по-прежнему активно продолжает свою работу: принимает здесь людей, консультирует их, помогает составлять обращения и ходатайства в государственные органы. Рядом с ним находятся представители «Комитета по защите Турсунбека Акуна».

— Они готовят обращение в соответствующие структуры по факту моего незаконного снятия с должности.

Турсунбек Акунович посетовал, что журналисты в погоне за сенсацией не думают, что делают человеку больно.

— Мои жена и дети очень расстроились после публикации, — покачал головой Акун. — Если бы у меня были 100 тысяч долларов, разве бы я нуждался в финансах? У меня иногда нет денег даже на проезд, а вы пишете такие вещи…Почему вдруг батукаевские родственницы обратились именно в «МК-Азия», а не в другие издания?

—Во-первых, я часто пишу на криминальные темы, хорошо знаю эту среду. В нашей газете уже выходили статьи и про Батукаева, и про Кольбаева, и про других криминальных лидеров. Я проводил журналистское расследование, раскрывающее степень криминализации госорганов, итогом которого стала целая серия публикаций. Ранее брал интервью и у Яхи Батукаевой, так что мы с ней знакомы. Во-вторых, «МК Азия» все-таки российское издание, думаю, этот фактор тоже сыграл определенную роль: ведь Азиз Батукаев получил гражданство РФ.

— Но у меня все-таки есть сомнения. Я проведу свое общественное расследование и выясню, имеешь ли ты отношение к ГКНБ.

— Хорошо, желаю удачи. Но вы же не станете отрицать, что принимали активное участие в освобождении Батукаева? Судья Эрматов рассказал, что в день суда вы звонили ему и просили освободить криминального авторитета.

— Да, я ему звонил часов в 10 утра 9 апреля, в день освобождения Батукаева. Но это было совсем по другой причине. На суд не пускали моего уполномоченного представителя по Нарынской области Бакыта Рыспекова, тогда я позвонил судье. Я сказал: «Эй, Эрматов, ты чего не пускаешь моего представителя? Давай, пусти и рассмотри это дело в соответствии с законом, это скандальный вопрос. Батукаев тяжело болен, находится при смерти, и уже получал лечение в больнице. Его следовало бы выпустить». Эрматов говорит: «Тогда вы напишите мне об этом официальное ходатайство». Он меня провоцировал. Я ему говорю, что не успею доставить официальную бумагу, а он попросил отправить по факсу: мол, я обязательно учту ваше ходатайство. До этого у меня и в мыслях не было писать никакого обращения. Я за 15 минут написал и отправил ходатайство. А теперь меня выставляют крайним.

— Когда вы были омбудсменом, то ходатайствовали ли по вопросу освобождения других заключенных?

— Я написал более двух тысяч ходатайств в отношении разных людей. Их них были удовлетворены лишь 3-5%. Судьи не хотят принимать решения в соответствии с законом. Я ходатайствовал за многих, в т.ч. и за экс-министра соцзащиты Равшана Сабирова, экс-мэра столицы Наримана Тюлеев и др.

— На следующий день после освобождения вора в законе вы дали пресс-конференцию, на которой заявили, что Батукаева выпустили, чтобы он не умер в СИЗО: дескать, у него неизлечимая болезнь и жить ему осталось несколько дней. С чего вдруг?

— Меня подставил председатель ГКНБ Бусурманкул Табалдиев, в ту пору занимавший пост заведующего отделом обороны и безопасности президентского аппарата. Он позвонил мне и попросил дать пресс-конференцию, что Батукаева освободили: мол, сам президент об этом просит.

— А почему именно вас попросили об этом сообщить? Ведь есть более компетентные органы.

— Это я сейчас понимаю, что они решили меня подставить. А тогда Табалдиев стал говорить мне, что если заявление последует от правоохранительных органов, то в обществе появятся подозрения, что дело не чисто. Полагаю, что у него в кабинете собрались вице-премьер Шамиль Атаханов, глава МВД Зарылбек Рысалиев, генпрокурор Аида Салянова: они разыграли карту со мной, решали, через кого обнародовать нужное заявление и остановились на моей кандидатуре. Позже Салянова стала адвокатом Батукаева: она заявляла, что освобождение криминального авторитета проводилось в соответствии с законом. Но если так, то почему меня сняли с должности?

— И вы по просьбе Табалдиева дали пресс-конференцию?

— Да, но я бы и без его просьбы сделал такое заявление. Я же всегда открыт для журналистов: пусть спрашивают, я расскажу. Тем более, когда я вижу микрофон, становлюсь очень эмоциональным.

— Вряд ли заведующий отделом обратился бы к вам без «подсказки» сверху…

— Конечно, ему это поручил глава аппарата президента КР Данияр Нарынбаев.

— А Нарынбаев мог действовать самостоятельно, без указания президента?

— Я подозреваю, что не мог бы. Ведь все они прикрывались именем Атамбаева. Тем более, позже Табалдиев вдруг пошел на повышение: был всего лишь заведующим отделом, а стал председателем КГНБ. Это выглядит как поощрение за хорошо выполненную работу. Я на днях дам пресс-конференцию и расскажу, кто какую роль играл в освобождении Батукаева.

Улугбек Бабакулов

Статья вышла в газете «МК-Азия» во вторник, 29 октября 2013 года.