Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Велосипедные» проблемы в Узбекистане: «Безопасность» Каримова или очередной отъем прибыльного бизнеса?

28.04.2013 22:33 msk, Д.Кислов

Законы Узбекистан Общество Спорт
«Велосипедные» проблемы в Узбекистане: «Безопасность» Каримова или очередной отъем прибыльного бизнеса?

«Велосипедные» проблемы в Узбекистане, о которых заговорили в последнее время, возникли по нескольким причинам. С одной стороны, это — всемирная мода на велосипед, не обошедшая республику стороной. С другой - бурный и неуправляемый рост велопрокатного бизнеса, в погоне за быстрыми деньгами всячески нарушающего закон. Прибавим к этому неизбывную паранойю власти, запрещающей все и вся, а также особенности «местного менталитета», воспринимающего велосипед скорее как беззаботную игрушку, чем как транспортное средство. Обо всем этом нам рассказали люди, хорошо знакомые с ситуацией.

Первый наш собеседник - Алишер (имя изменено), велосипедист, активист узбекистанского велодвижения.

- Почему у ташкентских велосипедистов вообще возникли эти проблемы?

- Первая основная причина таких «гонений» — пресловутая «безопасность главы государства». Так называемая «президентская трасса» в Ташкенте (см., в частности, эту статью. - прим. ред.) - самая хорошая и чуть ли не единственная нормальная в городе дорога. И когда президент по ней проезжает — все буквально стоят на ушах. А велосипедисты бывают разные — и дисциплинированные, и не очень. Последние — это те, кто собираются толпой и едут как настоящее стадо баранов.

- Какую опасность велосипедист представляет для президента?

- Велосипедистов очень тяжело контролировать, они могут выскочить из переулка. И участок ведь не маленький. Насколько я осведомлен, на первом месте по опасности для правительственного кортежа стоят животные — коровы, ослы, овцы. Стоит им появиться на трассе перед эскортом — их тотчас устраняют. На втором месте — велосипедисты.

- В охране президента боятся, что велосипедист может бросить бомбу?

- Типа того, да. Ну, вообще, наверное, у них есть какие-то свои инструкции. Например, в ташкентском Сквере возле памятника Амиру Темуру кататься вообще запрещено.

bomond.uz

Велосипедисты в Ташкенте, возле памятника Амиру Темуру. Фото с веб-сайта Bomond.uz

- Милиция рассказывает, что много дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов, это правда?

- Не думаю. Однако, в связи с тем, что в последнее время развелось много прокатных контор, которые работают без оглядки на закон, выдают транспортные средства лицам моложе восемнадцати лет и нетрезвы — такая тенденция может иметь место. Для того, чтобы переманить клиентов у других прокатчиков, многие стали давать велосипеды даже детям — десяти, двенадцатилетним.

- Насколько серьезный этот бизнес в Узбекистане? Неужели в обществе есть такой активный интерес к велосипеду?

- Даже владельцы автомоек держат у себя пару-тройку велосипедов. Пока клиенту моют машину и ему нечего делать — дают покататься. Вообще Узбекистан - «голодный» на это дело. Ведь хороший велосипед стоит очень дорого, а дешевые китайские люди уже брать не хотят. А в прокате можно взять хороший велосипед и всего за десять долларов в сутки покататься. Или полтора-два доллара за час.

bomond.uz

С некоторых пор велосипеды в Узбекистане стали очень популярны. Фото «В Контакте»

В прошлом году велопрокат как сегмент бизнеса был признан самым лучшим, самым быстро развивающимся малым бизнесом в республике. Далеко не последние люди во власти — очень многие сели на велосипед. Пришло осознание того, что на ишаке типа «Нексии» далеко не уедешь. Многие озаботились своим здоровьем, перестали есть плов по утрам и сели на велосипеды.

- Может быть, проблема во взаимоотношениях велосипедистов с властью в том, что на дорогах в городах страны нет специальных, приспособленных для велосипедов полос движения?

- К сожалению, это не спасет положение. Нарушения будут продолжаться до тех пор, пока сами «катальщики» не начнут соблюдать правила. А милиция будет хватать всех подряд, потому что иначе бороться с нарушителями правил она не умеет. В результате страдают и законопослушные велосипедисты.

Другой наш собеседник - бизнесмен, занимающийся поставками велосипедов в Узбекистан. По словам Марата (имя изменено), при завозе велосипедом в страну стоимость товара существенно занижается. В результате государство теряет доходы в виде налогов (хотя сами таможенники берут весомые взятки).

- На импорте, а также торговле велосипедами и запчастями к ним наживаются предприимчивые торговцы, имеющие нужные связи в «верхах». После того, как в Ташкенте «хлопнули» одних велопрокатчиков, другие продолжают процветать лучше прежнего. Судите сами: велосипед, заводская цена которого - минимум 200 долларов, по документам при «растаможке» проходит как тридцатидолларовый. Следовательно, коммерсант платит за него чуть больше десяти долларов таможенных платежей и от пятидесяти до ста долларов - взятку таможеннику. Потом его выставляют в продажу по цене в 500-700 долларов. Представляете - какая прибыль? С этой прибыли они платят взятки еще и «своим» налоговикам, которые закроют глаза на любые нарушения.

- «Процветают» те, кто успел договориться с «верхами»?

- Я не исключаю того, что за всем этим процессом изначально стоит кто-то из влиятельных, близких к власти, людей. Может быть, они хотят все прикарманить и сделать контору наподобие «УзВелоПрокат. Ltd»? Посадят своего пузатого дядю и будут под видом государственной программы делать деньги.

В самом деле, может быть, в Узбекистане просто происходит отъем прибыльного бизнеса? Многие ранее успешные спортивные магазины и велопрокатные организации закрылись и покинули Ташкент. Это же, к примеру, случилось и со знаменитой компанией Limpopo (Velosiped.Uz) - родоначальником узбекистанского велопроката, на веб-сайте которой уже несколько месяцев висит заставка «Мы на каникулах».

Эта компания разгромлена полностью, другие начинают постепенно открываться. Несмотря на то, что никто пока не видел никакого правительственного постановления или указа на сей счет, велопрокатные фирмы принуждают официально регистрироваться в государственной автоинспекции. При этом снова берут с них взятки, и, по словам наших источников, не маленькие.

А вот вам пример Казахстана, где нет никаких проблем, подобных узбекистанским. Более того, аким (глава администрации Алма-Аты) Ахметжан Есимов всячески популяризирует двухколесный спорт и лично открывает велосипедные пробеги каждую осень и весну.

Велопробег в Алматы

Велопробег в Алматы осенью 2012 года. Фото с вебсайта Astanafans.com

В отличие от своих узбекских коллег, власти Казахстана понимают, что велосипедный досуг переживает сегодня во всем мире свое второе рождение. Это и серьезный спорт, и развлечение, и экономичный транспорт, и забота о здоровье, да и помощь окружающей среде.

Тем временем в Узбекистане процветают лишь запретительные меры. «На мотоциклах в Ташкенте можно ездить лишь по весьма ограниченному количеству автодорог. Часть магистральных трасс в городе либо закрыли для сквозного автомобильного движения, либо заблокировали вообще, высадив деревья на месте дорожного покрытия. Отдельные участки центральных дорог обнесены чугунной решеткой. Обрублены магистральные путепроводы, соединяющие отдаленные районы столицы с центром. Автомобилистам приходится мотаться в объезд, наматывая дополнительные километры и сжигая топливо. Плюс тысячи произвольно расставленных дорожных знаков, запрещающих остановку или стоянку автомобилей. Плюс несметное количество пристрастных сотрудников ГУБДД взамен обещанных еще двадцать лет назад беспристрастных камер наружного наблюдения, - пишет популярный ташкентский веб-сайт Uzmetronom. - Читая, с какими препонами сталкиваются велосипедисты, пытающиеся передвигаться по Ташкенту, приходишь к выводу, что еще немного - и для жителей столицы Узбекистана разработают специальные правила, предполагающие пешее передвижение строем, в колонну по два и только в сопровождении сотрудников милиции со служебными собаками».

Подготовил Д.Кислов

Международное информационное агентство «Фергана»