Узбекистан: Советская «шапка» для американского автомобиля
В течение последних пятнадцати лет власти Узбекистана ведут агрессивную протекционистскую политику, направленную, по их словам, на защиту интересов «отечественного производителя». Эта политика выражается не только в запредельных ставках акцизных налогов на импорт, но и в целом ряде негласных мер, направленных на ограничение деятельности иностранных поставщиков и компаний.
Ограничения конвертации национальной валюты, непомерно жесткое и забюрократизированное регулирование внешнеэкономической деятельности, чрезмерное прямое вмешательство государства в текущую хозяйственную жизнь зачастую объясняются заботой чиновников об интересах государства. Однако на самом деле власти руководствуются исключительно коррупционными мотивами. Одной из иллюстраций этого является система продаж легковых автомобилей, выпускаемых монопольным производителем – компанией General Motors Uzbekistan.
Доступ иностранных автомобилей на рынок Узбекистана серьезно ограничен. Таможенные платежи, которые включают в себя акцизный налог, привели к тому, что подавляющее большинство легковых автомобилей на узбекских дорогах составляют автомобили Chevrolet, собираемые в Узбекистане. Для деятельности совместного узбекско-американского предприятия GM UZ созданы самые льготные условия, которые включают в себя практически полное освобождение от всех видов налогов и большей части таможенных платежей. Кроме того, под поставку комплектующих, из которых собираются готовые автомобили, предоставляется приоритетная конвертация. И, наконец, легковые автомобили производства GM UZ – практически единственный вид товара, произведенного в Узбекистане, который разрешено продавать внутри республики за иностранную валюту, а именно за доллары США.
Список невероятных конкурентных преимуществ, предоставленных единственному производителю, не исчерпывается только вышеперечисленными мерами. Старые иномарки не могут пройти ежегодный технический осмотр - и тем самым их владельцев принуждают к приобретению новых легковых автомобилей от Chevrolet, поскольку никакой альтернативы просто нет.
Однако даже в том случае, если потенциальному покупателю удалось накопить определенную сумму, предназначенную для покупки вожделенного автомобиля, просто так прийти в автосалон и приобрести автомобиль он не может. Недорогие модификации Chevrolet, пользующиеся повышенным спросом, а также популярные в провинции и сельской местности автомобили DAMAS можно приобрести либо за иностранную валюту, либо выстояв длинную очередь.
Срок ожидания, в некоторых случаях, может превысить один год. При этом покупатель должен внести существенную предоплату, но даже это не может его застраховать от повышения цен, которое происходит, как минимум, раз в год. Избежать долгого ожидания можно, дав взятку прямо в автосалоне. Кроме того, если покупатель хочет получить автомобиль желаемого цвета, во многих случаях без взятки не обойдется.
Официальная маржа автодилеров, которая составляет 2% от стоимости автомобиля, отнюдь не является основным источником их дохода. Искусственно созданный дефицит автомобилей является благоприятной почвой для коррупции, и часть «черного нала», полученного автодилерами, передается «наверх».
Любопытна схема реализации легковых автомобилей Chevrolet юридическим лицам в Узбекистане. Он не так проста. Для покупки автомобиля по безналичному расчету юридическое лицо должно получить разрешение Ассоциации «Узавтосаноат» (Узавтопром), представив туда пакет документов. Но даже если удается получить разрешение, в автосалоне могут сказать, что автомобиля нет в свободной продаже. Решить все вопросы можно за взятку от 1000 до 4000 долларов США, в зависимости от конкретной марки автомобиля.
Между Российской Федерацией и Узбекистаном заключено особое межправительственное соглашение, которое на двусторонней основе предусматривает взаимные поставки автомобилей. Почему-то это якобы льготное для российских автопроизводителей соглашение касается только автомобилей, производимых АвтоВАЗом, хотя в России имеются автомобильные заводы других производителей, например, FORD, который выпускает легковые автомобили - того же класса, что и Chevrolet в Узбекистане. Но даже несмотря на такое куцее соглашение, российские автомобили, производимые тем же АвтоВАЗом, приобрести в Узбекистане весьма сложно. Отсутствие конвертации под поставку этих автомобилей и проблемы с таможней представляют собой практически непреодолимые препятствия для российского автомобильного экспорта.
Не секрет, что основным источником денежных средств, направляемых на приобретение в Узбекистане автомобилей Chevrolet, являются заработки узбекских мигрантов в России. И в то же время российские власти открывают зеленую дорогу автомобилям, собираемым в Узбекистане, в отсутствие аналогичного благоприятного режима в отношении автомобилей собственного производства. Очевидно, что поддерживая заведомо невыгодные соглашения с Узбекистаном, российские власти действуют в ущерб собственным производителям. И это неудивительно, принимая во внимание, что коррупция и коррупционное поведение характерны и для российских чиновников, принимающих нужные решения.
Немногочисленные представители американского собственника GM UZ, работающие в Узбекистане, без сомнения, в курсе «шалостей» своих узбекских партнеров — по сути, организованной системы коррупции, связанной с продажами легковых автомобилей. Но они предпочитают закрывать глаза, потому что бизнес превыше всего. Они понимают, что беспрецедентно льготные условия для их компании в Узбекистане не могут длиться вечно. К тому же конкуренция в мировом автопроме зашкаливает, а основные резервы роста продаж имеются, в основном, на развивающихся рынках. Кроме того, на необычные преимущества деятельности GM в одной, отдельно взятой стране, могут обратить внимание конкуренты, в том числе и другие компании из Соединенных Штатов.
Хочется также отметить, что складывающаяся распределительная система в Узбекистане поразительно напоминает советскую. Повсеместный дефицит в сочетании со всеобъемлющей коррупцией были весьма характерными чертами экономической жизни Советского Союза, начиная с 60-х годов до момента его краха. Надеюсь, Узбекистан не последует той же дорогой.
Максим Бейлис («Фергана.Ру»)
Международное информационное агентство «Фергана»