Агония Ислама: Президент Узбекистана Каримов загнал в исторический тупик себя и свою страну
Фото: Александр Астафьев
Оставаясь у власти вот уже почти четверть века, Ислам Каримов давно пережил свой человеческий и политический пик. В день его 75-летия не поймешь: то ли он в самом деле жесточайший диктатор современности, то ли бутафорская и бесполезная персона, от которой в стране ничего уже не зависит. Член КПСС с 1964 года и первый президент независимого Узбекистана как политическая фигура буквально соткан из противоречий, а эпоха его правления останется в истории азиатской республики как время самых радужных надежд и самых горьких разочарований.
Сегодня Каримов — самый старый президент на пространстве СНГ и один из двух оставшихся на высшем государственном посту реликтов советской эпохи. Наряду с лидером Казахстана Назарбаевым он правит своей страной с 1989 года, когда его избрали первым секретарем узбекского ЦК. Считается, что он был креатурой Михаила Горбачева. Но практически сразу после распада Союза вчерашний коммунист Каримов понял: чтобы удержаться наверху, горбачевскую гласность надо поскорее заткнуть, а свободно разгуливающих по площадям политических оппонентов уничтожить. Итог: лидеров оппозиции в Узбекистане нет уже лет пятнадцать — все они либо в тюрьме, либо в изгнании.
РИА Новости
Конечно, далеко не все, что построено или разрушено сегодня в Узбекистане, сделано руками Каримова. Но вся ответственность все равно лежит на нем. Ведь это именно он — задолго до Путина — выстроил свою «вертикаль власти», а по сути — модель произвола над населением и манипулирования законами.
Как любой единоличный начальник, Каримов застенчиво наслаждается своей уникальностью. Опасаясь сравнений с Туркменбаши и обвинений в культе личности, он неоднократно просил журналистов и раболепных чиновников не слишком усердствовать в его восхвалении. Результат: все успехи в стране все равно достигаются лишь «под чутким руководством президента», а мудрость и актуальность его изречений обильно изливаются с газетных полос.
Каримов — пожизненный президент и фактический глава правительства, а его марионеточный парламент принимает только те решения, которые лидер страны подпишет с большим удовольствием. Но, к сожалению (или к счастью) для узбеков, власть Каримова так же абсолютна, как и... ничтожна.
Все годы начиная с момента обретения независимости Ислам Каримов яростно плевался в сторону СССР и страстно призывал избавиться от ненавистного «колониального» прошлого. Но «совка» в его риторике и манере правления много больше, чем у Путина с Назарбаевым, вместе взятых.
С самых первых дней своего правления Каримов ратовал за скорейший переход страны к рыночной экономике, который до сих пор так и не состоялся: он — бывший председатель Госплана республики, поэтому Узбекистан сегодня — единственная постсоветская страна, где иностранную валюту можно купить только на черном рынке, а урожай хлопка с фермерских полей под присмотром полиции собирают дети, врачи и учителя.
«Межнациональное согласие», к которому взывал Каримов, обернулось массовым отъездом русскоязычных, без которых встали фабрики и заводы, перестала течь вода из крана и ввинчиваться лампочки. Каримова часто хвалят за то, что он якобы не допустил гражданской войны, как в Таджикистане. Но в недалеком будущем благодаря именно его стараниям страна грозит стать полем битвы пострашнее, чем Сирия. Ведь пока одни копят ненависть к режиму, другие служат ему за хорошую плату и, как сторонники Асада, в случае чего не сдадутся без боя.
«Узбекистан никогда не будет ни от кого зависеть» — так называется одно из произведений Каримова, включенных в программу школ и вузов. И это говорит геополитический флюгер, готовый легко продаться тому, кто защитит его личную власть и обеспечит «стабильность». Прямой результат его «независимости» — обнищавшая страна, не способная прокормить себя самостоятельно и вынужденная зарабатывать бесправный мигрантский хлеб в России. Чем «стабильнее» Узбекистан, тем острее его ссоры с соседями по Средней Азии, а на границах с Киргизией и Таджикистаном сегодня и вовсе стреляют, берут заложников.
Каримова считают борцом с «угрозой терроризма» и «исламского экстремизма». Это правда: исламистом и экстремистом в Узбекистане сегодня называют любого несговорчивого с властями мусульманина. Тюрьма «Жаслык», предназначенная для «политических» и «религиозников», разделяет славу Освенцима с одной-единственной разницей: здесь пожарче. Поэтому от страха попасть за решетку тысячи узбекских «террористов»-беженцев устремились в Европу, где почему-то больше никому не угрожают.
Президента Узбекистана зовут Исламом, но ислам, кроме подконтрольного власти, в стране практически невозможен. С другой стороны, в отсутствие политической оппозиции забитый и необразованный народ если и способен подняться на бунт, то только под зеленым знаменем.
Чтобы распознать планы Каримова, надо переводить его речи с точностью до наоборот. Когда президент объявляет новый год Годом пожилых людей, у пенсионеров отнимают пенсии и инвалидность. Наступает Год молодежи — копи больше денег на платный вуз. Наступивший, 2013-й у них, кажется, стал Годом благоденствия и процветания. Это значит, что за рубеж отправится еще больше гастарбайтеров, и так уже пополняющих бюджет страны на полмиллиарда долларов ежемесячно?
Каримову все время нужны деньги. Поэтому каждый год узбекский президент издает все новые и новые указы о льготах для иностранного капитала. Наверное, именно поэтому зачастую инвесторов в Узбекистане кидают. Стоит им вложить какие-то средства и начать получать прибыль, их доходы под любым благовидным предлогом передаются государству. Так уже случилось со многими американскими, английскими, российскими и казахстанскими компаниями.
Каримов по-прежнему «слывет тонким азиатским политиком», но не в курсе того, что творится на улицах его страны, в мозгах его гламурных дочерей, в карманах вороватых вассалов и чувствах деградирующего плебса. Инкогнито бродить по ночным переулкам и подслушивать на базарах подобно знаменитому арабскому халифу он не привык, а услужливые информаторы давно доносят до дворца лишь то, что там будет приятно услышать. Стареющий ташкентский хан так же далек от реальности, как поздний Брежнев. Поэтому история московского дворника, живущего в мусоросборнике, страшно удивила его: «Почему этот узбек не смог найти работу на родине?».
В начале и середине девяностых за Каримова в Узбекистане, наверное, в самом деле голосовало большинство. Конечно, без административного ресурса не обходилось никогда, но дело сделали очевидная харизма лидера и обещание скорых перемен. Когда Каримов пошел на третий срок, все уже давно поняли, что Узбекистан так и останется «государством с великим будущим» и с никчемным настоящим, однако промолчали и проглотили.
Государственная пропаганда — не слишком надежное средство для удержания власти в эпоху Интернета и открытых границ. Рано или поздно монарх начинает убивать недовольных сограждан. Лично приказав расстрелять сотни людей в 2005 году, Ислам Каримов, несомненно, продлил свой срок, но и подписал себе окончательный исторический приговор.
Опираясь сначала на любовь широких народных масс, а затем на беззаконие и насилие, бывший коммунист Каримов перечеркнул даже неприглядные успехи двадцатого века, вернув свою страну в начало девятнадцатого. Те, кто пристально наблюдал за Узбекистаном, теперь хорошо понимают, куда может завести поначалу безобидная массовая любовь к «всенародному лидеру».
Судьба Каримова и судьба Узбекистана — печальный пример для всех, кто твердит о «суверенной демократии», о «собственном пути развития». Последние годы авторитет Каримова держится только на жестокости и на крови, а каждый очередной его день рождения грозит гибелью его когда-то очень перспективной стране. Потому что уже не понятно, что страшнее — его затянувшееся правление или грядущий уход.
Даниил Кислов, главный редактор сайта Фергана.Ру
Источник — «Московский комсомолец», 30 января 2013 г.