Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Ты - меня, я — тебя»: В чем истинный смысл антитаджикских митингов в Узбекистане?

01.04.2010 21:32 msk, Подготовила Феруза Джани

Экономика Узбекистан
«Ты - меня, я — тебя»: В чем истинный смысл антитаджикских митингов в Узбекистане?

Экологическое движение Узбекистана продолжает свою кампанию против Таджикского алюминиевого завода (в 2007 году переименован в ГУП «Таджикская алюминиевая компания» (TALCO).

31 марта у Термезского государственного университета прошла встреча студентов с депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса (парламента), представителями Экодвижения и общественности Сариасийского, Денауского, Узунского районов и города Термеза Сурхандарьинской области.

На встрече, собравшей около 1000 человек, было принято обращение к международным организациям - Генеральной Ассамблее ООН, ЮНЕП, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и другим, - с требованием принять неотложные меры по прекращению загрязнения окружающей среды предприятием «Таджикский алюминиевый завод».

Протестная кампания Экодвижения стартовала 25 марта, она проходит в южном регионе Узбекистана - Сурхандарьинской области. В пикетах принимают участие, в основном, студенты местных колледжей и вузов. Ораторы сообщают, что «в результате промышленного загрязнения атмосферы, воды, почвы и растительности среди населения отмечается рост заболеваний органов кровообращения, пищеварительной системы, дыхательных путей».

Настоящей трагедией, по словам протестующих, «для многих семей стал рост числа врожденных заболеваний среди детей. Нанесен огромный ущерб объектам растительного и животного мира. Снижается плодородие почвы и урожайность сельскохозяйственных культур на территории Сариасийского, Узунского, Денауского и других районов области».

Таджикский алюминиевый завод действует уже 35 лет, однако только теперь Узбекистан начал столь активно выступать против его деятельности, привлекая местных жителей и организуя митинги — используя форму протеста, столь нехарактерную для республики. Ведь в том случае, когда митингующие поднимают реальные внутренние проблемы страны, власти Узбекистана моментально подавляют их силовым методом.

Митинги против TALCO в Узбекистане
Митинги против TALCO в Узбекистане. Фото Uznews.Net

Эксперты «Ферганы.Ру», отметив оправданность беспокойства экологов Узбекистана по поводу загрязнения среды вредными отходами алюминиевого производства, выразили уверенность, что это — не единственная причина проведения кампании против TALCO, а акцент на экологических проблемах - лишь удобная, «цивилизованная» форма выражения отношения официального Ташкента к планам Душанбе по строительству стратегических объектов, в частности, Рогунской ГЭС. Выдвинутые на митингах Экодвижения Узбекистана претензии к таджикской компании отвечают общей государственной политике противостояния с Таджикистаном и являются способом давления на эту республику.

Как отмечает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов, TALCO - это крупнейшее предприятие республики, которое обеспечивает значительные финансовые поступления в республиканский бюджет, поэтому вывод этого завода из строя или дезорганизация его работы будет очень серьезным экономическим ударом по Таджикистану. А ведь Душанбе надеется, что со строительством новых ГЭС у него появится возможность увеличить производство алюминия, а это, соответственно, повлечет за собой еще большее загрязнение окружающей среды, поскольку внедрять экологичные, но дорогостоящие новые технологии TALCO вряд ли будет, полагает эксперт.

Но главная причина недовольства Ташкента заключается в том, что Рогунская гидроэлектростанция позволит Таджикистану регулировать воду, которая орошает значительную часть узбекских земель, и, таким образом, влиять на сельское хозяйство Узбекистана. Естественно, Ташкент не желает попасть в жесткую водную зависимость от соседа.

Митинги против TALCO в Узбекистане
Митинги в Узбекистане. Фото Gazeta.Uz

По мнению международного обозревателя газеты «Время новостей» Аркадия Дубнова, смысл посылаемых посредством Экодвижения Узбекистана сигналов таджикской стороне следующий: «Вы хотите контролировать нас, а мы будем контролировать вас». «Узбекистан дает знать, что он может оказывать влияние на один из главных источников благоденствия Таджикистана - точно так же, как Таджикистан пытается получить в свои руки контроль или политический рычаг воздействия на водно-энергетическую систему Узбекистана - те комплексы, которые обеспечивают ирригацию и вообще жизнеобеспечение всей страны», - считает Аркадий Дубнов.

По мнению эксперта, очевидно, что митинги против TALCO проходят по инициативе узбекских властей и под их полным контролем, поскольку неконтролируемые массовые мероприятия в Узбекистане можно пересчитать по пальцам: это - студенческие волнения в Ташкенте в 1992 году, Андижанские события в 2005-м и редкие локальные акции протеста в регионах. Кроме того, своими выступлениями Экодвижение, впервые в этом году представленное в парламенте, громко заявляет о себе, осуществляя мощную саморекламу.

Политической кампанейщиной считает акции Экодвижения и эксперт РИА «Новости» и «Ферганы.Ру» Санобар Шерматова. По ее мнению, претензии узбекской стороны к TALCO, в принципе, обоснованны, но Узбекистану следовало бы для начала провести официальную экологическую экспертизу этого объекта, как это делают экологические движения в других странах, и только потом, оперируя конкретными цифрами и фактами, привлекать внимание таджикских властей к улучшению деятельности алюминиевого завода. Причем проблемой надо было серьезно заниматься уже лет двадцать тому назад. А политическая подоплека сегодняшних выступлений прозрачна - Узбекистан старается собрать побольше аргументов для воздействия на таджикское руководство, полагает эксперт.

Отметим, что у таджикской стороны тоже есть претензии к некоторым предприятиям Узбекистана, расположенным на приграничных с Таджикистаном территориях. В качестве примера, как пишет интернет-журнал Оазис, чиновники из Государственного комитета по охране окружающей среды и лесного хозяйства Таджикистана приводят Бекабадский металлургический комбинат, выбросы от которого «создали крайне тяжелую экологическую ситуацию почти на всей территории Согдийской области».

Как писала в 2005 году правительственная газета Узбекистана Правда Востока, рассказывая о международной конференции на тему «Ферганская долина: региональные проблемы экологической безопасности», «в Узбекистане вызывают озабоченность Бекабадский металлургический комбинат, Алмалыкский горно-металлургический комбинат и промышленная зона Ферганы. В настоящее время на предприятиях Ферганской области скопилось около 1,5 миллиона тонн отходов. Ими занято свыше тысячи гектаров земли».

В том же материале перечисляются другие экологические проблемы, связанные, в частности, с загрязнением подпочвенных и сточных вод: «По данным Узгидромета, химический состав воды водотоков формируется в значительной степени под влиянием загрязнений, поступающих со сточными водами промышленных предприятий Андижана, Асаки, Ферганы, Коканда, Кувасая... Происходит загрязнение почв нефтепродуктами вблизи нефтеперерабатывающих комплексов, например, около нефтяного месторождения Минг-булак, на нефтеперерабатывающих заводах в городах Андижан и Фергана».

На узбекском сайте Tashpmi.uz называются основные загрязнители экологии Узбекистана, среди них, кроме вышеперечисленных: Бухарский нефтеперерабатывающий завод, хвостохранилища Навоийского горно-металлургического комбината («экологическую ситуацию в Навоийской области можно назвать критической»), заброшенные сельскохозяйственные аэродромы, где до сих пор хранятся хлорорганические пестициды, Ферганский химический завод, Кокандский суперфосфатный завод, не говоря уже об Аральской зоне бедствия.

Остается надеяться, что запала Экологического движения Узбекистана хватит и на то, чтобы обратить свое внимание на эти проблемы, а затем направить праведный гнев населения республики и на вышеназванные предприятия.