Посольский бизнес, или Кто продает сертификаты на возвращение в Узбекистан
Фото © Росбалт
В Санкт-Петербурге есть свое «Гольяново», называется - «Красное село», Центр временного содержания иностранных граждан, адрес - Кингиссепское шоссе, 53. Центр рассчитан на 176 человек. По официальным данным, которые приводит Фонтанка.Ру, в Питере и Ленинградской области находятся 250 тысяч нелегальных мигрантов, по неофициальным - около двух миллионов.
В преддверии саммита G20 в Красном селе, как говорят, наступил «аншлаг»: здесь уже пребывает более 300 человек. Сегодня в центре, по данным «Ферганы», живут 143 гражданина Узбекистана. «Фонтанка.Ру» приводит данные и по другим жителям Центра: 47 граждан Таджикистана, по шесть человек из Туркмении и Кыргызстана, по семь человек – из Азербайджана и Белоруссии, четверо – из Армении, пятеро – из Грузии, восемь украинцев, трое молдаван, двое казахов. Есть алжирец, египтянин, индус, пакистанец, камерунец, житель Кот д'Ивуара, трое граждан Конго, шестнадцать китайцев и двенадцать сирийцев...
По приблизительным подсчетам председателя Межрегионального центра образования мигрантов Максуда Абдужаббарова, содержание нелегального мигранта в Центре и его выдворение обходится российскому бюджету в 40-50 тысяч рублей в месяц.
Как стало известно «Фергане», многие граждане Узбекистана сидят в «Красном селе» не месяц и не два, а полгода и больше. Один человек - Хурсан Хасанов - находится там с мая 2012 года (!). Кто-то сидит с января или февраля 2013 года. И главная причина задержки - медленная работа посольства Узбекистана в России.
М.Абдужаббаров вывесил на своем сайте списки узбеков, ожидающих депортации в Центре.
Списки граждан Узбекистана, ожидающих депортации в «Красном селе». Фото с сайта Межрегионального центра образования мигрантов
«Фергану» заинтересовало, почему мигранты сидят в ожидании депортации так долго. Мы расспросили граждан Узбекистана, их родственников, - и оказалось, что основная проблема, по их мнению, - в медленной работе посольства.
Чтобы депортировать мигранта, оказавшегося в Центре без документов, необходимо получить в посольстве сертификат на возвращение в Узбекистан. Для получения такого документа человек должен предоставить заполненную анкету, четыре фотографии и копию паспорта или справку из РОВД (районного отдела внутренних дел) по месту прописки в Узбекистане.
Если сертификат будет оформляться официально, с помощью ФМС, то на это уходит несколько месяцев. Как объяснили в посольстве, запрос в РОВД идет месяц, обратно - примерно столько же. О том, что для получения подобной информации можно использовать телефон или электронную почту, в посольстве не догадываются. Учтем еще, что вся переписка идет через «Почту России», поэтому то, что какие-то документы все же приходят, можно считать серьезной и неожиданной победой.
А люди - что люди? Пусть живут в Центре для нелегалов, у них там трехразовое питание и туалеты. Курорт.
Конечно, в этой ситуации возникают посредники, которые за хорошие деньги готовы сделать задержанным сертификаты на возвращение. Документы из РОВД или копию узбекского паспорта дают посреднику сами родственники, которые достают эти бумаги по своим каналам. После этого, если посредник «настоящий», то сертификат можно получить в течение недели.
У «Ферганы» есть серьезные подозрения, что в «сертификатном бизнесе» участвуют консульские отделы посольства Узбекистана, потому что документы выдаются подлинные. Источник «Ферганы» рассказал, что посольство работает только с определенными посредниками, их - один-два на регион. В зависимости от того, сколько человек участвуют в «цепочке», цена сертификата колеблется от шести до десяти тысяч рублей (при официальной цене сертификата около 1000 рублей, из них 660 - консульский сбор).
В посольстве Узбекистана знают, что люди по четыре-шесть месяцев сидят в «Красном селе» в ожидании документов. Представители посольства приезжали зимой в Центр - но никакого ускорения в процессе получения сертификатов не наблюдается, а значит, дипломатов все устраивает.
Но бывают и совершенно абсурдные случаи, которые явно демонстрируют отношение посольства к гражданам республики. Так, Максуд Абдужаббаров рассказал, что в «Красном селе» с декабря прошлого года содержится гражданин Узбекистана, некий Яхъяев. Когда его задерживали (без документов), то в постановлении суда об административном правонарушении записали его как Юсуфа Яхъяева, 1964 года рождения. Когда же Яхъяеву сделали сертификат о возвращении, то в нем он записан как Иманкул Яхъяев, 1966 года рождения. Почему возникла такая путаница - то ли Яхъяев наврал при задержании, то ли его неверно расслышали, - непонятно. Однако до сих пор Иманкул Яхъяев не может вернуться домой.
Всем плевать.
Обращение в суд по поводу путаницы в документах гражданина Узбекистана Яхъяева. Фото с сайта Межрегионального центра образования мигрантов.
Сейчас, когда все громче слышны разговоры о том, как дорого обходится российскому бюджету содержание и депортация нелегалов, нам кажется нелишним напомнить о саботаже со стороны узбекского посольства, которое усугубляет бесправное положение мигрантов, и без того загнанных в угол.