Никто в Узбекистане не заметил гибели шестилетнего ребенка на хлопковом поле
15 сентября 2013 года в кишлаке Нарчок Вабкентского района Бухарской области Узбекистана шестилетний ребенок погиб, задохнувшись под кипой хлопка. Мальчика 2007 года рождения, первоклассника, звали Амирбек Рахматов. 15 сентября он пошел не в школу, а на хлопковое поле - помогать матери. Решив отдохнуть, малыш залез в прицеп трактора и там заснул. Вечером, не заметив ребенка, сборщики закидали его хлопком.
Труп ребенка был обнаружен уже на хлопкопункте при разгрузке прицепа.
Сообщила об этом только узбекская служба Радио «Свобода» «Озодлик», офис которой располагается в Праге. Ни в одной газете или на новостном сайте в Узбекистане о гибели мальчика не было сказано ни слова.
Несчастный случай, скажете вы? Возможно. Однако подобное не было бы возможно, если бы человеческая жизнь в суверенном Узбекистане ценилась чуть выше.
Если бы на хлопковых грядках работали фермеры, а не студенты и бюджетники, которых сгоняют на поля сотнями тысяч ежегодно, не ребятишки из районных школ, у которых нет другого выхода, не кормящие матери, вынужденные брать с собой детей.
Такая практика зародилась в Советском Союзе, но после 1991 года в Узбекистане хлопок стал синонимом рабства, тотального унижения миллионов человек.
Прокуратура, говорят, открыла уголовное дело по поводу смерти шестилетнего мальчика. Его уже похоронили. Но его отец не смог проститься с сыном: он находится на заработках в России. «Гастарбайтер», как говорят в Москве.
«Озодлик» сообщает, что это уже третья жертва хлопковой кампании текущего года.
16 сентября в Кашкадарьинской области в драке погиб студент 4 курса исторического факультета Каршинского университета.
9 сентября студентка 2 курса Каршинского агропромышленного колледжа Мухлиса Ражабова погибла в поле от удара током: она хотела помыть ноги в арыке и для равновесия схватилась за железный штырь с освещением.
Но на поля все гонят и гонят, даже больных. Например, студент 3-го курса 2-го академического лицея г. Карши Бархаёт Тураев был отчислен за неявку на сбор по причине болезни. Мальчик страдает экземой рук, но ВКК не дала ему освобождения от хлопка, заявив : «Хлопок тебе действительно собирать нельзя. Однако, все равно поедешь и будешь выполнять другие работы».
Каждый год во время хлопковой кампании погибают десятки человек. Но узбекские СМИ не пишут об этом.
Зарубежные тоже.
Даниил Кислов
Международное информационное агентство «Фергана»