Граждане Таджикистана продолжают погибать от разрывов мин и старых снарядов
Фото – Izvestia.Kz
В конце 2010 года количество граждан Таджикистана, ставших жертвами противопехотных мин, увеличилось на четырех человек.
16 ноября в Таджикистане был выходной день, все праздновали Курбан-байрам. Уже с утра люди, принарядившись, спешили в гости к своим родственникам, чтобы поздравить всех с наступившим праздником, который проходит раз в году. После чтения праздничной молитвы люди целыми семьями приходили на кладбища, приносили венки и цветы на могилы.
В тот же день в далекой России, недалеко от поселка Карповка Городищевского района Волгоградской области, на луковых полях работали около 180 граждан Таджикистана. Четверо таджиков решили согреться после холодной ночи и развести костер - в степи в это время уже довольно холодно. Было около восьми утра, люди сидели у костра, сушили рукавицы и ждали машину, которая должна была увезти собранный урожай. И тут прогремел взрыв - возле костра взорвалась мина времен Великой Отечественной войны.
Погибли 30-летний уроженец Турсунзадевского района Хусанбой Аждаров и 32-летний Равшан Ахмаджанов из села Катаган Бободжонгафуровского района. Еще два человека получили ранения различной степени тяжести. Были госпитализированы житель села Катаган 29-летний Икромджон Кузиев с легким ранением левого глаза и лица, а также 30-летний Абдусаме Хайдаров, которому был поставлен диагноз «осколочное проникающее ранение грудной клетки с ранением левого легкого, ранение обоих глаз, открытый оскольчатый перелом правого надколенника, открытый оскольчатый перелом правой кисти, закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга».
Равшан Ахмаджанов уехал на заработки из Таджикистана 18 марта 2010 года - тогда 200 таджиков отправились из Душанбе в Волгоградскую область при посредничестве ООО «Мигрант». На работу ехала семья Ахмаджановых, три человека. Как рассказала мать погибшего Равшана, 54- летняя Сабохат Ахмаджанова, от нее сначала скрывали смерть сына, сообщили только вечером.
Ранним утром 21 ноября цинковый гроб с телом Равшана выдали родителям на станции «Душанбе». Отец и мать были вынуждены заказать такси и на машине перевезти тело сына домой в Северный Таджикистан.
- Равшан у меня был младшим, мы думали женить его после возвращения, - горько плачет Сабохат Ахмаджанова. - Равшан жил с нами, ухаживал за нами. Мы потеряли кормильца…
Через неделю после взрыва вернулись на родину и 29-летний Икромджон Кузиев и его 26-летняя жена Матлюба.
- Как видите, мы очень скромно живем, - говорит мать Икромджона. - Крыша дома до сих пор без шифера, течет в дождливые дни. В этом году мои сыновья решили поехать на заработки вместе с женами, чтобы, вернувшись, можно было хотя бы крышу покрыть. Но в октябре старший сын Равшан получил травму глаза и был вынужден вернуться домой, его оперировали. Мизерные деньги, которые выдали сыновьям, ушли на эту операцию. А теперь Икрому тоже нужно лечить глаза…
22 декабря после нескольких операций на родину вернулся и Абдусаме Хайдаров. Теперь ему нужно проходить длительный путь реабилитации, но он все равно останется инвалидом. Его супруга Дилором работает в ассоциации дехканского хозяйства имени А.Джумаева, сын Джасурбек учится в четвертом классе гимназии №1 Бободжонгафуровского района.
Это не первый случай, когда трудовые мигранты из Таджикистана погибают на полях от взрывов боеприпасов времен Великой Отечественной войны. 30 мая 2008 года возле поселка Кузьмичи Городищенского района Волгоградской области трое таджиков погибло от такого же взрыва - как сообщали в российских СМИ, бомба, пролежавшая в земле более 65 лет, взорвалась, когда один из работников задел ее лопатой при обработке поля. Таджикские СМИ не удосужились написать об этом инциденте.
Жертвы минной приграничной войны: 87 раненых, 76 погибших
Как показывает практика последних десяти лет, от взрывов мин, как узбекских, заложенных вдоль узбекско-таджикской границы, так и оставшихся со времен Великой Отечественной, страдают простые граждане. Пока не зафиксирован ни один случай, когда от взрыва узбекских мин погиб террорист, наркокурьер, контрабандист или член ИДУ (Исламского движения Узбекистана). Гибнут простые люди, далекие от политики, бизнеса, наркоторговли.
25 декабря 2009 года двое жителей кишлака Зархок джамоата (сельской управы) Хонабод Исфаринского района Согдийской области подорвались на мине вблизи таджикско-узбекской границы. Супруги Ойбек Ибрагимов и Зарипахон Каримова погибли, собирая хворост и дрова для хозяйства. Супруги не заметили, как забрели на заминированную территорию, и неосторожно наступили на противопехотную мину.
По данным Таджикского Центра по минным вопросам, с 1999 года по настоящее время на приграничных участках таджикско-узбекской границы пострадал 161 человек, из них 87 человек получили ранения, 76 погибли. Среди них дети (14 раненых и 15 погибших) и женщины (6 раненых, 5 погибших). От взрывов мин, заложенных на границе Узбекистана и Таджикистана, страдают и узбекские граждане.
Кроме узбекских противопехотных мин, в Таджикистане существует опасность подорваться на минах, заложенных во время гражданской войны 1992-1997 годов. Почти год назад, 19 января 2010 года, в половине второго дня в селе Гушун джамоата Мехвар Пянджского района Хатлонской области произошел взрыв. В результате взрыва пострадали трое детей: пятиклассник Амирбеков Шукрихудо, 1998 года рождения, семиклассник Шарипов Хазратшо, 1995 года рождения и Сайфулло Шарипов, 2004 года рождения. В заброшенном канале рядом с джамоатом дети нашли невзорвавшийся боеприпас. Начали с ним играть, бросали в него камни, а затем решили его вскрыть. В результате удара камнем по боеприпасу произошел взрыв. Шукрихудо Амирбеков от тяжести полученных травм скончался на месте. Другие пострадавшие были доставлены в центральную районную больницу (ЦРБ). Хазратшо Шарипов был госпитализирован с множественными тяжелыми травмами головы, шеи и, плечевого пояса. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, на следующий день ребенок скончался.
Всего же, по данным Таджикского Центра по минным вопросам (ТЦМВ), в настоящее время зарегистрировано более 440 граждан Таджикистана, которые получили ранения в результате подрыва на противопехотных минах и невзорвавшихся боеприпасах. Входят ли в этот список граждане, которые подорвались на территории Российской Федерации, нам не удалось уточнить. Число погибших, по данным Центра, составляет 360 человек.
Площадь смерти - 11 миллионов квадратных метров
Проблема минных полей относится к десятку других нерешенных социальных проблем Таджикистана. По информации Таджикского центра по минным вопросам, в настоящее время в Таджикистане не очищено от мин 11 миллионов квадратных метров.
Таджикистан присоединился к Оттавской конвенции в 2000 году, и территорию Таджикистана должны были очистить от мин к 1 апреля 2010 года. Но Таджикистан, не успевая разминировать земли к сроку, попросил международные организации об отсрочке на 10 лет и о финансовой помощи в 30 миллионов долларов. С 29 ноября по 4 декабря 2009 года в городе Кархетен (Колумбия) прошла вторая конференция по рассмотрению действий Конвенции о запрещении противопехотных мин. Участники конференции поддержали запрос Таджикистана о продлении срока разминирования территории страны.
По мнению председателя Общественной организации «Объединение лиц, пострадавших от мин и других взрывчатых веществ» Музаффара Бабаджанова, необходимо поставить перед международными организациями вопрос о минах, которые находятся на территории Таджикистана, приграничной с Узбекистаном. Нужно усилить разъяснительную работу среди населения, школьников, совместно с пограничниками установить предупреждающие знаки, решить социальные проблемы людей, пострадавших в результате подрыва: инвалидов и детей, оставшихся без родителей.
Напомним, что в 2000 году Узбекистан в одностороннем порядке заминировал некоторые участки границы с Таджикистаном. Предлогом было стремление Ташкента не допустить вторжение боевиков Исламского Движения Туркестана (Исламского движения Узбекистана) на территорию республики и противодействовать контрабанде наркотиков. Согласно международным правовым нормам, в частности, Оттавской конвенции, страна, установившая мины, должна предоставлять сопредельной стране карту заминированной территории. Однако Узбекистан до сих пор не ратифицировал Оттавскую конвенцию и не предоставил такую карту заминированных территории Таджикистану.
Независимые эксперты утверждают: пока не обезврежены противопехотные мины на нашей территории, пока не будут установлены опознавательные предупреждающие знаки, пока есть трудовая миграция и не разрешены социальные проблемы граждан, риск подрыва на минах остается.
Тилав Расул-заде
Международное информационное агентство «Фергана»