Узбекистан, 2012: Итоги и прогнозы. Часть I
18 января президент Узбекистана провел специальное заседание, посвященное итогам 2012 года. Правительство республики, как обычно, докладывало об очередных успехах и достижениях, а президент, по сообщениям узбекских СМИ, был всем доволен. Выступил с докладом и сам Ислам Каримов. Указал (цитата по главному информагентству республики «УзА») «на сохраняющиеся серьезные проблемы в глобальной экономике» и то, что экономика Узбекистана продолжила «развиваться устойчивыми высокими темпами», что «обеспечены стабильный рост уровня жизни населения и дальнейшее упрочение позиций страны на мировых рынках».
Удивительно, но глава узбекского государства ни словом не обмолвился о самых важных, по мнению «Ферганы», событиях, произошедших в стране в 2012 году. Это и выход из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и отключение МТС («Уздунробита»), и скандалы с зарубежными счетами влиятельных особ, и беспрецедентная по масштабам хлопкоуборочная кампания, а также энергетический коллапс и разгромы рынков силовиками.
Охлаждение политических отношений с Россией и ее военным блоком стало одним из событий, наиболее обсуждаемых в 2012 году зарубежными аналитиками и экспертами. Именно с этой темы начинает серию своих обзорных статей автор «Ферганы» Максим Бейлис.
Прощай, ОДКБ!
Постсоветские отношения Российской Федерации и Узбекистана изначально носили скорее негативный и недружественный характер вплоть до 2005 года, когда после жестокого подавления беспорядков в Андижане власти Российской Федерации, руководствуясь, очевидно, соображениями сиюминутной политической выгоды, оказали Каримову поддержку как на уровне публичных заявлений, так и практическую помощь на международной арене.
Западные партнеры Узбекистана выступили тогда с безоговорочным осуждением чрезмерного применения силы и потребовали международного расследования событий. Однако власти Узбекистана от этого категорично отказались. Россия проголосовала против осуждающей Узбекистан резолюции ООН, в ответ Каримов закрыл американскую военную базу в Ханабаде и чуть позже Узбекистан вступил в патронируемую Российской Федерацией ОДКБ и массово допустил российский бизнес на свою территорию.
Впрочем, временная оттепель в отношениях с РФ продлилась не слишком долго. К 2012 году Узбекистан покинул ОДКБ, и в этом же году в стране началась компания по разгрому российского бизнеса.
Многим экспертам еще в 2005 году было очевидно, что размораживание отношений с Российской Федерацией носило временный и лишь тактический характер. Ислам Каримов был серьезно обеспокоен угрозой международной изоляции и нуждался в союзнической поддержке Москвы. Однако этот союз, на первый взгляд, искренний и дружеский, нужен был Ташкенту только для того, чтобы выиграть время и, когда подвернется удобный момент, попытаться вновь наладить отношения с США и Евросоюзом, что ему в конечном итоге сделать и удалось. Уже в 2008 году стало ясно, что тесные отношения с Россией тяготят узбекское руководство.
Впрочем, изначально, с самого момента провозглашения независимости Узбекистана, власти этой страны были настроены к России не слишком доброжелательно. Этот настрой не менялся даже в яркие моменты самой показной «дружбы» с Владимиром Путиным. Кампания по сносу памятников, переименованию улиц, напоминавших о присутствии России и Советского Союза, не останавливалась ни на день. Резкие оценки самой России и Советского Союза никогда не исчезали ни из контролируемых властями средств массовой информации, ни из школьных или вузовских учебников.
Экономические отношения с Российской Федерацией никогда не были равными и эквивалентными. Особенно это было заметно по состоянию взаимной торговли. Например, несмотря на двусторонние договоренности, в Узбекистане сегодня невозможно приобрести автомобили российского производства через официальных дилеров. Договоры не продажу автомобилей просто не заключаются ввиду проблем с конвертацией и отказом таможни регистрировать эти договора. В то же время на территории Российской Федерации действует разветвленная сеть автосалонов по реализации недорогих автомобилей узбекской сборки, аналогичных по классу АвтоВАЗу.
Серьезные проблемы с конвертацией неликвидных узбекских сумов имеются и у российских авиакомпаний. Яркой чертой узбекского истеблишмента является желание обмануть, получить какие-то необоснованные выгоды для себя в ущерб иностранным партнерам. И пусть даже в урон своей репутации.
Что дальше?
На выход Узбекистана из ОДКБ Москва резко отвечать не стала. А чем могла бы ответить? Ну, что ни говори, Россия пока еще является серьезным торговым партнером Узбекистана, оставаясь крупнейшим покупателем ряда узбекских товаров, в том числе и автомобилей узбекской сборки. На территории России находится большое число трудовых мигрантов из Узбекистана. Введение визового режима может серьезно по ним ударить и осложнить социальную обстановку в этой трудоизбыточной стране. Впрочем, в своих последних публичных заявлениях по миграционным вопросам российский лидер Владимир Путин дал понять, что на ужесточение въездного режима со странами Средней Азии Россия не пойдет.
В свою очередь, Узбекистан по-прежнему имеет для переговоров с Россией очень серьезные козыри. В стране все еще находятся активы крупнейших российских компаний, таких как ЗАО «ВЫМПЕЛКОМ», владеющее в Узбекистане дочерней компанией мобильной связи, что оказывает услуги под брендом «БИЛАЙН». Несмотря на давление на более мелкие российские компании, в республике добывает сырье «ЛУКОЙЛ», а газовый монополист ГАЗПРОМ имеет на руках крупные контракты по закупке узбекского газа...
Будут ли серьезные проблемы у этих гигантов, покажет время. Однако уже сейчас можно предполагать, что, несмотря на общее охлаждение в политической сфере и разгром части российского бизнеса, гуманитарные контакты, взаимные поездки и трудовая миграция будут продолжаться.
Политическая непогода в отношениях России и Узбекистана пока никак не отражается на интересах жителей Узбекистана и их связях с Россией. А вот отключение «дочки» МТС «Уздунробита» стало для миллионов узбекистанцев просто шоком, который многие не могут преодолеть до сих пор. Об этом - наша следующая статья.
Максим Бейлис